Палеолитическая индустрия подготовила условия для появления мезолитических орудий. Многие орудия позднего палеолита не только существуют в мезолите, но и получают дальнейшее развитие. Это касается особенно составных орудий, которые широко распространяются в это время. В южных областях появляются геометрические кремневые орудия, представляющие собой маленькие кремни поперечником 1—2 см в виде сегментов, трапеций, треугольников. За свои размеры они получили название микролитов. Их использовали в качестве вкладышей в костяную или деревянную основу, расщепленную вдоль, закрепляли каким-нибудь вяжущим веществом (например, смолой) и перевязками. Получалось режущее орудие, не уступающее по своим рабочим качествам орудиям, сделанным целиком из кремня. Производство цельнокремневого орудия было трудоемко, при этом неэкономно расходовался кремень, который на поверхности земли стал встречаться гораздо реже, чем раньше[5]. При поломке такое орудие починить было нельзя, а составное чинилось — достаточно было заменить сломавшийся вкладыш. Орудиями с кремневыми вкладышами пользовались даже в бронзовом веке. Микролиты имели и другое назначение — их использовали в качестве наконечников стрел. Изобретение лука и стрел — одно из важнейших изобретении мезолита. На юге наконечниками стрел служили геометрические орудия, на севере, в среднерусских лесах и аналогичной им зоне, были распространены наконечники из ножевидных пластинок, правильных очертаний, часто имевших иволистную форму. Это тоже вкладыши, так как стрела с наконечником является составным орудием.
С подавляющим увеличением числа микролитов на юге и орудий па пластинах на севере (а это произошло в одно и то же время) Население вступает в мезолитическую эпоху. Это и есть грань, отделяющая мезолит от палеолита.
|
Предполагают, что в палеолите на короткое время появлялись некоторые орудия и изделия, типичные для последующих эпох. Но в палеолите они были случайны и массовыми стали много позже. При этом следует отметить: существенно не возникновение той или иной вещи, а их господство. Мезолит же по своей индустрии гораздо более тесно связан с последующей эпохой, чем с предыдущей, а родство с позднепалеолитическими орудиями исчезает уже к середине мезолита.
Наряду с тонкими и легкими орудиями в мезолите появляются орудия массивные, иногда называемые макролитами (по-гречески макрос — большой, длинный). Появляются топоры значение которых было особенно велико.
В это время появились бумеранги. Они представляли собой серповидные деревянные палки длиной в среднем до 75 см, а иногда до 2 м. Материал, шедший на изготовление бумерангов, принадлежал к тяжелым видам древесины (акация и т.д.). Работа над бумерангом была ответственным делом. Необходимо было на глаз определить все пропорции этого снаряда, придать нужную кривизну, сечение, заострить концы, рассчитать вес и размеры. Причем все эти условия необходимо было выполнить при помощи каменных инструментов. Необходимый изгиб бумеранга достигался благодаря вымачиванию его в воде и выслушиванию в определенном положении в горячем песке или золе. Бумеранг использовался как метательный инструмент, дальность полета которого достигала 100 м[4].
|
Обработка камня во многом продолжила традиции палеолита. Прежде всего, развивается призматическая техника раскалывания. Получение и использование тонких микропластинок правильных очертаний достигает в мезолите своего расцвета. Перестройка характера охоты, вызванная изменениями окружающей среды, требовала усовершенствования всех видов метательного оружия, в частности лука и стрел. Наконечники стрел, дротиков, ножи и другое оружие оснащалось лезвиями, состоящими из пластинок-вкладышей, получаемых при раскалывании тщательно приготовленного призматического нуклеуса. Заготовками для таких вкладышей и наконечников стрел были правильные пластины, пластинки, чаще всего длинные и узкие, и отщепы. Форма заготовок и их вторичная обработка, определяющие законченный вид изделия, обусловлены существовавшими в том или ином регионе культурными традициями.
Основной набор орудий мезолита тот же, что и в позднем палеолите. Однако природное своеобразие разных районов определяет появление и массовое распространение специфических групп изделий в каждом из них.
В южных областях широко распространяются многочисленные кремневые изделия геометрической формы, представляющие собой маленькие сегменты, треугольники, трапеции, которые изготовлялись из мелких правильных пластинок с помощью ретуши — их обычно называют геометрическими микролитами. Они хорошо известны со времени верхнего палеолита, но наиболее широкое распространение получают в мезолите в результате дальнейшего развития техники призматического расщепления. Они служили наконечниками стрел и вкладышами в составных орудиях, нужных для интенсивного собирательства, охоты и рыболовства. Оснащенные такого рода лезвиями-вкладышами орудия (гарпуны, наконечники копий и дротиков, жатвенные ножи) могли иметь рабочий край не только прямой, но и любой другой необходимой формы, в том числе с шипами и зубцами.
|
Одной из характерных черт мезолитической эпохи являлось широкое распространение орудий для обработки дерева. В лесных и лесостепных зонах развивается изготовление рубящих и тешущих орудий — долот и топоров, тесел, стругов. Деревообработка достигает большого объема: человек строил жилища, ему были нужны лодки и лыжи, сани и различные охотничьи ловушки, деревянная посуда и множество других деревянных предметов.
Кроме того, достаточно распространены и землекопные орудия — мотыги и кайла. Все эти орудия, как правило, массивны, их часто называют макролитами, а их рабочие лезвия приобретают формы, которые впоследствии можно наблюдать в изделиях из металла. При изготовлении этих орудий кроме ретуширования использовалось сверление, пиление, шлифование, которые позже, получили очень широкое распостронение. Благодаря шлифованию появилась возможность обрабатывать материал любого строения и твердости, а также придавать ему желаемую форму. Особенно важно это было для изготовления рубящих орудий. Нешлифованными топорами могли быть только кремневые, обсидиановые и кварцитовые, хотя их эффективность была значительно ниже шлифованных. Кроме того, в северной части лесной зоны Восточной Европы месторождения кремня относительно редки, сырьем для изготовления орудий служили различные горные породы. Шлифование позволяло превращать их в топоры, тесла, кайла и ножи.
В мезолите была широко распространена обработка кости, рога и других органических материалов (кожи, бересты). Как правило, из кости и рога изготовлялись предметы охотничьего и рыболовецкого снаряжения, такие как наконечники стрел, остроги, гарпуны, рыболовные крючки, а также предметы бытового обихода— иглы, шилья, украшения и мелкая пластика. Кроме того, из кости и рога изготовлялись землекопные инструменты — мотыги и кайла. Одежду и обувь шили из кожи и меха. Для изготовления посуды и различной бытовой утвари служили дерево, береста и другие растительные материалы.
Искусство
Изобразительное искусство мезолита представлено в тех же трех основных видах, что и в верхнем палеолите, — это наскальные изображения, т.е. монументальное искусство, мелкая пластика и прикладное искусство. Тем не менее, в изобразительном искусстве мезолита происходят качественные изменения по сравнению с предшествующей эпохой. На смену яркому «палеолитическому реализму» приходит гораздо более схематичный графичный стиль. Образ человека или животного все более становится знаком или символом, кроме того, широко распространяется и усложняется орнамент, которым украшают различные декоративные и бытовые предметы[1].
Наскальные изображения компонуются в большие группы, их сюжеты в основном посвящены темам охоты, иногда — военных столкновений. Каждая такая композиция — это целый рассказ о событии, эмоционально окрашенный, динамичный. Главное новшество — появление многочисленных изображений людей, столь редких в палеолите: наиболее распространены фигурки охотников, вооруженных луками и копьями.
Наиболее широко наскальные изображения представлены в Испании и Северной Африке. Не все из них могут быть отнесены только к мезолиту, так как эта традиция развивалась и сохранялась на этих территориях, вероятно, В Средней Азии, на Кавказе и в Северном Причерноморье также известны находки наскальных изображений, самые ранние из которых могут быть отнесены к мезолиту. Наиболее известно урочище Кобыстан в Азербайджане, на западном побережье Каспийского моря, где открыты многочисленные петроглифы, выполненные в технике контурной и силуэтной гравировки. Изображения, относящиеся к эпохе мезолита, включают стилизованные фигуры людей и быков.
В гроте Зараут-Камар в Центральной Фергане были найдены три композиции, выполненные красной краской по известковому натеку, которые изображали охоту на быков, джейранов и винторогих козлов. В гроте Шахты были открыты семь рисунков, включающих фигуры охотников и кабана, медведя или яка, пораженных стрелами[2].
Очень интересный памятник древнего искусства — холм Каменная Могила — находится на правом берегу р. Молочной, близ г. Мелитополя, в Приазовье. Между камнями и перекрывающими холм плитами известняка были выявлены пещеры и ходы, засыпанные песком, в которых и располагались многочисленные группы рисунков и рельефов. В одной из пещер обнаружены выбитые на потолке изображения козлов и лошадей. Исследователи датировали изображения эпипалеолитом (9-7 тыс. лет до н.э.).
Для мелкой пластики характерны те же стилистические черты, что и для монументального искусства: упрощение, схематизм, знаковость. На стоянках мезолита, преимущественно в лесной зоне, встречаются достаточно многочисленные, но крайне упрошенные антропоморфные и зооморфные изображения. Кроме того, встречаются предметы, которые не могут быть точно атрибутированы, — их называют подвесками, бляшками, изображениями фантастических существ и пр. Материалами для изготовления этих фигурок служили дерево, кость, рог, рыбий зуб, янтарь[6].
К мелкой пластике можно отнести окрашенные и гравированные гальки, которые хорошо известны на западноевропейских пещерных стоянках. Рисунки на гальках чаще всего имеют орнаментальный характер — это овальные пятна, кресты, поперечные полосы, зигзаги, решетки, звезды, иногда стилизованные антропоморфные и зооморфные фигурки. Эти гальки могли использоваться в магических целях и в этом смысле являются аналогами австралийских чуринг — вместилищ души человека.
Прикладное искусство широко представлено орнаментированными предметами охотничьего вооружения и быта. Основными элементами и мотивами орнамента были линии, штрихи, зигзаги, сетка и др. Орнаментом покрывались рукоятки каменных орудий, которые делались из кости, рога и дерева, а также и сами орудия, сделанные из этих же материалов[6].
Итак, мезолит — время поисков новых основ культуры. Его значение — в появлении зачатков иных производящих форм хозяйства — скотоводства и земледелия. Важным хозяйственным достижением было распространение рыболовства и превращение его в ряде областей и стран в ведущую отрасль. Большое значение имело возобладание новой кремневой техники: микролитов — составных орудии. В этот период появляются лук и стрелы. Чрезвычайно важным было изготовление изогнутых рыболовных крючков, а также появление первых форм топоров. Лук и стрелы повлияли на характер хозяйства, как охотничьего, так и рыболовецкого, они изменили роль охотника не только на охоте, но и в обществе.
Заключение
Эпоха мезолита стала для первобытного человека временем дальнейшего совершенствования техник и технологий. Ряд факторов привел к тому, что многие приспособления, изобретенные ранее, перестали удовлетворять нужды людей. Это в свою очередь породило необходимость в поиске новых инструментов для повседневной деятельности.
Наглядно это было продемонстрировано на примере обработки камня. Климатические изменения на планете привели к тому, что запасы кремния стали ограниченными. В результате появляются в широком ассортименте микролиты и вкладышевая техника, позволяющая с легкостью заменять испорченные детали. Серьезные изменения произошли в плане охоты и рыболовства. Изобретение лука, стрел, бумеранга серьезно продвинуло первобытного человека в этом плане. Позволило ему охотиться на подвижных животных и в целом сделать охоту более плодотворной. А изобретение сетей разнообразило его рацион морскими обитателями.
Таким образом, поставленные нами задачи были выполнены. Были охарактеризованы не только основные техники и технологии эпохи мезолита. Но и показаны причины, побудившие первобытного человека искать новые и перерабатывать ранее созданные инструменты.
Приложение
Рисунок 1 – орудия мезолита
Рисунок 2 – каменные изделия эпохи мезолита
Рисунок 3 – изделия из кости и дерева
Рисунок 4 – наскальные изображения