Философия XVIII века - это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластике и слепому следованию церковным догмам. XVIII век часто отождествляют с эпохой Просвещения. Развитие философии в этот период получает новые обороты. Хотя понятие Просвещение охватывает несколько больший временной период, основное развитие этого движения приходится именно на XVIII век.
Философия и идеология Просвещения представляют особый период в историческом развитии европейской мысли XVIII века. Наследуя традиции мыслителей прошлого Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, Т.Гоббса и других, отвечая на вызов своего времени, просветители важнейшим условием достижения "царства разума" считали распространение знаний.
Основные идеи философии Просвещения XVIII в.: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо.
Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) - философ, писатель.
- страстно выступал против религии, особенно католицизма;
- считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
- видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
- в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
- выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, идеал государства - абсолютная монархия во главе с просвещенным властителем (т.е. выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (Екатерина 2) и давал практические рекомендации по обустройству государства.
|
Руссо уделял внимание социально-политической философии.
- видел в Боге мировую волю и мировой разум;
- материя несотворима и объективно существует всегда;
- человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
- человек не в силах до конца познать мир (сущностей, вещей и явлений);
Из материалистических взглядов на природу представители Просвещения делали атеистические выводы. Живая и остроумная критика религии и церкви, решительный поход против мракобесия составляют одну из важнейших особенностей французского материализма XVIII в. Церковь была во Франции крупнейшим землевладельцем и представляла собой духовную опору феодализма, она освящала сословное неравенство и деспотизм королевской власти. Необходимо было низвергнуть идеологическую диктатуру церкви.
Основные философские подходы к пониманию происхождения и сущности сознания.
Проблема происхождения сознания является одной из глобальных философских тем, которая не может иметь окончательного решения, но всегда побуждает к поиску истинного ответа. Это «сквозная» тема онтологии, гносеологии, антропологии, т.к. она выражает сущностную характеристику бытия человека в мире.
В настоящее время философия может с достоверностью утверждать, что:
a. сознание существует
b. оно имеет идеальную природу
Структура сознания:
1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.
|
2. Осознанные чувственные элементы - ощущения, восприятия, представления.
3. Рациональные элементы - понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.
4. Эмоциональные элементы - внутренние чувства и ощущения человека
5. Самосознание
Среди всего многообразия философских концепций по этой теме можно выделить два основных подхода. С точки зрения одного из них - субстанциального, весь мир представляет собой осмысленную реальность. Такова фундаментальная идея субстанции как первоосновы разумно организованного Космоса в философии досократиков. Человек как микрокосм включен в единый порядок бытия и пребывает в состоянии соответствия, гармонии с ним.
С точки зрения другого подхода - атрибутивного, сознание - одно из свойств материи. Центром этого типа философских концепций становится поиск собственных оснований человеческого бытия и отличия человека и человеческого сознания от других свойств природы.
Основные подходы о происхождении сознания:
- сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение
- сознание присуще всем живым организмам
- сознание - свойство исключительно человеческое