Характерными чертами русской философии являются:
• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
• специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство;
• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
• большая роль проблем морали и нравственности;
1) Начальный период становления русской философии - XI-XVII вв. Возникает в Киевской Руси и связан с крещением Руси в 988 г. Она впитала в себя славянское языческое мировоззрение и западноевропейские традиции (Византия). С самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Смысл истории раскрывается через борьбу двух начал - Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла.
2) Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. Он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. Два фактора, под влиянием которых развивается философия этого времени, - процесс европеизации России, и секуляризации (т.е. снижение роли религии) в общественной жизни. Наиболее видные представители философского знания этого периода - М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.
Ломоносов создал теорию «корпускулярной философии», основанной на атомистическом учении. В качестве вывода он формулирует закон сохранения материи и движения. Согласно нему, в основе мироздания лежат мельчайшие частицы, которые Ломоносов, как и Лейбниц назвали монадами. Однако в отличие от Лейбница Ломоносов говорит не о духовных, а о материальных монадах и материальных атомах.
3) Русская философия XIX в. Наиболее характерным является возникновение двух течений - западничества (Белинский, Герцен, Грановский) и славянофильства (Хомяков, Аксаков, Киреевский). Славянофилы считали, что Россия должна идти по своему, «уникальному» пути развития. Западники выступали за европеизацию страны, т.е. за развитие общества по буржуазному пути.
|
4) Русская философия конца XIX - первой половины XX вв. Мыслители этого времени - Федоров, Соловьев, Чичерин. Характерными особенностями философии этого периода являются ее антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер. Возникновение русского космизма (ряд религиозно-философских, течений, в основу которых положены представления о космосе как об упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира») который можно подразделить на два направления: мистическое (Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, П. А. Флоренский) и естественнонаучное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский).
7. Основные проблемы и особенности средневековой философии. Патристика и схоластика.
Особенности:
- теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог;
- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении;
- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
|
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
- мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Основными принципами средневековой философии:
· креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего;
· провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;
· теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла;
· символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;
· откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.
Проблемы:
К главным проблемам, которые обсуждались в средневековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий.
Первая проблема соотношения веры и разума решалась авторами по-разному:
Аврелий Августин: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональных выводов.
Пьер Абеляр: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к поглощению теологии философией.
|
Тертуллиан: верую, ибо нелепо. Этот вариант предполагает расхождение разума и веры, ведет к концепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии.
Вторая проблема — доказательство бытия Бога — это рациональные доводы, приводимые философами в поддержку веры, в существование Бога. Основными доводами были: онтологический довод, космологический довод, телеологический довод.
Суть онтологического довода состоит в том, что из идеи Бога как высшего существа и совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку бытие — составная часть высшего совершенства.
Космологический довод предполагает наличие абсолютного начала мира, творца.
Телеологический довод сводится к тому, что целесообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя.
Третья проблема средневековой философии, особенно в период поздней схоластики, — проблема универсалий. Она состоит в определении онтологического статуса общих понятий — универсалий. Основными вариантами решения этой проблемы были номинализм, реализм и концептуализм.
С точки зрения реализма (Августин, Ансельм, Фома Аквинский), общие понятия существуют реально, самостоятельно, и вне вещей, и в вещах — как их сущности.
Согласно номинализму, универсалии возникают лишь в человеческом уме и вне его не существуют. Так считали французский философ-схоласт И. Росцелин (1050-1123/5) и английский философ У. Оккам (1285-1349).
Концептуализм считает, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате действия человеческого ума, в результате абстракции. К нему склонялись французский теолог-схоласт П. Абеляр и шотландский теолог-схоласт И. Дуне Скот.
В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.
Патристика:
(от лат. pater– отец) - совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей II – III вв., один из двух основных периодов средневековой христианской философии.
Различают греческую (восточную) и латинскую (западную) патристику, а также раннюю, зрелую и позднюю.
В ранней патристике (II—III вв.), в условиях гонений на христианство и неустоявшейся догматики, выдвигаются философские аргументы в защиту христианства, определяются подходы к его философскому осмыслению.
Зрелая патристика (IV—V вв.) — время, когда христианство занимает ведущее положение в духовной жизни, утверждается догматика, в напряженной творческой атмосфере создаются основы христианской философии.
В поздней патристике (VI—VIII вв.) на первый план выходят размышления над наработанным в предыдущий период и воспринимаемым как канонический философским материалом.
Философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяются Божественное бытие и человеческое.
Основными были для нее проблемы веры и разума; природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов; человеческой личности, ее свободы, путей спасения души; теодицеи; исторических судеб человечества.
Схоластика, или школьная философия, — это мудрость, которой обучали в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает далее проблематику патристики, систематизирует христианское мировоззрение.
Суть схоластики состояла не в опоре на сверхразумное созерцание Бога, а в поиске рациональных путей его познания.
Отличительные черты средневековой схоластики:
· Схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии»
· Природа перестает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять - Бога и человеческую душу
· Двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное животное»
· Интересное понимание проблемы души и тела.