Самоорганизация публичного выступления




 

Сильными сторонами моего публичного выступления является уделение внимания внешнему виду.

Первое впечатление об ораторе складывается до того, как он начинает говорить по его внешнему виду. Причем внешний вид включает в себя и одежду, и манеру поведения, и походку, и выражение лица, и жестикуляции, и т.д. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе, т.е. они хотят сразу составить мнение об ораторе - положительное или отрицательное - и, сами того не осознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет.

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности. Поэтому каждый оратор не должен подстраиваться под строгие шаблоны, он должен обладать индивидуальностью, чтобы создать дружескую атмосферу и, таким образом, заинтересовать слушателей, привлечь их внимание.

Слабые стороны - отсутствие последовательности в выступлении, отсутствие поддержания внимания аудитории.

Для улучшения публичного выступления мне необходимо принять во внимание следующее.

Прежде всего, сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

В настоящее время уже удалось добиться того, что поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.

Кроме того, приходится время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения - словом, любая работа слушателей.

В будущем необходимо ввести в процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало, выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:

. Вступление, или введение.

. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.

. Заключение, или выводы.

Следует, однако, сразу обратить внимание на то, что, в свою очередь, каждая из этих трех частей, как бы мала, коротка она ни была, имеет свою собственную, внутреннюю организацию, или структуру, и поэтому можно и нужно оговорить композиционные особенности не только выступления в целом, но и каждой отдельной его части.

Чувство аудитории - это качество, которое непременно должен развивать в себе каждый выступающий. Для этого нужно собирать сведения об аудитории предстоящего выступления, учитывать такие стороны аудитории, как ее однородность или неоднородность, специальность, образовательный уровень, примерный круг интересов, ее знакомство с проблематикой выступления, демографические особенности. Все это будет дополнительной гарантией от ошибок, в частности, от ошибки в виде расчета на некоего так называемого «среднего слушателя». Иначе говоря, выступающий должен проявить заботу о соответствии своего выступления потребностям и интересам слушателей, а также их возможностям.

Собирая сведения об аудитории, следует обратить внимание на имеющуюся у слушателей установку и на их настроение, мотивы различных видов: интеллектуальные, моральные, эстетические. Оценивая отношение

слушателей к теме выступления, надо для себя выяснить, насколько она важна для слушателей, какова степень их знакомства с темой, каковы источники их информации по теме. Немаловажно также учесть такие моменты, как благоприятствование или, наоборот, неблагоприятствование выступлению времени и обстановки. И отдельно учесть отношение аудитории к самому выступающему.

Это в конечном итоге облегчит слушателям усвоение материала, придаст материалу композиционное единство, обеспечит согласование и даже известную гармонию частей выступления.


Заключение

 

Многие люди нервничают, когда им предстоит публичное выступление, и это абсолютно естественно. У таких людей пересыхает во рту и потеют ладони. В кровь выбрасываются порции адреналина, отчего учащается сердцебиение, они не могут есть, у них дрожат колени и голос начинает звучать неестественно.

Инстинкт может помочь взять себя в руки, но при этом не следует подавлять свои эмоции полностью. Легкое волнение даже необходимо для возникновения эмоционального подъема.

Многие люди страшно боятся, что, когда они выйдут выступать, на них будут обращены взоры всего зала.

Следует помнить и о том, что слушатели, возможно, волнуются даже больше самого выступающего.

Справиться с волнением помогает следующий прием: надо переключить внимание аудитории со своей персоны на что-нибудь или кого-нибудь еще. Для этого существуют два способа:

. Поместить перед аудиторией какие-либо наглядные материалы и попросите людей обратить на них внимание. Это позволит спокойно рассказывать о том, что изображено на схеме или таблице, в то время как взгляды слушателей будут направлены не на вас.

. Начать свое выступление вопросом к аудитории. Задавайте вопросы и используйте наглядные материалы, чтобы вовлечь аудиторию в слушание и в то же время отвлечь ее внимание от собственной персоны.

Перед началом выступления держитесь спокойно, жесты должны быть неторопливыми и сдержанными. Улыбайтесь. Окиньте взглядом аудиторию. Не торопитесь. Встаньте перед слушателями, улыбнитесь и поприветствуйте их открытым жестом.

Начиная свое выступление, охватите взглядом всех слушателей. При небольшой аудитории последовательно устанавливать зрительный контакт с каждым слушателем. Если аудитория большая, мысленно выделить в ней участки, на которых следует останавливать взгляд. Эти участки должны быть равномерно распределены по всей аудитории. Если не поддерживать регулярно зрительный контакт с задними рядами они просто перестанут вас слушать.

Не поддаваться искушению во время выступления обращаться все время к одному и тому же человеку в зале.

Необходимо поддерживать постоянный и интенсивный зрительный контакт больше с теми, кто слушает со скучающим и скептическим видом. Этот прием требует определенного усилия воли, но он реально помогает.

Не занимать место на кафедре или за столом. Это создает барьер между оратором и слушателями. Не говорить, обращаясь к стене или иллюстративным материалам, не ходить взад и вперед перед аудиторией, не раскачиваться и не приподниматься на носки.

Предпочтительнее стоять, чем сидеть. Когда выступающий стоит, его психоэнергетический уровень выше, и он выглядит более авторитетно.

Если оратор произносит длинную речь или проводит семинар, всегда надо начинать свое выступление стоя, чтобы утвердить свой авторитет перед аудиторией. Сидеть лучше тогда, когда вы хотите завоевать доверие аудитории и стать ближе к слушателям.


Список литературы

 

1. Бороздина Г.В. «Психология делового общения» ИНФРА-М 2009 г.

2. Зверева Е.Н «Основы культуры речи» Москва Изд. Центр ЕАОИ 2008 г.

. Статья «Публичное выступление. Секреты успеха» журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера» №10, 2009 г.

. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной. - М., 2000. С. 130.

. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. - М., 2002. С. 23.

. Русский язык и культура речи. / Под ред. проф. Максимова В.И. - М., 2002. С. 109.

. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-н/Д, 2002.

. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1989.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: