Исторические типы морали можно рассматривать с различных точек зрения. Во-первых, существует пятичленная модель исторических этапов Маркса. Во-вторых, можно разделять исторические этапы по типам связи личности и общества: 1) протомораль - первобытное общество (родовая взаимосвязь); 2) рабовладение и феодализм (личная зависимость); 3) капитализм и социализм (опосредованная экономическая зависимость). Критерии развития морали заключаются в особенностях функционирования морали, во влиянии на нее общественного развития (изменение ценностей, обычаев, нравов).
Первобытное общество (около 2 млн. - 50 тыс. лет до н.э.) - обычай захоронения умерших какое-то время считался признаком зарождения морали, но потом решили, что это была не мораль, а элементарная необходимость. Период материнского рода (около 6 тыс. лет до н.э.) - возникновение протоморали (дифференциация сознания). Здесь появляются имена.
Рабовладение. Появляется частная собственность и возникает неравенство, деление на классы, антагонизм между бедными и богатыми. Благодаря этому появляется мораль, которая выражает классовые интересы. Рабовладельцы пытаются превратить свою мораль во всеобщую. Возникает этика как попытка осмысления процессов нравственной жизни и их мировоззренческого оправдания. У каждого класса свои представления о достоинствах и пороках, поэтому возникает две системы морали и два идеала человека (воитель у религиозной знати, труженик у низшего класса). Мало источников о нравственности рабов, так как духовная культура развивалась только среди представителей рабовладельцев (у них было время и средства). Разобщенность рабов, разноязычие, этническая пестрота мешали выработке единой морали, которая бы отражала их интересы.
|
Феодализм. С социальным неравенством появляется моральное неравенство, статусная мораль, мораль «отцов и детей». Главная моральная ценность - принцип сословной чести. Это пирамида отношений личной зависимости, строго зафиксированная в иерархической системе сословно-классовых и профессионально-корпоративных статусов. Моральный престиж зависит от статуса человека и выглядит как обладанием естественными моральными качествами. Справедливость тоже зависит от сословия.
Капитализм. Смена моральных ценностей, появление личности с иной структурой нравственного сознания. Личная зависимость феодализма сменяется вещной зависимостью между людьми. Новые классы - буржуазия и пролетариат. Торгово-денежные отношения порождают новые моральные эталоны поведения. Общая характеристика - индивидуализм. Вначале имел позитивное значение (свобода, равенство, братство). Саморазвитие есть моральное совершенствование и счастье (Просвещение).
Социализм. Социальное освобождение и расширение возможностей для развития личности. Расширение сферы применения морали в общественной жизни, возрастает роль нравственного начала в повседневной жизнедеятельности людей. Растет моральная ответственность, самовоспитание. Борьба за реализацию гуманистического идеала коммунизма, где свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.
Функции морали:
Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
|
Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы - важнейший элемент нравственного поведения личности.
Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда - служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
Современные проблемы: корпоративный эгоизм правящих элит, манипулирование сознанием, чрезмерное потребление, гендерное неравенство, экономическое неравенство, экологические проблемы, милитаризация хозяйственной деятельности, демографические проблемы.