Методы и приёмы управления аудиторией




В современной риторике становится актуальным разговор об имидже выступающего публично. Имидж оратора включает в себя такие компоненты, как внешность, умение одеваться, манеры, поведение и индивидуальный стиль, способность наладить эффективный контакт с аудиторией.

По Цицерону идеальный оратор определяется так: «Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика, жесты и грацию великих актёров».

Первое впечатление об ораторе определяется его внешностью. Главное требование к одежде выступающего соответствие обстановке и не должна вызывать удивления и зависти.

У каждого оратора должны быть не только индивидуальные внешние данные, но и индивидуальная форма и изложение материала.

Главный способ удержания внимания во время выступления - это изменение. Чтобы избежать монотонности, надо встраиваем в речь импровизации.

Существует несколько приемов управления вниманием:

Прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Необходимо обвести всю аудиторию взглядом, посмотреть пристально на кого-нибудь одного, фиксировать взглядом нескольких человек в аудитории. Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.

Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, ««необходимо подчеркнуть», прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», что...» и т.д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

Прием «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется, и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи - наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.

Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

Прием «завлечения». Инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.

Слушатели напряжённо следят только за тем выступлением, в котором всё время раскрывается новое содержание.

Изложение речи должно быть доступным и способным заворожить слушателя меняющейся интонацией оратора, красочными словесными образами, оригинальными сравнениями, меткими выражениями.

Иногда можно спровоцировать аудиторию, заявив что-то, что вызывает несогласие слушателей, а затем вместе прийти к конструктивным выводам.

Также не оставляет слушателей равнодушными сопереживание к каким-либо событиям, затрагивающим чувства людей.

И, наконец, очень важны убеждённость и эмоциональность выступающего. Если оратор искренне верит в то, что говорит, то не только задерживается внимание слушателей на проблеме, но и окружающие заражаются той эмоциональность, что исходит от выступающего. Как гласит восточная мудрость: «Ты, говорящий, никого не убедишь, пока в сердце у тебя нет того, что сходит с языка».

Также темп речи должен быть плавным, умеренным, чтобы слушатели могли следить за ходом мысли выступающего. Периодически можно делать паузы для полного осмысления сказанного.

При первых признаках утомления слушателей необходимо начать стимулировать внимание. Например, рассказать анекдот или короткую историю.

Время от времени необходимо переключать внимание слушателей, предложить что-то записать, сделать несложное вычисление, ответить на вопросы теста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: