Орудия и техника их изготовления




Палеолитическая индустрия подготовила условия для появле­ния мезолитических орудий. Многие орудия позднего палеолита не только существуют в мезолите, но и получают дальнейшее разви­тие. Это касается особенно составных орудий, которые широко распространяются в это время. В южных областях появляются геометрические кремневые орудия, представляющие собой малень­кие кремни поперечником 1—2 см в виде сегментов, трапеций, треугольников. За свои размеры они получили название микроли­тов. Их использовали в качестве вкладышей в костяную или дере­вянную основу, расщепленную вдоль, закрепляли каким-нибудь вяжущим веществом (например, смолой) и перевязками. Получа­лось режущее орудие, не уступающее по своим рабочим качествам орудиям, сделанным целиком из кремня. Производство цельно­кремневого орудия было трудоемко, при этом неэкономно расхо­довался кремень, который на поверхности земли стал встречаться гораздо реже, чем раньше[5]. При поломке такое орудие починить было нельзя, а составное чинилось — достаточно было заменить сломавшийся вкладыш. Орудиями с кремневыми вкладышами пользовались даже в бронзовом веке. Микролиты имели и другое назначение — их использовали в качестве наконечников стрел. Изобретение лука и стрел — одно из важнейших изобретении мезолита. На юге наконечниками стрел служили геометрические орудия, на севере, в среднерусских лесах и аналогичной им зоне, были распространены наконечники из ножевидных пластинок, правильных очертаний, часто имевших иволистную форму. Это тоже вкладыши, так как стрела с наконечни­ком является составным орудием.

С подавляющим увеличением числа микролитов на юге и ору­дий па пластинах на севере (а это произошло в одно и то же вре­мя) Население вступает в мезолитическую эпоху. Это и есть грань, отделяющая мезолит от палеолита.

Предполагают, что в палеолите на короткое время появлялись некоторые орудия и изделия, типичные для последующих эпох. Но в палеолите они бы­ли случайны и массовыми стали много позже. При этом следует отметить: существенно не возникновение той или иной вещи, а их господство. Мезолит же по своей индустрии гораздо более тесно связан с последующей эпохой, чем с предыдущей, а родство с позднепалеолитическими орудиями исчезает уже к середине мезолита.

Наряду с тонкими и легкими орудиями в мезолите появляются орудия массивные, иногда называемые макролитами (по-гречески макрос — большой, длинный). Появляются топоры значение ко­торых было особенно велико.

В это время появились бумеранги. Они представляли собой серповидные деревянные палки длиной в среднем до 75 см, а иногда до 2 м. Материал, шедший на изготовление бумерангов, принадлежал к тяжелым видам древесины (акация и т.д.). Работа над бумерангом была ответственным делом. Необходимо было на глаз определить все пропорции этого снаряда, придать нужную кривизну, сечение, заострить концы, рассчитать вес и размеры. Причем все эти условия необходимо было выполнить при помощи каменных инструментов. Необходимый изгиб бумеранга достигался благодаря вымачиванию его в воде и выслушиванию в определенном положении в горячем песке или золе. Бумеранг использовался как метательный инструмент, дальность полета которого достигала 100 м[4].

Обработка камня во многом продолжила традиции палеолита. Прежде всего, развивается призматическая техника раскалывания. Получение и использование тонких микропластинок правильных очертаний достигает в мезолите своего расцвета. Перестройка характера охоты, вызванная изме­нениями окружающей среды, требовала усовершенствования всех видов метательного оружия, в частности лука и стрел. Наконечники стрел, дроти­ков, ножи и другое оружие оснащалось лезвиями, состоящими из пластинок-вкладышей, получаемых при раскалывании тщательно приготовленно­го призматического нуклеуса. Заготовками для таких вкладышей и наконечников стрел были правильные пластины, пластинки, чаще всего длинные и узкие, и отщепы. Форма заготовок и их вторичная обработка, определяющие законченный вид изделия, обусловлены существовавшими в том или ином регионе культурными традициями.

Основной набор орудий мезолита тот же, что и в позднем палеолите. Однако природное своеобразие разных районов определяет появление и массовое распространение специфических групп изделий в каждом из них.

В южных областях широко распространяются многочисленные крем­невые изделия геометрической формы, представляющие собой маленькие сегменты, треугольники, трапеции, которые изготовлялись из мелких правильных пластинок с помощью ретуши — их обычно называют геомет­рическими микролитами. Они хорошо известны со времени верхнего палео­лита, но наиболее широкое распространение получают в мезолите в резуль­тате дальнейшего развития техники призматического расщепления. Они служили наконечниками стрел и вкладышами в составных орудиях, нужных для интенсивного собирательства, охоты и рыболовства. Оснащенные тако­го рода лезвиями-вкладышами орудия (гарпуны, наконечники копий и дро­тиков, жатвенные ножи) могли иметь рабочий край не только прямой, но и любой другой необходимой формы, в том числе с шипами и зубцами.

Одной из характерных черт мезолитической эпохи являлось широкое распространение орудий для обработки дерева. В лесных и лесостепных зонах развивается изготовление рубящих и тешущих орудий — долот и то­поров, тесел, стругов. Деревообработка достигает большого объема: чело­век строил жилища, ему были нужны лодки и лыжи, сани и различные охотничьи ловушки, деревянная посуда и множество других деревянных предметов.

Кроме того, достаточно распространены и землекопные орудия — мо­тыги и кайла. Все эти орудия, как правило, массивны, их часто называют макролитами, а их рабочие лезвия приобретают формы, которые впослед­ствии можно наблюдать в изделиях из металла. При изготовлении этих орудий кроме ретуширования использовалось сверление, пиление, шлифование, которые позже, получили очень широкое распостронение. Благодаря шлифованию появилась возможность обрабатывать материал любого строения и твердости, а также придавать ему желаемую форму. Особенно важно это было для изготовления рубящих орудий. Нешлифованными топорами могли быть только кремневые, обсидиановые и кварцитовые, хотя их эффективность была значительно ниже шлифованных. Кроме того, в северной части лес­ной зоны Восточной Европы месторождения кремня относительно редки, сырьем для изготовления орудий служили различные горные породы. Шлифование позволяло превращать их в топоры, тесла, кайла и ножи.

В мезолите была широко распространена обработка кости, рога и дру­гих органических материалов (кожи, бересты). Как правило, из кости и рога изготовлялись предметы охотничьего и рыболовецкого снаряжения, такие как наконечники стрел, остроги, гарпуны, рыболовные крючки, а также предметы бытового обихода— иглы, шилья, украшения и мелкая пластика. Кроме того, из кости и рога изготовлялись землекопные инстру­менты — мотыги и кайла. Одежду и обувь шили из кожи и меха. Для изго­товления посуды и различной бытовой утвари служили дерево, береста и другие растительные материалы.

 

Искусство

Изобразительное искусство мезолита представлено в тех же трех ос­новных видах, что и в верхнем палеолите, — это наскальные изображе­ния, т.е. монументальное искусство, мелкая пластика и прикладное искус­ство. Тем не менее, в изобразительном искусстве мезолита происходят качественные изменения по сравнению с предшествующей эпохой. На смену яркому «палеолитическому реализму» приходит гораздо более схематич­ный графичный стиль. Образ человека или животного все более стано­вится знаком или символом, кроме того, широко распространяется и усложняется орнамент, которым украшают различные декоративные и бытовые предметы[1].

Наскальные изображения компонуются в большие группы, их сюжеты в основном посвящены темам охоты, иногда — военных столкновений. Каж­дая такая композиция — это целый рассказ о событии, эмоционально окра­шенный, динамичный. Главное новшество — появление многочисленных изображений людей, столь редких в палеолите: наиболее распространены фигурки охотников, вооруженных луками и копьями.

Наиболее широко наскальные изображения представлены в Испании и Северной Африке. Не все из них могут быть отнесены только к мезолиту, так как эта традиция развивалась и сохранялась на этих территориях, вероятно, В Средней Азии, на Кавказе и в Северном Причерноморье также изве­стны находки наскальных изображений, самые ранние из которых могут быть отнесены к мезолиту. Наиболее известно урочище Кобыстан в Азер­байджане, на западном побережье Каспийского моря, где открыты много­численные петроглифы, выполненные в технике контурной и силуэтной гравировки. Изображения, относящиеся к эпохе мезолита, включают сти­лизованные фигуры людей и быков.

В гроте Зараут-Камар в Центральной Фергане были найдены три ком­позиции, выполненные красной краской по известковому натеку, которые изображали охоту на быков, джейранов и винторогих козлов. В гроте Шах­ты были открыты семь рисунков, включающих фигуры охотников и каба­на, медведя или яка, пораженных стрелами[2].

Очень интересный памятник древнего искусства — холм Каменная Могила — находится на правом берегу р. Молочной, близ г. Мелитополя, в Приазовье. Между камнями и перекрывающими холм плитами известняка были выявлены пещеры и ходы, засыпанные песком, в которых и располагались многочисленные группы рисунков и рельефов. В одной из пещер обнаружены выбитые на потолке изобра­жения козлов и лошадей. Исследователи датировали изображения эпипалеолитом (9-7 тыс. лет до н.э.).

Для мелкой пластики характерны те же стилистические черты, что и для монументального искусства: упрощение, схематизм, знаковость. На стоянках мезолита, преимущественно в лесной зоне, встречаются доста­точно многочисленные, но крайне упрошенные антропоморфные и зоо­морфные изображения. Кроме того, встречаются предметы, которые не могут быть точно атрибутированы, — их называют подвесками, бляшками, изображениями фантастических существ и пр. Материалами для изготов­ления этих фигурок служили дерево, кость, рог, рыбий зуб, янтарь[6].

К мелкой пластике можно отнести окрашенные и гравированные галь­ки, которые хорошо известны на западноевропейских пещерных стоянках. Рисунки на гальках чаще всего имеют орнаментальный характер — это овальные пятна, кресты, поперечные полосы, зигзаги, решетки, звезды, иногда стилизованные антропоморфные и зооморфные фигурки. Эти гальки могли использоваться в магических целях и в этом смысле являются ана­логами австралийских чуринг — вместилищ души человека.

Прикладное искусство широко представлено орнаментированными пред­метами охотничьего вооружения и быта. Основными элементами и моти­вами орнамента были линии, штрихи, зигзаги, сетка и др. Орнаментом покрывались рукоятки каменных орудий, которые делались из кости, рога и дерева, а также и сами орудия, сделанные из этих же материалов[6].

Итак, мезолит — время поисков новых основ культуры. Его значение — в появлении зачатков иных производящих форм хозяй­ства — скотоводства и земледелия. Важным хозяйственным дости­жением было распространение рыболовства и превращение его в ряде областей и стран в ведущую отрасль. Большое значение име­ло возобладание новой кремневой техники: микролитов — состав­ных орудии. В этот период появляются лук и стрелы. Чрезвычайно важным было изготовление изогнутых рыболовных крючков, а также появление первых форм топоров. Лук и стрелы повлияли на характер хозяйства, как охотничьего, так и рыболовецкого, они изменили роль охотника не только на охоте, но и в обществе.

 

 

Заключение

Эпоха мезолита стала для первобытного человека временем дальнейшего совершенствования техник и технологий. Ряд факторов привел к тому, что многие приспособления, изобретенные ранее, перестали удовлетворять нужды людей. Это в свою очередь породило необходимость в поиске новых инструментов для повседневной деятельности.

Наглядно это было продемонстрировано на примере обработки камня. Климатические изменения на планете привели к тому, что запасы кремния стали ограниченными. В результате появляются в широком ассортименте микролиты и вкладышевая техника, позволяющая с легкостью заменять испорченные детали. Серьезные изменения произошли в плане охоты и рыболовства. Изобретение лука, стрел, бумеранга серьезно продвинуло первобытного человека в этом плане. Позволило ему охотиться на подвижных животных и в целом сделать охоту более плодотворной. А изобретение сетей разнообразило его рацион морскими обитателями.

Таким образом, поставленные нами задачи были выполнены. Были охарактеризованы не только основные техники и технологии эпохи мезолита. Но и показаны причины, побудившие первобытного человека искать новые и перерабатывать ранее созданные инструменты.

 

Приложение

Рисунок 1 – орудия мезолита

Рисунок 2 – каменные изделия эпохи мезолита

Рисунок 3 – изделия из кости и дерева

 

 

Рисунок 4 – наскальные изображения

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: