Предпосылки формирования древней индийской философии: экономические (переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений); социально-политические (ослабление родоплеменных отношений, возникновение и развитие государства); мировоззренческие (высокий уровень развития религиозно-мифологического мировоззрения).
В целом в истории индийской философии принято выделять три периода:
- ведийский период, когда философские воззрения еще не существовали отдельно от религиозных и мифологических;
- классический период, продолжавшийся с V в. до н.э. вплоть до X в. н.э.; именно в этот период сформировались основные ортодоксальные и неортодоксальные философские школы;
- постклассический период (с X в. по наши дни).
Общие черты индийской философии: ярко выраженный религиозный характер; окружающий мир и личность тесно связаны; обращенность философии внутрь человека; жизненные принципы: аскетизм, самоанализ, самоуглубление; абстрактный характер философии; учение о перерождении и о карме.
Веды - это священные книги брахманов, которым они приписывали сверхъестественное происхождение. С точки зрения Вед, изначально существовали только Ничто и тепловая энергия - тапас. Впоследствии из взаимодействия Ничто и тапас родилось Единое, которое затем распалось на низ и верх, женское и мужское. При этом женское и мужское противопоставлялось друг другу как вожделение и усилие, которые возникли из желания. Впоследствии Веды были дополнены рядом текстов комментирующего характера. Наиболее важными являются «Упанишады » - сборник, в котором излагаются основы учения о карме и переселении душ. Упанишады являются несистематическим изложением достаточно разнородных идей и представлений. В Упанишадах описывается атман - основа мира, одновременно и божественное начало, и безличный принцип. Это духовное начало любого индивидуального существа. Так же там описывается брахман - причина всего сущего, которая покоится в себе самой, нечто, что находится везде, в любом явлении мира. Целью познания, с точки зрения Вед, является полное осознание того факта, что атман и брахман едины. С такой позиции атман как индивидуальное начало в человеке - часть мира, неразрывно с ним связанная.
|
К основным философским школам относятся:
1) ортодоксальные (признававшие авторитет Вед):
- Ньяя и вайшешика, возникли как самостоятельные, впоследствии слились в одну школу. Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь по размеру и форме, обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т.д. Вайшешики полагали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром. Школа ньяя известна созданием сложной логической системы - выделение 7 категорий: субстанции, качества, деятельность, отношение общности, отношение особенности, отношения присущности и небытие. Основной целью логического учения была формулировка рекомендаций о правилах вывода.
- Санкхья и йога - схожие течения. Единственное отличие состоит в том, что йога признавала наличие высшего персонифицированного существа, тогда как в санкхье его существование отрицалось. Санкхья - дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити - с телом. Школа йога стремилась разработать практические принципы поведения человека. Спасение человека состоит в осознании того факта, что пуруши полностью не зависит от пракрити. Для того, чтобы достигнуть спасения, сторонники йоги разработали практики, в основе которых лежала аскеза и медитация.
|
- Миманса - учение, которое занималось проблемами герменевтики или толкованием ведических текстов. Представители этой школы полагают, что реальными являются и душа, и тело. Сторонники школы, миманса разработали особую теорию познания - любое познание опирается на шесть источников: восприятие, вывод, сравнение, словесное описание и невосприятие (отсутствие того, что ожидается).
2) неортодоксальные:
- Буддизм - религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Гаутамой (Буддой).
Основу буддизма составляют четыре благородные истины: 1) жизнь неизбежно влечет за собой страдания; 2) страдание проистекает от наших желаний; 3) существует состояние, при котором отсутствуют страдания (Нирвана); 4) существует путь достижения этого состояния (восьмеричный путь - уничтожение желаний - уничтожение страданий).
Совершенство на этом пути означает окончательный выход из цикла рождений и смертей в покой Нирваны. Восьмеричный путь включает: праведное понимание, т.е. умение преодолевать иллюзии; праведные мысли и побуждения, т.е. необходимо избавиться от эгоизма; праведные слова, т.е. избегать пустых разговоров, сплетен, брани; праведное действие, т.е. нравственное поведение; праведный образ жизни, т.е. ремесло человека не должно нарушать общественную гармонию; праведное усилие, т.е. стремление уничтожить «вредные» состояния в прошлом, настоящем и будущем; праведная мысль, т.е. совершенствование мышления; праведное размышление, т.е. умение успокоить мысль.
|
- Джайнизм. Человек (как и другие одушевленные существа) обладает индивидуальной, отдельной от других душой. Помимо души существует неодушевленная материя, из которой состоит мир. В основе мира лежат четыре элемента: воздух, огонь, вода и земля. Душа - организующее начало. Душой обладают не только люди, но и животные, растения; отличия последних от человека состоит в том, что их души менее сознательны. Человек обладает пятью каналами восприятия мира и превосходит все остальные живые организмы. Он может совершенствоваться. Однако для этого необходимо отказаться от материальной основы, освободить душу от уз материального.
- Локаята. Основным источником познания считалось чувственное восприятие. Мир произошел из первоначала, которому присущи четыре «главные» сути: воздух, огонь, вода и земля, из которых и состоит мир. Отрицание бога и души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, любого другого мира, признание существующим только чувств, материального мира и его законов
- Чарвака. Сознание представляет собой соединение четырех начал (земля, вода, огонь, ветер). Смысл жизни и мира заключался в счастье и удовольствиях. Эта школа не отрицала, что любое удовольствие связано со страданием, однако это не означало, что человек не способен свести страдания к минимуму и наслаждаться жизнью.