ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РЕЖИССЕРА




Режиссер постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла объединяет работу над постановкой всех участников – актеров, художника, композитора, звукорежиссера и т.д.

Режиссура – организация зримого действия

Сценическое действие – волевой, целенаправленный акт поведения актера на сцене.

Сценическая задача – цель действия в рамках предлагаемых обстоятельств.

Предлагаемые обстоятельства – условия, диктующие поведение.

Событие – действенный факт, меняющий линию поведения. (начинается: «и вдруг!», когда возникает новое событие, прежнее превращается в предлагаемые обстаятельства)

Сценарий – литературно-сценическая разработка мероприятия.

Праздник – день торжества, посвященный какому-либо событию. Отличительные особенности: обширная территория, широкое участие масс, одновременное или последовательное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия.

Представление – театрализованный концерт. Отличительные особенности: определенная площадка, предполагающая распределение людей на исполнителей и зрителей.

Мизансцена – расположение актеров на сцене в тот или иной момент действия. (Опорные точки, которые обыгрывают актеры)

Идея – главная мысль

Сверхзадача – конечная цель постановки (ради чего я ставлю, чего хочу от зрителя?)

Тема – конкретный жизненный материал, положенный в основу мероприятия (о чем?)

Конфликт – реальная борьба противоположностей, происходящая на сцене.

Виды: герой – герой, герой – среда, герой – зрительный зал («Ревизор»), персонифицированный (внутренний)

Композиция – расположение материала. (Экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, финал)

Кульминация – момент наивысшего напряжения действия.

Темпо-ритм – органическое сочетание скорости и внутреннего накала страсти.

Жанр – способ разрешения конфликта.

Виды: чистые (драма, комедия, трагедия…)

Смешанные (траги-фарс, траги-комедия, мелодрама..)

 

Монтаж – способ организации разнородного материала

Виды: поэпизодный, внутриэпизодический

 

Режиссерский замысел – образное видение (понимание) будущей постановки.

 

Режиссерский постановочный план – документ, в котором отражается план мероприятия, перечень эпизодов, концертный номеров и т.д.

 

Сценарный ход – прием ведения вечера, представления, праздника – стержень соединяющий все эпизоды.

 

Событийный ряд (фабула) – последовательная цепь событий сквозного действия (Исходное – Центральное – Главное)

 

Кульминация наивысшая точка напряжения

 

Инсценировка – переложение прозаического или поэтического произведения на драматургическую основу (для театра, с разбивкой по ролям)

Зеркало сцены – пространство, обрамленное портальной аркой

 

Портал – архитектурная арка, обрамляющая зеркало сцены.

 

Конферансье – артист эстрады, в отличии от ведущего концерта, имеет собственные номера.

 

«Капустник» - шуточное, пародийное представление на актуальную тему (пр. театральная тема). В дореволюционной России обычно устраивались во время «великого поста», отсюда название от традиционного «великопостного блюда» - капусты

 

Репетиция – основная форма подготовки театральных, эстрадных цирковых представлений, отдельных номеров, путем многократных повторений

 

Реприза (в цирке и на эстраде) – словесный или пантомимический номер, трюк, шутка, анекдот

 

Пантомима – искусство создания сценического образа при помощи пластики, сценического движения, мимики, жеста.

 

Перформанс - (перфоманс) (англ. performance - букв. - представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали ""живые картины"". В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. Художник, используя средства аудио- и видеотехники, пантомимы, музыки, совершает некое действие.

Инсталля́ция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

Основоположниками инсталляции были Марсель Дюшан и сюрреалисты.

Хэппенинг ( англ. happening) – театрализованное представление с участием художников, актеров, публики, где каждый несет свою собственную идею, не являясь частью общего драматического сюжета.

Флэшмо́б (от англ. flash mobflash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, проводят пятиминутный митинг, выполняя заранее оговоренные действия (сценарий) и затем одновременно расходятся. Сбор участников флэшмоб осуществляется посредством связи (в основном это Интернет)

Основные принципы флэшмоба:

1. спонтанность;

2. отсутствие централизованного руководства;

3. отсутствие каких либо политических, финансовых или рекламных целей;

4. деперсонификация; участники флэшмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает;

5. отказ от освещения флэшмоба в СМИ;

ОБРЯД совокупность традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человеческого общества, служащие символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления

· семейные обряды (рождение, крещение, венчание, одевание невесты, сватовство, обручение, выкуп, снятие фаты, танец невесты и др.)

· календарные обряды (связанные с религиозными календарными праздниками – Рождество (гадание), Масленица (заклички весны, сжигание чучела), Пасха, Троица (плетение венков), Праздник урожая (осенины)

· сельскохозяйственные

· торжественные – бракосочетание

РИТУАЛ вид обряда, церемониальная форма официального поведения:Инаугурация (церемония вступления в должность; в основе лежит ритуал коронации монархов)

 

ОБЫЧАЙ стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной среде и является привычным для их членов(отмечать религиозные календарные праздники так, а не иначе; выпекание пасх и кулечей, крашение яиц, народные гуляния, традиционные игры, прыгание через костер на Ивана Купалу, поощрять и наказывать)

 

ТРАДИЦИЯ элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных общественных и социальных группах в течении длительного времени. (В качестве традиции выступают определенные общественные нормы поведения, ценности, обычаи, обряды, ритуалы и тд.)

Либре́тто (из итал. libretto «книжечка», уменьш. от libro «книга») — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, например оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.

Саундче́к (англ. Soundcheck) — процесс настройки звукового оборудования и аппаратуры, а также проверка звука перед началом мероприятия

Кулисы театральные - элементы декорации из ткани (свободно висящие или натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены. Вместе с падугами образуют одежду сцены

Падуга - Полоса ткани, маскирующая на сцене верхние пролеты над декорациями, световую аппаратуру и т.п. Вместе с кулисами образует одежду сцены

Штанкет — это металлическая штанга, которая делается из цельной трубы, либо сваривается из нескольких составных частей и крепится на тросах.
Штанкеты располагаются рядами над сценой и служат для подвески кулис, падуг, занавесов, задников и плоских декораций.

Сценогра́фия (театрально-декорационное искусство) — вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля, эстрадного представления и созданием его зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники.

Контент - это любое информационное наполнение чего-либо (картинки, текст, видеоролики и т.д.) (англ. content — содержание).

Буффона́да (от итал. buffonata — шутовство, паясничанье) — утрированно-комическая манера актёрской игры. Основана на резком преувеличении (гротеск), окарикатуривании действий, явлений, черт характера персонажа...

Синхробуффонада - это сценка, во время которой звучит фонограмма, связанная сюжетной линией (музыка, шумы, возгласы, удары и т.д...

Ремейк – новая версия произведения искусства с изменениями

Ремикс – версия музыкального произведения в современной аранжировке. Иногда путем перемешивания нескольких частей исходной композиции.

Призматрон – трехгранный рекламоноситель

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: