Сущность и понятие публичного выступления




Введение

 

«Мысль есть главная способность человека. Выражать ее - одна из главных его потребностей. Распространять ее - самая дорогая его свобода». (Пьер Буаст (1765 -1824), французский лексикограф, моралист и философ).

Сегодня очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. Главным условием успеха является умение грамотно общаться с аудиторией.

Человек, свободно владеющий речью, интересен окружающим, имеет успех в переговорах, пользуется уважением.

Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ публичного выступления необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни нашей страны. В своё время А.П. Чехов писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Практически достичь этого можно только при знакомстве с деловой риторикой. Деловая риторика ориентирована на то, чтобы ознакомить деловых людей с правилами верного обращения со словом, техникой его использования.

Поделиться мыслью - значит умножить её силу. Всякое высказывание - следствие двух потребностей человека: выразить свои чувства и поделиться мыслью.

Первое требование к оратору - развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова, манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.

Для публичного выступления требуются те же данные, что и в обычном разговоре. Но, несмотря на это, многие испытывают робость перед публичным выступлением. Ежедневно в повседневной жизни каждый из нас произносит огромные речи, но как только требуется выступить перед аудиторией, появляется страх. Большинство ораторов, обращаясь к аудитории, считают, что успех во многом зависит от того, насколько далеки будут их язык, жесты, голос от обычного общения. И в этом кроется провал выступления.

На публичную речь больше не смотрят как на изящную словесность. Для хорошего выступления необходимы знание предмета, целеустремлённость и умение. К тому же оратор должен быть уверен в себе.

Ораторы в меру своего влияния - вожди общества, они воздействуют на людей словом. Это влечёт за собой ответственность. Искусство полезно выступающему публично, но если пользоваться им нечестно, оно ничего, кроме вреда, слушателю не принесёт.

Оратор может быть искренним и своей искренностью внушать безграничное доверие к себе, но тем не менее быть далёким от правды. Оратор, думающий, что он один знает правду, опасен.

Искренность явление сложное и настолько неуловимое, что многим выступающим не удаётся полностью придерживаться её требований.

Цель данной работы раскрыть сущность публичного выступления, показать способы и методы для установления контакта со слушателями, показать, какими качествами должен обладать успешный оратор. Также научить правильно готовиться к выступлению, то есть, выбирать тему, формулировать цель, подбирать и излагать материал. Всё это слагаемые успеха публичного выступления.


Сущность и понятие публичного выступления

публичный выступление оратор аудитория

Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Убедительность и красочность обязательные признаки речи. Убедительность создаётся системой доказательств, а выражение эмоций и эффективные приёмы подачи оживляют речь. Совокупность всех этих качеств делают речь эффективной.

Умение влиять на людей с древних времён считалось одним из высших талантов, и главным инструментом этого воздействия была ораторская речь.

Основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать свою точку зрения, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить аудиторию и повлиять на их выбор.

В древности риторика понималась как искусство устного публичного выступления. Сложилось два основных направления: логическое, основатель Аритотель, и литературное, основатель Исократ.

Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». А Исократ и его последователи склонны были считать риторику как пышную, построенную по канонам эстетики, речь.

Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качество ораторской речи, искусное владение словом. Термин «ораторское искусство» происходит от греч. rhetorike techne - риторика, красноречие.


В зависимости от содержания, цели и условий высказывания выделяют следующие виды красноречия:

) Социально-политическое - выступления, посвящённые вопросам государственного строительства, экономики, права, культуры. Военно-патриотические.

) Академическое - помогает формировать научное мировоззрение. Это лекции, научные доклады, обзоры.

) Судебное - речи, произносимые участниками судебного процесса.

) Социально-бытовое - речи, произносимые на каких-либо мероприятиях, то есть, приветственные, юбилейные, застольные и прочее.

) Духовное или церковно-богословское - это проповеди для прихожан или официальные речи для самих служителей церкви.

На протяжении многовековой истории ораторское искусство обслуживало и обслуживает интересы определённых слоёв общества и отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и неправде. поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора.

Настоящий оратор обязан уметь не только правильно говорить, - он должен владеть мастерством публичных выступлений, то есть знать наиболее совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения её, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно.

Это достигается постоянным совершенствованием ораторского мастерства, изучением лучших образцов публичного выступления.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на сознание, и на чувство.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании логической и образной форм мышления.

Публичное выступление - это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённым слушателям.

Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления.

Задача выступающего состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. По своему характеру она представляет собой монолог, то есть, рассчитана на пассивное восприятие аудитории.

Публичное выступление характеризуется рядом особенностей, определяющих её сущность:

) Наличие обратной связи. В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за реакцией аудитории и улавливать её настроение, отношение к сказанному;

) Устная форма общения. Публичная речь представляет собой разговор со слушателем;

) Сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением. Разрабатывая речь выступления, оратор опирается на книжные источники. Но, выходя на сцену, выступающий начинает импровизировать.

) Использование различных средств общения. Важную роль в процессе выступления играют невербальные средства общения.

Высшее проявление мастерства публичного выступления это контакт со слушателем. Психологи определяют контакт как взаимопонимание между выступающим и слушателями. Оратор и слушатель должны решать одни проблемы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует. Для возникновения контакта важно интеллектуальное сопереживание. Отношение говорящего к предмету выступления, его убеждённость проявляются в поведении аудитории.

Главный показатель взаимопонимания между выступающим и слушателями - положительная реакция на слова оратора, внешнее выражение внимания.

Кроме того, перед оратором стоит важная задача - заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие, удержать внимание.

В целом выступление нацелено на решение следующих задач:

Развитие познавательной деятельности людей;

Стимулирование положительных или критических установок слушателей;

Формирование познавательных интересов;

Формирование творческого стиля;

Формирование общественной и профессиональной активности;

Ознакомление с достижениями практики, науки, техники.

Выступающий должен ставить перед собой достижимые цели, конкретизируя их каждый раз на определённую аудиторию.

Профессиональные психологи, имиджмейкеры давно утверждают, что в оценке одного человека процентное соотношение будет следующим:

% занимает визуальное восприятие, то есть восприятие движений, жестов, походки, мимики;

% аудиальное восприятие - оценка голоса, интонации, наличие говора, речевых дефектов, общей внятности речи;

% логическое восприятие, непосредственно сама речь.

Соответственно, если вы достигнете максимальной приближённости к нормативам по всем трём параметрам, то ваша убедительность станет близка к 100%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: