Подготовка к публичному выступлению




 

Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. (Наполеон)

Прежде всего, к выступлению нужно правильно подготовиться. И хотя рекомендации, которые обычно даются по этому поводу, могут показаться банальными, стоит упустить из виду хотя бы один из этапов подготовки - и речь может быть обречена на провал. При подготовке выступления, необходимо постоянно задавать себе и отвечать на три самых важных вопроса:

Что я делаю?

Зачем я делаю?

Как я делаю?

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. Работу по подготовке речи можно разделить на две основные фазы:

Докоммуникативная - планирование и подготовка выступления;

Коммуникативную - реализация выступления.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

Тема и цель выступления;

Аудитория;

Место и время.

Оратор должен иметь ясное представление о том, что он будет говорить. Тема выступления должна быть интересна оратору, должна производить сильное впечатление. Также тема выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию.

Существует множество различных подходов к тому, как сделать своё выступление успешным и эффективным. При этом говорят, что сам текст выступления играет последнюю роль. То есть, важно не то, что ты говоришь, а как ты это делаешь.

В процессе подготовки необходимо изучить свою аудиторию. Подумать о нуждах, пожеланиях, и это часто обеспечивает половину успеха.

Подготовка к выступлению включает в себя повышение своего мастерства и подготовку конкретной речи.

Перед каждым человеком, готовящимся выступать публично, встаёт ряд вопросов, связанных с целью выступления, с местом и временем, с эффективностью речи. Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели, требует определённой композиции и логики. Исходя их этого схема подготовки выступления включает пять этапов:

) Инвенция - подбор необходимого материала;

) Диспозиция - расположение материала¸ композиция;

) Элокуция - литературная обработка;

) Мемория - запоминание текста;

) Гипокрызис - произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

) Инвенция соответствует запрету на создание нетворческой речи, изобретения для плодотворного продолжения культурного диалога.

) Диспозиция - построение речи как целостного произведения. Именно здесь происходит упорядочение частей в целом.

) Элокуция - словесное выражение речи, умение правильно организовать свою речь с точки зрения грамматики, лексики, стилистики. Словесное выражение должно соответствовать четырём критериям:

Правильность

Ясность

Изящество

Уместность.

) Мемория, память - искусство запоминания истины.

) Произнесение - использует всю палитру невербальных выразительных средств, интонацию и язык тела.

Определение темы.

Первый этап подготовки речи - это выбор и уточнение темы выступления. Практическая подготовка к выступлению начинается с выбора темы, которая должна представлять интерес для самого оратора и для аудитории заглавие речи должно отражать суть проблемы в краткой форме и носить рекламный характер.

Тему можно сформулировать словом или фразой, которые указывают на характер вопросов, обсуждаемых в речи.

Очень часто бывает трудно выбрать тему для выступления, которая была бы интересна слушателям. Существует несколько рекомендаций, помогающих правильно выбрать тему. Во-первых, выбирать тему по знаниям и интересам. Во-вторых, надо помнить, для чего люди собрались.

При подборе темы также важно учитывать время выступления.

Формулировка цели.

Очень важно отдать себе отчет, какова субъективная цель выступления. Ведь выступление можно готовить с совершенно разными целями. Важно ясно понять, какова ваша цель, и признаться себе в этом честно, не пытаясь ничего приукрашивать.

Второй этап - определение целевого направления речи. Возможных направлений достаточно много - например, речи воспитательные, речи развлекательные. Существуют два направления, которые, являются самыми главными - информационная речь и агитационная речь. У информационной речи главная задача - поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься над ним. А агитационная речь всегда содержит в себе призыв к действию.

Цель выступления может быть общей и конкретной.

Общая цель может заключаться в том. Чтобы информировать¸ воодушевить, призвать к действию, развлечь, убедить.

Общая цель это реакция, которую оратор вызывает у слушателей своим выступлением, а конкретная цель заключена в самой речи и может развлекать, давать какие-либо знания.

Если оратор излагает мысли по теме, но теряет из виду цель, то такое выступление бесполезно для самого оратора. Так как слушатели просто не понимают, для чего им преподаются данные факты.

Составление плана и композиция.

Третий этап - составление рабочего плана. Рабочий план подчинён логике, в нём нет завязки, интересных деталей.

Для успешного выступления необходимо составить письменный план, набор тезисов. При подготовке выступления и во время его особую важность представляет понимание, что основные тезисы необходимо передавать в виде образов.

Композиция речи - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение.

За многовековую историю риторика разработала множество образцов, помогающих структурно организовать речь. Но в основе любого из них лежит простая композиционная схема:

Вступление

Основная часть

Заключение.

Во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы, её значение для аудитории, сформулировать цель, кратко изложить историю вопроса.

Заключение по продолжительности е должно превышать 1,5 - 2 минут. Здесь подводится итог, кратко повторяются ключевые мысли речи.

В средней части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируются и доказывается их правильность, то есть слушатели подводятся к необходимым выводам.

Задача оратора во вступлении привлечь внимание слушателей, настроить аудиторию на позитивное восприятие, готовить почву для разработки темы.

Если речь носит аргументирующий или агитирующий характер, особенно важно показать, что со стороны выступающего на аудиторию не будет никакого давления.

Подбор литературы.

Четвёртый этап подготовки - сбор материала по теме. Обзор книг, СМИ, анализ прочитанного, запись на бумагу или в компьютер, обсуждение со всеми темы своего выступления.

Когда определились с темой и целью, наступает этап сбора материала. Собирать информацию можно разными способами: чтение, беседы, интервью, личный опыт, размышления.

Содержание должно раскрывать тему, и для этого используются факты, доводы, рассуждения, объяснения.

Основное правило в подготовке материала, его должно быть собрано больше, чем требуется для выступления.

Для подготовки успешного выступления необходимо вести конспект по заданной теме. Речь без конспекта не имеет формы. Без предварительного наброска невозможно по-настоящему понять взаимосвязь идей, не будет видно, какие идеи чересчур выделены и какие недостаточно освещены.

И вот план готов. Но речь не будет иметь успеха, если не будет затрачено определенных усилий. В большинстве своем неудачи ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и рискнул, тем не менее, предстать перед публикой. Надо продумать всё заранее. Начать нужно с того, как появиться перед публикой. Походка должна быть ровной, любое движение будет моментально замечено.

Требования к публичному выступлению.

При подготовке к выступлению одни виды выступлений кажутся не очень сложными, а другие гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров.

Разные жанры требуют разных приёмов подготовки. Но есть в риторике общие правила, которые нужно применять при подготовке публичного выступления.

Решительное начало выступления. Первая фраза должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо заучена. Нельзя запинаться в первой же фразе или задумываться над тем, с чего начать. Такого оратора слушатели сочтут неуверенным, некомпетентным.

Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создаётся при намеренном столкновении разных точек зрения путём вступления оратора в спор с каким-либо мнением или точкой зрения. Драматизм создаётся в тексте на этапе его подготовки.

Сдержанная эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, слушатели должны ощутить. Что оратору самому небезразлично то, о чём он говорит. Но эмоциональность должна быть сдержанной.

Краткость. Краткие выступления рассматриваются как умные, содержащие истинную информацию.

Диалогичность. Выступление должно представлять собой диалог со слушателями. Любое выступление должно иметь черты беседы.

Разговорность. Выступление должно носить характер непринуждённой беседы.

Установление и поддержание контакта со слушателями: аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

Главная мысль должна быть передана словами.

Решительный конец, как и начало, должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным.

Методы изложения материала.

Как выступающий - оратор для слушателей личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Необходимо научиться использовать оказываемое внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут провала выступления.

Оратор должен произносить речь наизусть, так как слушатели плохо воспринимают чтение с листа. Заучить можно небольшую речь. Если же речь большая, то выучить её на память удаётся не каждому. Опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст, то есть выделить основные смысловые части, подчеркнуть основные мысли.

Если оратор начинает запинаться, его слушатели начинают сомневаться в его компетентности и перестают слушать. Для вступления в контакт со слушателями всё должно происходить, как в диалоге. Но измениться должна лишь сила голоса, а стиль остаётся тем же, что и в начале выступления.

Выступающий не должен равнодушно смотреть поверх людей или в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что обращаются именно к нему. Для этого полезно остановить взгляд на отдельном слушателе, и постепенно переводить взгляд на других, как бы выхватывая отдельных лиц и общей массы в разных частях аудитории.

Но вот оратор выходит на сцену. Не стоит сразу начинать выступление, лучше немного подождать. Никаких суетливых движений. Необходимо также привести внешний вид выступающего в соответствие с темой речи. Иначе, будут трудности с налаживанием контакта со слушателями.

Речь должна быть выразительной, понятной аудитории, хорошо должны быть поставлены дикция и голос. Но самым главным в успешном выступлении является естественность и непринуждённость оратора в общении с аудиторией.

Чтобы достичь успеха. Надо помнить о следующих правилах:

Надо опровергать точку зрения, взгляды оппонента, а не его личные качества, пристрастия, образ жизни;

Обращение к чувствам аудитории не должно перейти в манипулирование ею;

Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами группы, к которой он принадлежит;

Нельзя искажать мнения оппонентов;

Нельзя бравировать личными качествами, не преувеличивать свою роль в каких-либо событиях;

Защищая свою точку зрения, всегда доказывать и обосновывать.

Чтобы овладеть искусством слова. Надо знать и уметь пользоваться коммуникативными качествами речи, такими как точность речи, лаконизм, чистота речи, выразительность, логичность.

Точность речи обеспечивается знанием предмета, логикой мышления и умением выбирать нужные слова. Точность речи может быть предметной и понятийной.

Лаконизм речи - достоинство, которым обладает далеко не каждый. А. П. Чехов приравнивал его к таланту, а М. Горький отмечал: «Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много…»

Чистота речи обуславливается отсутствием в ней лишних слов и слов-паразитов. Эти слова засоряют речь и затрудняют её восприятие.

Богатство речи зависит от того, каков у оратора словарный запас. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова. То есть многозначностью. Русский язык богат синонимами, антонимами, которые делают речь красочнее, позволяют образно выразить мысль.

Логичность речи означает организованность высказывания в соответствии с законами логики. Логичность - это умение должным образом организовать последовательность речи.

Наиболее частые логические ошибки в речи:

) Излишне дробленый текст или нагромождение чересчур длинных предложений;

) Синтаксическая несогласованность фраз;

) Смысловые искажения возникают из-за внесения в речь местоимений;

) Проявление двусмысленности исключает понимание.

Нарушение логики это, прежде всего, неоправданность внутренних ожиданий. Первый закон логики, закон тождества, звучит так: «Всякая мысль имеет одно содержание, будучи взятой в конкретном месте и в конкретном отношении».


Личность оратора

 

«Совершенство не дано никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, насколько вам позволит природа» (Цицерон).

Слово «оратор» появилось в русском языке в 18 веке, а более широкое распространение получило в первой четверти 19 века. По Далю, оратор - это человек, умеющий говорить красно, то есть красиво, выразительно.

Выделяют следующие типы ораторов:

Ораторы, использующие в своих выступлениях логику рассуждений;

Ораторы, воздействующие на аудиторию своей эмоциональностью.

Что нужно человеку, чтобы приобрести навыки ораторского выступления?

Конечно, в первую очередь нужно отметить значение природных данных. К ним относятся особенности нервной системы, функциональной деятельности мозга, строение голосовых связок, двигательного аппарата. оратору необходимо обладать развитым вниманием, хорошей образной и логической памятью, сообразительностью, глубиной и широтой мышления.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать основными навыками и умениями, такими как:

Навык отбора литературы;

Навык изучения литературы;

Навык составления плана;

Навык написания речи;

Навык обладания перед аудиторией;

Навык ориентации во времени.

Кроме того, выступающий должен быть начитанным практически во всех областях науки, техники, литературы, искусства, политики, экономики и прочее, уметь анализировать события. Только в этом случае он сможет рассказать много интересного. И вследствие чего, оратор достигнет внимания и уважения к себе.

В человеке, который хочет влиять на других, должна ярко проявляться Личность. «Типичными личностными качествами являются самостоятельность и оригинальность мышления, доброжелательность, открытость, уверенность в себе, обаяние, артистичность и, несомненно, трудолюбие, сильная воля и активный характер».

Если оратор является такой личностью, то очень важным фактором становятся его нравственные установки. Уважая личное мнение каждого, всё же необходимо формировать и определённую систему ценностей, руководствуясь которой человек не теряет своих индивидуальных качеств и является представителем определённого социума. Поэтому риторическое образование должно сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием, формирующим такие принципы социального взаимодействия людей, как отказ от монополии на истину, борьба со злом, любовь к ближнему, порядочность и честность.

Внешний облик оратора должен соответствовать обстановке. Важно сохранять опрятность, стараться избегать эксцентрически в одежде, чтобы не отвлекать от речи слушателей. Лучшая черта в облике оратора - корректность.

Манеры оратора более важны, чем его внешность, удачная линия поведения может заставить аудиторию забыть о внешнем виде выступающего.

Следует следить за выражением лица. Оно должно быть серьёзным, но не хмурым, доброжелательным. Во время произнесения фраз, насыщенных эмоциями, выражение лица должно быть соответствующим.

Также очень важна поза оратора. Поль Сопер советует такую манеру стоять: «Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперёд; упор неодинаков на обе ноги и, по крайней мере, в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперёд по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания».

Говорить с воодушевлением невозможно, не пользуясь жестами. Жесты создают гармонию равновесия в облике оратора. Жестикуляция должна быть непроизвольной, непрерывной и разнообразной.

Голос характеризуется по следующим элементам: звучности, темпу, высоте, тембру и артикуляции.

Звучность голоса позволяет донести речь до всей аудитории, при этом звучность не означает громкость. Звучность голоса появляется, когда человек уверен в себе. Это глубокое дыхание, достаточно частое. К концу фразы сила и звучность должны возрастать, а не падать.

В понятие темпа входят быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Большинство ораторов произносят 120 - 150 слов в минуту. Это делает речь не слишком торопливой и взволнованной, одновременно не слишком медленной.

Длительность звучания отображает многие смысловые оттенки, но неопытные ораторы часто выделяют не те слова, которые нужно.

Главный порок ораторов - неправильное произношение. Выступающий должен быть уверен в правильности произношения каждого слова и выговаривать слова более чётко, чем в повседневной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: