Задание: читаем лекционный материал и делаем краткие записи (определения, правила или основные законы) в лекционных (общих) тетрадях.




Тема: Орфоэпия. Ударение.

Дата: 11.09.2021г.

Цели урока:

- формировать у студентов представление об орфоэпии и орфоэпической норме;

- познакомить с отдельными правилами орфоэпии;

- воспитывать культуру речи

- изучить роль ударения в жизни человека и формировать потребность в правильности произношения слов.

Задание: читаем лекционный материал и делаем краткие записи (определения, правила или основные законы) в лекционных (общих) тетрадях.

Термин орфоэпия состоит из древнегреческих слов ὀρθός, что означает «правильный», и ἔπος, что переводится как «речь». Соответственно, орфоэпия — это наука, изучающая «правильную речь», определяющая нормы произношения, их обоснованием и закреплением в языке. Предмет и задачи этой науки — верное произношение звуков и ударений в словах. Для норм произношения слов русского языка характерно не всегда проговаривать те звуки, которые, кажется, должны быть (например, глухой согласный звук на конце слова вместо звонкого: бог, дуб, воз, год) или изменять / не изменять ударение в разных формах одного и того же слова: то´рт — то´ртов, ба´нт — ба´нтов, но голова´ — голо´в, волна´ — волна´м и во´лнам (в зависимости от значения). К тому же, некоторые слова имеют несколько вариантов произношения, например вариации произношения согласных звуков перед [е]. Тем не менее, даже при наличии вариантов, некоторые из них считаются предпочтительными, а прочие — допустимыми. Поэтому, чтобы правильно говорить на русском языке, необходимо знать и использовать орфоэпические нормы. Правила орфоэпии Неправильное произношение звуков и ударений в словах, казалось бы, не несет в себе ничего криминального, однако на деле это не так. Ошибки, отклонения от орфоэпических норм отвлекают собеседника, заставляя концентрировать свое внимание на неверном произношении, а не на смысле произносимого. Все это усложняет понимание и общение. Речь на выступлениях, к примеру, обязана быть правильной, ведь только тогда оратору удастся донести смысл своих слов до аудитории. В области публичных выступлений колоссального успеха в сохранении классического литературного произношения достигли Московский Художественный академический театр им. М. Горького и Малый академический театр.

Разница в произношении слов не всегда связана с некоторой необразованностью человека. Россия — страна с огромной территорией, простирающейся на миллионы километров. И во всех уголках нашей родины русскоязычные люди говорят на русском языке по-разному. Местные диалекты представляют и «окающие», и «акающие», и даже «цокающие» говоры. Так, например, Москва, Московская область и центральная часть России отличается умеренным «аканьем». Именно оно и стало эталоном русского литературного произношения, показателем культуры речи. Однако помимо разности диалектов и говоров, на произношение влияет и обстановка, в которой общаются люди, и уровень образованности. Например, в бытовом неформальном общении все слова и звуки укорачиваются, но зато могут проговариваться те, которые по правилам орфоэпии следовало не произносить, а использовать только на письме. Также не стоит забывать о сленговых выражениях, необоснованном заимствовании иноязычных слов, нечеткой дикции — все это делает нашу речь далекой от орфоэпических норм родного языка. Литературные нормы орфоэпии делятся на две части: правила произношения гласных и согласных звуков, правила произношения ударений. Для орфоэпических норм характерны следующие черты: вариативность, устойчивость, общеобязательность, согласование с языковыми традициями. Формулировкой орфоэпических правил и норм занимаются специалисты — филологи. Прежде чем внести какие-либо поправки в произношение того или иного слова, учёные анализируют уровень распространённости этого варианта, историческую и культурную связь с лексикой прошлых лет, соответствие правилам и законам языка.

Стили орфоэпии.

Всего в русском языке выделяют три стиля произношения: литературный, книжный, разговорно-просторечный. Литературным стилем, чаще всего, владеют образованные люди, знающие правила произношения русского языка. Книжный стиль отличается четким произношением всех звуков и реплик. Чаще всего его используют для выступлений в кругах ученых. Для разговорно-просторечного стиля характерно использование лексики, подходящей для общения в неформальной обстановке. Им пользуется большинство людей. Разделы орфоэпии Для облегчения процесса овладения литературным языком нормы произношения делятся на несколько разделов: произношение гласных звуков; произношение согласных звуков; произношение особых грамматических словоформ; произношение заимствованных слов. Произносительные нормы зависят от настоящих фонетических законов русского языка, таким образом фонетика и орфоэпия неотделимы друг от друга. Для того, чтобы знать все закономерности фонетики, разбираться в ударении, в изменении ударности при изменении формы слова, необходимо обладать определенными знаниями в этой области. Обе науки занимаются изучением звучания речи. Моментом несхожести между фонетикой и орфоэпией является то, что первая допускает вариативность в произношении звуков, а орфоэпия — это наука, определяющая правильный вариант такого произношения в соответствии с нормами.

Орфоэпические нормы охватывают устную речь, устанавливая литературное произношение, и тем самым способствуют более быстрому и легкому взаимопониманию говорящих. Напротив, нарушение в речи произносительных норм отвлекает от ее содержания и в результате мешает языковому общению.

Следует запомнить слова, вызывающие в речевой практике затруднения:

Произносите с [ о ]

Бл е клый, дар е нный, ж е лчь, зат е кший, на е мник, никч е мный, новорожд е нный, одноим е нный, остри е, св е кла, плат е жеспособный, прин е сший, перевед е нный, щ е лка.

Наряду с этим имеются многочисленные факты сохранения [э].

Произносите с [ э ]

Атл е т, аф е ра, бл е ф, быти е, забр е дший, л е ска, наперч е нный, одновр е менный, одноплем е нный, оп е ка, ос е длый, отцв е тший, пре е мник, разноврем е нный, скл е п, соврем е нный, хреб е т, шл е м.

Следующий орфоэпический аспект связан с произношением согласных. В этой связи важнейшими являются нормы:

- употребления [чн-шн] и [чт-шт];

- употребления мягких/твердых согласных перед [э] (орфографческой е).

В современной устной литературной речи сочетание [чн] вытеснило сочетание [шн]. Поэтому нормативный произносительный вариант совпадает с орфографическим.

Произносите как [ чн ]

Алчный, башмачный, беспечный, беспроволочный, будничный, булавочный, бутылочный, войлочный, галстучный, закадычный, закусочный, игрушечный, маскировочный, молочный, молочник, мучной, посадочный, табачный, фабричный.

Однако в некоторых словах на месте орфографического сочетания чн сохранилась старая норма произношения – [шн]

Произносите как [ чн ]

Девичник, конечно, нарочно, очечник, скворечник, скучно, прачечная, пустячный.

Кроме того, сочетание чн рекомендуется произносить как [шн] в женских отчествах на – ична.

Произносите как [ шн ]

Ильинична, Кузьминична, Никитична, Фоминична.

Слова булочная, копеечный, порядочный произносится вариативно: було[ чн ]ая и бул[ ош ]ная, копе[ чн ]ый и копе[ шн ]ая, порядо[ чн ]ый и поряд[ ош ]ный.

Сочетание чт в соответствии с современными нормами произносится как [ шт ] в слове что и производных о него: ничто, чтобы, кое-что, что-то, что-нибудь; что-ли, что-либо, потому что.

Исключением является слово нечто [ чт ].

Во всех остальных случаях орфографическое чт совпадает с произношением: мачта, мечта, ничтожный, почта, почти.

Следующее правило употребления согласных звуков связано с тенденцией произношения согласных перед [э], обозначающегося на письме буквой е, от твердого согласного к мягкому. Речь идет о заимствованных словах, большая часть которых под влиянием исконно русских слов произносится со смягченным согласным.

Произносите мягко

Ака [ д̕̕̕ э ] мия, ба [ рʼэ ] льеф, брю [ нʼэ ] т, [ дʼэ ] градация, [ дʼэ ] дукция, [ дʼэ ] када, [ дʼэ ] кан, [ дʼэ ] канат, [ дʼэ ] кламировать, [ дʼэ ] кларировать, [ дʼэ ] корация, [ дʼэ ] мобилизация, [ дʼэ ] мон, [ дʼэ ] п [ рʼэ ] ссия, [ дʼэ ] спотия, [ дʼэ ] фект, [ дʼэ ] фис, конг [ рʼэ ] сс, к [ рʼэ ] м, конк [ рʼэ ] тно, ко [ фʼэ ], [ лʼэ ] ди, му [ зʼэ ] й, О [ дʼэ ] сса, па [ тʼэ ] нт, пио [ нʼэ ] р, п [ рʼэ ] сса, [ рʼэ ] йтинг, [ рʼэ ] йс, [ рʼэ ] квием, [ рʼэ ] льс, [ рʼэфʼэ ] ри, [ сʼэ ] ссия, [ тʼэ ] ма, [ тʼэ ] нор, [ тʼэ ] рмин, [ тʼэ ] ррритория, [ тʼэ ] ррорист, ши [ нʼэ ] ль, юриспру [ дʼэ ] нция, эф [ фʼэ ] кт.

Другая группа иноязычной лексики нередко сохраняет твердое произношение перед [э], как в языке, из которого она заимствована.

А [ дэ ] кватный, ан [ тэ ] нна, анти [ тэ ] за, а [ тэ ] изм, биз [ нэ ] с, бифш [ тэ ] кс, бу [ тэ ] рброд, ге [ нэ ] зис, [ дэтэ ] ктив, [ дэ ] нди, [ дэ ] факто, [ дэ ] филе, [ дэ ] юре, диспан [ сэ ] р, ин [ тэ ] грал, ин [ тэ ] нсивно, ин [ тэ ] рвью, ка [ пэ ] лла, каба [ рэ ], кара [ тэ ], каш [ нэ ], ко [ дэ ] кс, компью [ тэ ] р, кри [ тэ ] рий, ло [ тэ ] рея, майо [ нэ ] з, о [ тэ ] ль, пар [ тэ ] р, сви [ тэ ] р, [ сэ ] рвис, [ тэ ] зис, [ тэ ] мбр, [ тэ ] н [ дэ ] нция, [ тэ ] рмос, [ тэ ] ст, фо [ нэ ] ма, ша [ тэ ] н, шос [ сэ ], экс [ тэ ] рн, эс [ тэ ] т.

Не смягчается согласный перед [ э ] и в иностранных собственных именах: [ Дэ ] карт, С [ тэ ] ндаль, Шо [ пэ ] н, «Юмани [ тэ ]», Воль [ тэ ] р.

Третья группа допускает два варианта произношения:

бассейн – ба[с ʼ э]йн и ба[сэ]йн, гангстер – гангс[т ʼ е]р и гангс[тэ]р, дезодорант – [д ʼэ ]зодорант и [дэ]зодорант, консенсус – кон[с ʼэ ]cус и кон[cэ]нсус, нейлон – [нʼэ]йлон и [нэ]йлон, темп – [т ʼэ ]мп и [тэ]мп.

Одна из причин такого явления заключается прежде всего в степени «русифицированности» заимствованных слов: чем больше слово осваивается русским языком, тем вероятнее вариант смягчения согласных перед [э].

Рассмотрим ударение русского языка.

Ударение – это выделение каким-либо акустическим средством одной из сегментных единиц языка — слога, слова или синтагмы. Физическим носителем ударения являются слог или мора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: