Проблематика современной пляски.




Вводное слово.

Привет, дорогой друг!

 

Перед вами мой небольшой труд о русской традиционной пляске. Насколько он получился, оценить вы сможете очень скоро, так как я постарался изложить свои мысли максимально сжато, дабы не отнимать много вашего времени.

 

Хотел бы отметить, это очень важно, что данный материал – это огромная работа для головы. И в этом плане, вы будете большим молодцом, если осилите основную часть описанных здесь мыслей. Весь текст дальше – это достаточно концентрированная информация, изложенная в доступной форме для обычного человека.

 

Главная «проблема» предложенной методики – это плотная работа вашего мозга на осознание самого себя. Мы будем учиться свободно владеть пляской, начнем выражаться через нее культурно и в соответствии с канонами, которые были в традиции русских людей. В этом заключается сильное отличие от многих других методик (не важно пляска это или другое творческое направление), так как многие (но не все) методики нацелены на заучивание какой-либо готовой схемы (танец, композиция, маршрут) и дальнейшее техническое освоение этой готовой схемы до практически идеального состояния. В таком случае мы начинаем осваивать технику, упуская из виду саму суть творчества, выводим творчество на бальную систему, спортивный уровень, на определенные критерии, технические показатели. Пример: сравните выступление на публике с заученным стихотворением и свободное выступление на публике. Мы с вами будем учиться свободному выступлению на публике. Пускай наш «танцевальный язык» вначале будет подводить, слова будут медленно подбираться, мысли будут путаться при виде людей, сканирующих тебя взглядом, но зато это твое и это ты настоящий и исключительный!

Работа будет вестись на три фазы:

1. расслабление,

2. поиск своего естественного движения,

3. а после - изучение культуры традиции русских людей, которая транслировалась и в движении.

Моя методика предполагает ряд упражнений, которые помогут вам провести работу на все эти три этапа.

Мы с вами должны научиться демонстрировать себя на публике красиво, достойно, как это было принято в традиции.

Главной отличительной чертой презентации себя в традиционной культуре, по сравнению с презентацией современной, является то, что сегодня мы выставляем себя теми, кем не являемся по жизни, а в традиции было и есть принято показывать себя такими, какие мы есть на самом деле, стараясь сгладить изъяны характера, которые имеются у всех нас.

Прямую аналогию можно провести с презентациями себя на словах: сегодня люди на словах (особенно мужчины) выставляют себя не за тех, кем являются на самом деле. А можно рассказать о себе культурно, честно, избегая прямой аудио-трансляции своих тараканов в голове. Так вот в традиции было принято демонстрировать себя на публике достойно, показывая лучшие свои стороны, но не врать о себе. В этом принципиальная разница. Причины такого явления лежат на поверхности, но это отдельный разговор.

 

Проблематика современной пляски.

«Что важнее в пляске – выучить дроби или уметь проводить девушку до места?»

 

Есть пляшущие люди, которые действительно творят, мыслят в движении. Но мыслят они по-современному и в этом тоже есть проблема. По-современному — это значит, вкладывать в свои движения современную психологию, которая, имеет большие социальные изъяны, к примеру: эгоизм, самолюбование, выпячивание себя, равнодушие к партнеру, неумение слушать, неумение слышать и нежелание уступить, беготня по жизни за ресурсами, эмоциями, отношениями без остановки и порой даже понимания «зачем я это делаю».

Все вышеперечисленное каждый из нас встречает ежедневно и это наши современные проблемы. Эти проблемы транслируются в том числе и в современной пляске, например: неумение слушать другого, игнорирование окружения, попытка жертвовать своим внутренним «я» ради внешнего сиюминутного признания (эффект инстаграмма), постоянная беготня по кругу (беготня ради беготни, Москва, привет!), «ковровая бомбардировка» топая ногами на убой пока не закончишь пляску. И именно эти современные явления, не относящиеся к культуре и тем более традициям, сегодня присутствуют в фольклорной пляске, казалось бы, с рубахами и гармошками.

Сегодня люди могут выступать в костюмах, плясать под ту аутентичную настоящую живую музыку и даже движения (лексика) могут быть с записей, но отношение к процессу будет современным: «вы не поймете что я пою, а мне пофиг», «эй, баба, сюда иди, я с тобой попляшу и даже до места не провожу» (так же как и до подъезда), «я пляшу, а гармонист меня обслужит» или еще яркий пример - это парная пляска, на самом деле вместо парной пляски будет две параллельно существующие сольные пляски на кругу. Конечно, то, что я описываю не распространяется на всех пляшущих, но все равно явлений таких очень и очень много и это не случайность, а закономерность.

Традиционная культура в этом случае выступает как лекарство от многих современных бед. Изучая традицию и ее культуру, мы сможем стать лучше. Современные пляшущие люди часто не принимают во внимание традиционную культуру, а культура на то и культура – это нормы, которая проверены поколениями и сегодня эти нормы тоже актуальны: сегодня актуально уважение, сегодня актуально умение проводить девушку до дома (желательно, до которого хочет она), сегодня актуально промолчать и дать высказаться другому, сегодня актуально быть собой, уметь показать даже то малое, что имеешь внутри, но показать достойно, красиво, честно. Как раз эти нормы мы с вами и будем изучать с помощью пляски.

 

В текстах ниже я постараюсь довести до вас мысль, что традиционная культура – это этика, которая помогает быть понятным, которая дает ключи от любого человека и любой компании людей. Зная этику в пляске, вы всегда будете желаемым гостем в любой танцующей компании, не обязательно танцующей русский фольклор. Это и есть самый большой плюс традиционной культуры. Этика одна и понятна она на всех континентах и на всех языках. Изучая культуру пляски, мы с вами сможем легко одни и те же приемы применять в любых жизненных ситуациях.

 

Итак, много написал теории, давайте к практике!

Надеюсь, определения и основные описания будут вам понятны и смогут помочь в самостоятельной работе.

 

Вперед, джедаи!

Основная часть.

 

Для начала стоит еще раз вспомнить, что пляска – это способ коммуникации. Это способ продемонстрировать себя и наладить коммуникацию с людьми (зрителями, музыкантом, другом, подругой).

Правила пляски полностью совпадают с правилами выступления на публике с речью: нужно уметь контролировать громкость звучания, нужно говорить уверено, говорить размеренно, не суетиться, выговаривать слова, быть лаконичным, чувствовать каждую секунду зрителей, отзываться на реакции и сигналы из толпы, иметь гибкость, но контролировать ситуацию.

Так же в парной пляске существуют правила, которые встречаются в обычном диалоге с другим человеком: мы не перебиваем, не перетягиваем одеяла, не кричим, уважаем пространство физическое и звуковое друга/подруги, обращаем свое тело и внимание в сторону друга/подруги и т.д.

То есть инструмент выражения может быть разный: речь, пение, танец (пляска), но основы взаимодействия, основы культуры, которую мы с вами изучаем через пляску, будут одни и те же.

 

Через пляску мы учимся традиционной культуре взаимодействия с людьми, с человеком, музыкантом и дальше эту культуру транслируем в других жизненных ситуациях. Фактически при изучении пляске, при изучении основных культурных принципов, этики поведения, вы можете научить ученика (ребенка или взрослого) в игровой форме культуре, правильной схеме коммуникации с другими людьми.

 

В пляске много свободы, и современный человек часто дает распространенное вопросительное возражение, что «если в пляске есть свобода, так я могу делать в пляске что хочу??», ответ ближе, чем мы думаем! Обращаемся опять же к культуре речи: мы с вами все знаем некрасивые слова, теоретически можем себе позволить «выразиться» на публике нецензурно, можем кого-то обозвать или просто сказать о ком-то некрасиво, можем хвалить себя и рассказывать публике только о себе и делать еще много всего чего «хочется», НО каков будет результат в вышеперечисленных случаях? Вас перестанут уважать, вы потеряете свой авторитет, к вам будет отношение как к некультурному человеку.

Тоже самое и в пляске: если вы будете выставлять только себя, показывать на себя руками, тянуть только на себя одеяло внимания публики, громко орать не по делу, грубить движениями, толкать людей, не видеть музыканта, игнорировать партнера по танцу, то к вам будут относиться плохо. Вы свободны в своем выборе, но изучая культуру, вы спляшете так, чтобы вас уважали, хорошо относились и в результате людям будет с вами комфортно.

 

Все что я описал выше – это цель изучения пляски. Мы должны учиться культуре поведения и берем для этого пляску, как одну из множества форм самовыражения.

 

Для начала, чтобы мы уверено себя чувствовали на кругу под живую музыку, да еще успевали дергать конечностями в разные стороны красиво, мы должны изучить основные этапы пляски. Эти этапы нужны для начальной стадии обучения, чтобы у нас был единый понятийный аппарат и была понятна схема. Дальше, когда вы уже будете себя легко чувствовать в пляске, вы можете забыть предложенные ниже схемы и этапы.

 

В начале обучения мы с вами определяем 6 этапов в пляске:

 

1. Проходка

2. Руки (в т.ч. хлопкушка)

3. Коленца

4. Дроби

5. Частушки

6. Акробатика

 

Проходка

Самая важная задача проходки – это движение. Важно найти легкое движение вперед, подобное нити, чтобы не рваться и двигаться плавно вперед, находиться в потоке.

На начальной стадии обучения пляске частой ошибкой бывает заучивание определенных шагов, из за которых мы теряем естественное стремление вперед, вместо этого мы начинаем дергаться и «рваться» назад вперед. Вторая популярная ошибка – это убежденность, что, если я пляшу, то я должен постоянно звучать и перемещаться в пространстве (все время куда-то бежать). Это не так. В пляске не всегда нужно носиться и вообще куда-либо двигаться, тем более постоянно стучать ногами, руками. Обращайте внимание на такого рода ошибки и не допускайте их!

 

Для того, чтобы понять, что не стоит постоянно дергаться, двигаться в панике и топтать, мы с вами сделаем несколько простых технических заданий, которые помогут успокоиться нашему мозгу, т.к. мозг от услышанной музыки и вообще ситуации пребывает у большинства людей в дичайшем шоке!

 

Задание № 1.

Громко-Тихо – озвучка в ногах, проходка то без звука, то со звуком.

Задание № 2.

Быстрее-медленнее движение по кругу– смена темпо ритма.

 

Задание № 3.

Смена направления – движение передом, спиной, боком, в кружении по кругу, по спирали в центр круга заход;

 

Задание № 4.

Точка-остановка – точка ваша индивидуальная, пауза в трех видах: заморозка, пружинка, на месте отрываем стопы от земли, переминаемся.

 

Теперь комбинируем!

 

К примеру, Связываем упражнения №1 и №2 – один круг проходим громко и быстро, второй без звука и медленнее.

Меняем последовательность – теперь один круг со звуком двигаемся медленно, без звука второй круг двигаемся быстрее.

Связываем задания № 1, 2 и 3 – один круг двигаемся передом со звуком и быстро, после чего меняем направление, начинаем двигаться спиной и идем без звука и медленнее.

Другая комбинация – половину круга двигаемся левым боком без звука и быстрее, меняем направление и правым боком со звуком и медленнее.

Комбинируем все возможные варианты, к примеру: со звуком-медленно-спиной, без звука быстро правым боком, со звуком быстро передом, без звука медленно спиной, со звуком быстрее левым боком.

Все эти комбинации можно выполнять раз за один круг, можно на половину круга, на 1/3 круга или на ¼ круга. Меньше не советую, чтобы не создавать суету.

 

Советы/упражнения:

1. Начинайте движение с самого простого шага, за который вы точно уверены.

2. Используйте паузу после точки, лучше продолжительную, это хорошая возможность спокойно обдумать следующую комбинацию. Во время паузы обращайте внимание на стопы ног, они могут в ритме стучать под музыку, что не является пороком, но большинство случаев такого движения – это следствие автоматических движений (зажимов), о них немного позже.

3. Старайтесь не делать длинных шагов, особенно если есть цель извлекать звуки, на этапе обучения легче всего извлекать звуки в ногах при минимальной длине шага. Во время изучения лексики в ногах (разных ходов), делайте минимальные шаги, не неситесь быстро вперед, это усложняет обучение, мозг уже решает две проблемы – быстрое движение вперед метровыми шагами, во время которых уже не до калибровки шага.

4. Чаще кружитесь на кругу.

5. Обратите внимание на верхнюю часть тела, на руки. Мужчины – на плечи, локти, грудь. Девушки – на пальцы и кисти.

6. Мужчины с крупными габаритами, помните, что 70% успеха вашей пляски заключается в умении спокойно выйти, раскрыть грудь колесом, плечи прямые, подбородок немного приподнять и вы – победитель! Не стоит утруждаться большим количеством мелких действий в ногах, оставьте это маленьким и щупленьким, вас и так уже любят и боятся! При ваших кондициях лишнее мелкое резкое движение будет иметь обратный эффект, найдите видео с пляской крупных людей и сами все поймете.

7. В традиционной культуре часто встречаются такие полярные понятия, как огонь-вода, земля-воздух, вверх-вниз, вперед-назад, быстро-медленно. Пробуйте делать больше разных движений в пляске, которые существуют на контрасте. Это касается особенно мужчин. Вверх-вниз, резко-плавно, вперед-назад, влево-вправо и т.д.

8. Добавляйте на свою проходку естественный шаг – это мерило владения своего тела. Во время естественного шага не опускайте руки, не сутультесь, естественный шаг совсем не означает, что все тело должно быть пассивным, наоборот – на спокойную проходку можете наложить активные энергичные руки и верхнюю половину тела.

9. Кто чувствует уверенность в движении - держите уровень глаз и головы, начинайте смотреть вокруг себя.

10. Обязательно следите за тем, чтобы во время проходки ваша верхняя часть тела не теряла естественного положения. Цель – независимо от шага в ногах нести свою верхнюю часть тела без явного изменения состояния (в т.ч. без тряски и без зажимов в плечах). Положите свои руки на плечи вашего ученика, попросите его походить естественным шагом, почувствуйте легкость в его походке. При смене шага с естественного на любой другой, плечи ученика просядут вниз и плечи будут зажиматься, даю на это 99%. Это очень важный навык на раскрепощение тела, чтобы мы не были единым тяжелым монолитом. В традиции множество примеров такого навыка в движении – женское северное движение «утица», когда девушка плывет создавая звуки в ногах.

 

 

Этап №2. Руки.

 

Данный этап для легкости изучения делим на 2 темы:

 

1. Включенность рук

2. Движение рук.

 

1. Включенные руки – это фиксированное положение рук, которое не предполагает их движение. Включенность руки – это показатель тонуса рук и их вовлеченности в процесс пляски. Отмечу, что включенность рук – это фиксация рук, без движения. Главное условие – статичность положения рук. Обратите внимание, что фиксация должна быть «мягкой», мышцы должны быть в тонусе, избегайте чрезмерного напряжения в руках.

Наши руки состоят из нескольких частей: плечи, локти, предплечье, кисти, пальцы. Включенность может быть в любой из вышеперечисленных частей, т.е. для эффекта включенности достаточно свести кулачки, или отвести руку в локте или отвести руку в плече.

 

Далее. Руки могут быть включены в положении:

· Параллельном (зеркальном). К примеру, вытянутом положении перед собой, или поднятыми над головой на ширине плеч.

· Противоположном, или не связанными друг с другом: левая рука вверху, правая внизу, или левая рука вперед, правая в сторону или вверх.

 

 

2. Движение рук.

Для правильного движения рук надо добиться включенности рук. Пока руки не будут находиться в тонусе и не будут поддерживать вас, двигать руками бессмысленно, т.к. они будут просто забивать голову дополнительной задачей, с которой вы, возможно, не справитесь, руки будут автоматически двигаться без вашего внимания (пример тому практически все фольклорные коллективы).

Аналогия: представьте, что у вас есть машина. Для начала, чтобы машина поехала, надо включить мотор, а потом уже двигаться. Тоже самое с руками – вначале включаем, потом едем. Если машина двигается, но не включена – это не есть хорошо! Так же как и наши руки не создают положительного эффекта без вашей осознанности.

 

Отмечу, что часто на начальном уровне обучения, человек всегда в пляске дергает руками. Наша с вами задача – объяснить своему телу и мозгу, что во время пляски куда лучше и красивее руками не дергать, а раскрыть руки в разные стороны и подвигаться без импульсивных дерганий в руках. Для этого сделаем несколько добрых, проверенных, простых упражнений:

 

Задание №1.

Во время проходки наши руки находятся во включенном положении. Во время остановки – руки начинают двигаться.

Обращайте внимание, чтобы во время остановки и движения руками, наши ноги находились в спокойном уверенном положении, нужно помнить, что когда наше внимание нацелено на верхнюю часть тела, нижняя может потерять ваш контроль и начинать непроизвольные автоматические движения.

 

Задание №2.

Теперь во время проходки наши руки находятся в движении. Во время остановки – руки во включенном положении.

 

Задание №3 (задание для тех, у кого хорошо получаются 1 и 2 задания по рукам)

Меняем дальше: теперь у нас одна рука включена, вторая в движении. Переключаем руки во время остановки, то есть если во время проходки левая рука была в движении, а правая включена, то во время остановки правая рука в движении, левая включена.

 

В дальнейшем действие рук по принципу «включенность» и «движение» можно распространять на другие этапы. К примеру, во время проходки руки включены, во время коленец руки двигаются, во время дробей руки включены, а во время частушки руки опять в движении. И наоборот.

 

Советы/упражнения.

1. Старайтесь доводить до мальчиков, что движение руками – это большая ответственность и руки должны быть со смыслом. К примеру, если ты двигаешь руками в пляске, в тебя кинули пустую пластиковую бутылку, она пролетела сквозь твои руки без сопротивления и попала тебе в голову, то нет смысла вообще в этих всех движениях рук! То есть руки в движении должны отвечать ситуации, эти руки в движении могут моментально поймать падающую девушку рядом, увести от удара рядом летящей пары в танце, поймать туже самую бутылку, либо платочек. Мальчики от 8 лет уже понимают, о чем идет речь.

2. Возвращаясь к теме полярности в одном целом, дам упражнение «Спокойный верх, активный низ» и наоборот – «Активный верх, спокойный низ», как это делается? Во время проходки старайтесь в ногах спокойно двигаться (естественным шагом, либо другим ходом), а потом меняться и менять полюсы: теперь мы активные в ногах (дробим, шумим, топаем), но наши руки плавно двигаются или вообще находятся в простом включенном положении.

3. Упражнение выше является прямой психологической работой, так как большинство современных людей считают, что если надо стучать громко ногами, то делать это надо быстро и дергая всем телом (даже зажимая руки, плечи, шею), но это не так. Как мы с вами узнали, можно «разъединять части тела» и на одну часть определять активную фазу (к примеру, на ноги), на другую спокойную (пассивную) – на руки. Современный человек очень плохо знает свое тело, у большинства тело в танце расстроено, словно расстроенная гитара. Таким упражнением мы «калибруем» свое тело и заставляем мозг прорабатывать, подключать каждую часть тела. В целом, на примерах десятков видео с пляской традиционных исполнителей, оно так в культуре и было.

4. Для мальчиков хорошо еще идет упражнение, во время которого вы подставляете руки им под мышки и тянете вверх. Во-первых, вы вытягиваете ребят вверх, и они ловят более легкое положение в теле, они вытягиваются. Во-вторых, в их плечах появляется ощущение наполненности, объема, который потом сохраняется на всю жизнь. Тянуть вверх нужно каждое занятие по 10-15 секунд, как правило в течение 8 занятий у парня появляется включенность в руках (плечи, грудь).

5. Ваши открытые ладони – дополнительный бонус к открытости и доверию публики к вам (принцип невербального диалога, начальный курс).

6. Руки – это отличный способ завладеть вниманием публики и не упасть в грязь лицом во время пляски, если дроби и работа ног у вас не отточены. Даже на простом естественном шаге под музыку и красивые движения руками можно очень хорошо себя продемонстрировать и вызвать уважение публики и участников пляски.

7. Обязательно развивайте в дальнейшем темы «включенность» и «движение» и обязательно их мешайте местами, экспериментируйте и находите удобное положение в руках.

 

3. Хлопушки.

 

Хлопушки – это одна из трех форм звукоизвлечения: ноги, руки, голос. Хлопушка относится к звукоизвлечению руками. В традиционной пляске с помощью хлопушек общались с гармонистом, с партнером по пляске, с кругом, поддерживали себя эмоционально, давали сигналы кому-либо. Вспомним, что пляска – это способ общения, пускай примитивный, но все равно способ.

 

Важно понимать, что хлопушка имеет эмоциональную подоплеку, как и вообще все в пляске. Это ваш эмоциональный заряд, переход на следующий уровень адреналина и активности. Так же хлопушка обязана быть в ритме.

Я вообще стараюсь хлопушки не давать сразу, т.к. если их неправильно выучить, то они будут по жизни у пляшущего выполняться механически, без эмоций. Наоборот, много было историй, когда парень на эмоциях при красивой девушке в пляске начинал хлопать в ладоши, пускай даже не совсем выдерживая ритмический рисунок, да и не важно, но главное – это эмоционально, наполнено, сильно, актуально, с желанием.

 

Если у вас с желание уже все хорошо, то давайте изучим что у нас есть?

 

Хлопушки мы с вами делим на следующие под-этапы:

1. Хлопушка на месте;

2. Хлопушка на ходу;

3. Хлопушка акробатического характера (мужская).

 

Сразу предчувствуя дух фольклориста-этнографа-специалиста-магистра, сообщаю – ДА, девушки тоже делали в пляске хлопушки. И на месте, и на ходу.

 

1. Хлопушка на месте – практически все известные мне хлопушки на месте делаются за счет следующих трех основных видов:

- хлопок одинарный,

- сдвоенная хлопушка (синкопа) – это два удара, но не два одинарных, а сбитых в ритме,

- тройная хлопушка.

Хлопушка на месте имеет начало и имеет конец. Пробуйте задать себе в голове определенный ритмический рисунок и его исполнить. То есть заделать план в голове и его исполнить – это нужно только на этапе обучения, чтобы вы не затягивали хлопушки по 1 минуте без необходимости. Можно «проговорить» хлопушкой любую простую скороговорку:

 

«Из под топота копыт

пыль по полю летит»

 

Это позволит нам начать и закончить ярко и четко. В противном случае вы можете начать хлопать и не знать когда именно закончить – получится неуверенное окончание, а это может сбить всю динамику.

Мужчины, во время хлопушки по нижним частям тела (голень или по полу), старайтесь держать спину ровно и опускаться за счет низкого приседа.

 

Хлопушка на ходу.

Тут самое важное - это поймать структуру.

Структура простая – топ – хлоп – топ – хлоп.

«Топ» должен выполняться то левой то правой ногой поочередно, шаг максимально естественный с добавлением звука в землю. Одной ногой не стучим два раза. 1 топ левой ногой, 2 топ правой ногой, 3 топ левой ногой, 4 топ правой ногой и т.д.

Ассоциация для правильного удара ногой («топ») – отряхиваем ноги перед подъездом от снега: удар ногами плотный, чтобы мокрый снег слетел, но с минимальным подъёмом ноги.

Основа – это топ (удар ногой). В начале начните стучать ритм в ногах. После этого подготовьте руки, они должны быть ближе друг к другу и начинайте попадать хлопками между «топами» в ногах. Руки хлопают на уровне груди, локти не зажимаем, плечи и кисти легкие.

Я называю всю эту структуру просто – «удар между ног».

Далее, когда у вас получился этот джаз, мы просто варьируем удары руками по разным частям тела и сдвоенные удары (см. хлопушка на месте). Девушки били руками или по рукам или по ногам выше колена. Мужчины – куда угодно.

Советы: начинайте изучение этой структуры на месте. Темп подберите медленный и делайте медленно до уверенного ощущения. Когда получилось на месте и среднем темпе – начинайте двигаться вперед. Получается? Двигаемся задним ходом (спиной) и держим структуру. Далее боком, в кружении вокруг себя на ходу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: