Акционерное общество «Аскольд» является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.
ОАО «Аскольд» зарегистрировано Муниципальным образованием г. Арсеньева. № 358 от 19 ноября 1992г.
Фирменное наименование общества: Открытое акционерное общество «Аскольд», Joint-stock «Ascold».
Целью общества является получение прибыли.
Высшим органом управления ОАО «Аскольд» является общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором, и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением). Совет директоров, генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров.
Уставный капитал общества составляет 119755 руб. Он состоит из 239550 штук обыкновенных акций номинальной стоимостью 50 коп.
Решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров.
Общество вправе ежегодно принимать решение о выплате дивидендов по размещаемым акциям. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год.
В ОАО «Аскольд» создается резервный фонд в размере 15 % его уставного капитала путем ежегодных отчислений в него 10 % чистой прибыли до достижения указанного размера резервного фонда. Средства резервного фонда расходуются на покрытие убытков общества.
Основным видом деятельности предприятия является производство продукции для судостроения, которая занимает до 65 % в общем объеме продаж. Основными потребителями этой продукции являются заводы - верфи в городах: Санкт-Петербург, Северодвинск, Южно-Сахалинск, которые в свою очередь до 50 % производят и ремонтируют судов для экспорта в дальнее зарубежье.
Исследуемое предприятие является крупным производителем продукции для судостроения и занимает до 95 % продаж на рынке сбыта продукции для судостроения, что позволяет судить о нем, как о монопольном предприятии в этой области производства.
Несмотря на выгодное положение предприятия на рынке сбыта продукции, рентабельность реализации товаров в 2005 г. значительно снизилась по сравнению с предыдущим годом (0,3 %). Это снижение в большей степени было обусловлено ростом себестоимости реализованной продукции.
При этом выручка от реализации продукции хоть и возросла, но только в связи с повышением продажных цен. Таким образом, главным ограничителем роста прибыли исследуемого предприятия является себестоимость выпускаемой продукции.
Рассмотрим подробнее влияние факторов на формирование себестоимости продукции для судостроения на предприятии ОАО «Аскольд».
Наибольшая доля в затратах на производство продукции приходится на сырье и материалы, а затем заработную плату и амортизационные отчисления.
Выпускаемые изделия для судостроения являются издержкоемким товаром. В большей степени это зависит от стоимости приобретаемого и потребляемого сырья. При этом основными поставщиками сырья являются уральские предприятия, что говорит об отдаленности материальной базы от предприятия-производителя. Следствием этого является постоянный рост коммерческих расходов, который связан как с приобретением сырья, так и со сбытом продукции. Чтобы каким-то образом сократить рост коммерческих расходов предприятие вынуждено закупать сырье в больших количествах, чем этого требуется для выпуска продукции, что в свою очередь ведет к отвлечению оборотных средств, и увеличению запасов.
Другим фактором, непосредственно влияющим на формирование себестоимости, является стоимость труда основных рабочих. Для изготовления продукции данного направления используется труд основных рабочих, имеющих опыт работы не менее 5 лет и определенный уровень квалификации. Основной состав рабочих находится на сдельно-премиальной форме оплаты труда, при этом средняя заработная плата составляет 4000 руб., что ниже рыночной цены специалиста с таким уровнем квалификации. С целью сохранения основного состава квалифицированных рабочих, предприятие было вынуждено перейти с основным составом рабочих на выполнение работ на договорной основе и повышением заработной платы 7000 руб., что в свою очередь уменьшило прибыль предприятия за 2005 г. Чтобы каким-то образом компенсировать упущенную выгоду, предприятие, являясь монополистом в этой области производства, включило дополнительные издержки по выплате заработной платы в стоимость продукции при заключении договоров на 2006 г.
Непосредственное влияние играет и стоимость потребляемых энергоресурсов, задействованных при производстве продукции. То есть, постоянный рост тарифов на энергоресурсы ведет к росту переменных расходов, влияющих на себестоимость продукции, что в свою очередь снижает планируемый объем прибыли.
Кроме этого, на предприятии наблюдается рост управленческих расходов, которые в основном связаны со сбытом продукции. Значительную долю среди них занимают телефонные переговоры и командировочные расходы, включаемые в себестоимость продукции.
Все перечисленные расходы оказали влияние на рост себестоимости продукции для судостроения.
Для реализации продукции предприятие заключает договора на поставку этой продукции. Договор заключается не менее, чем на два года, при этом предприятие-производитель должно учесть не только инфляционный рост цен, но и повышение тарифов на энергоресурсы, транспортные услуги и другое. На самом деле рост этих расходов чаще всего компенсируется из прибыли предприятия.
Немаловажную роль на формирование себестоимости играют и такие факторы, как уровень технологии, оснащенность производства технически новым оборудованием, производительность труда и его организация, и другие.
Выпускаемая продукция изготавливается, и проходит диагностику на станках и другом различном оборудовании, имеющих срок использования более тридцати лет. Предприятие несет постоянные затраты для обслуживания и ремонта этого оборудования. Соответственно уровень производительности остается достаточно низким, а затраты на обслуживание этого оборудования увеличиваются.
Другим фактором, не влияющим на себестоимость продукции, но оказывающим отрицательное воздействие на конечный финансовый результат деятельности предприятия является результат от операционной деятельности. Результат от операционной деятельности складывается из разницы между доходами и расходами по этой деятельности. Результат по реализации основных фондов относится к операционной деятельности.
На исследуемом предприятии результат от продажи основных фондов за 2005 г. сложился отрицательный. Это было связано со списанием устаревшего оборудования, срок амортизации которого не истек. Предприятие было вынуждено списать устаревшее оборудование, составные части которого не подлежали для дальнейшего использования, кроме как продажи в виде металлолома.
Новое оборудование на предприятии ОАО «Аскольд» практически не приобретается, следовательно, уровень технологии остается на прежнем уровне, персонал работает по старым нормам и не имеет возможности увеличить объем выпуска продукции.
Таким образом, под влиянием рыночных условий и внутренней среды предприятия себестоимость продукции в 2005 г. возросла на 36528 тыс. руб.
Но предприятие, не желая потерять запланированный объем прибыли, пошло наиболее простьм путем, повысив отпускные цены на продукцию. В результате чего сыграл рыночный фактор, спрос на продукцию снизился. Следовательно, увеличение массы прибыли, а соответственно и рентабельности реализованной продукции предприятия напрямую будет зависеть от снижения себестоимости продукции, а также выявление резервов ее снижения.
Влияние факторов на изменение прибыли от основной деятельности предприятия ОАО «Аскольд» за 2005 г. изображено на рис. 2.
Рис. 2. Влияние факторов на изменение прибыли от основной деятельности предприятия ОАО «Аскольд» за 2005 г.
Для анализа основных показателей деятельности предприятия необходимо их рассмотреть в динамике за последние 3 года. Данные для анализа приведены в табл. 1.2.1
Таблица 1.2.1
Основные показатели деятельности предприятия
Показатели | Значение показателей | Абсолютное отклонение по отношению к 2002 г | Темп роста по отноше-нию к 2002 г,% | ||||
Объем реализованной продукции, тыс.руб. | -13188 | 85,8 | 89,1 | ||||
Себестоимость реа лизованной продукции, тыс.руб. | -9282 | -5962 | 89,3 | 93,1 | |||
Прибыль от реализации, тыс.руб. | -3906 | -4192 | 34,4 | 29,6 | |||
Рентабельность реа- лизованной продукции, % | 6,9 | 2,6 | 2,2 | -4,3 | -4,7 | 37,7 | 31,9 |
Среднесписочная численность персонала, чел, | +5 | +82 | 100,3 | 105,3 | |||
Производительность труда, тыс. руб. | 59,9 | 51,2 | 50,6 | -8,7 | -9,3 | 85,5 | 84,5 |
Фонд заработной платы, тыс. руб. | 104,5 | 112,1 |
Показатели | Значение показателей | Абсолютное от- клонение по от- ношению к 2002 г | Темп роста по отношению к 2002 г, % | ||||
Среднемесячная за-работная плата одного работающего тыс. руб. | 2,865 | 2,983 | 3,05 | +0,118 | 0,185 | 104,1 | 106,5 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | -1797 | -2278 | 94,7 | 93,3 | |||
Фондоотдача | 2,71 | 2,46 | 2,59 | -0,25 | -0,12 | 90,8 | 95,6 |
Прибыль на одного работающего, тыс. руб. | 3,84 | 1,32 | 1,08 | -2,52 | -2,76 | 34,4 | 28,1 |
Прибыль на 1 рубль заработной платы | 0,112 | 0,037 | 0,029 | -0,075 | -0,083 | 25,9 |
Из приведенной таблицы видно, что основные показатели деятельности предприятия за последние два года значительно ухудшились. Например, объем реализованной продукции снизился на 14,2%, производительность труда на 14,5%, рентабельность на 63,3%, фондоот-дача на 9,2%. Это говорит о том, что на предприятии в данный момент очень тяжелое экономическое положение, одной из причин которого является не достаточно высокий организационный уровень, без которого предприятие не может нормально функционировать. Информационной базой для анализа является бухгалтерский баланс ф1 отчет о прибылях и убытках ф2 и другие аналитические данные по бухгалтерскому учету.
Основным подразделением ОАО «Аскольд» является механический цех по изготовлению деталей и комплектующих изделий для офсетных полиграфических машин и судовой арматуры № 33.
Организационная структура является линейно-функциональной, представляющая собой синтез линейной и функциональной структур. При этом у линейного руководителя появляется возможность формировать ячейки (бюро, группы, отдельные специалисты), которые выступают в роли профессиональных советников по определенным функциональным проблемам и задачам. Создание и разработка такой организационной структуры обусловлены желанием использовать преимущество каждой из входящих в нее структур.
Организационная структура управления цехом представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Организационная структура управления цехом № 33.
К числу основных преимуществ данной структуры можно отнести:
- повышение обоснованности команд управления линейного руководителя (за счет привлечения советников);
- принцип единоначалия;
- полная ответственность руководителя за принимаемые решения. Недостатками структуры является:
- возможное увеличение сроков разработки и принятия управленческих решений вследствие обращения к советникам;
- возможное затруднение процессов разработки и принятия управленческих решений, так как в процессе обсуждения могут не совпадать точки зрения советников на способы решения проблем.
Преобладающая область использования линейно - функциональных структур управления - небольшие организации с устойчивым типом производства и управления, как элемент общей системы управления в организациях любого типа.
10 Таблица 2.1.3
Основные экономические показатели деятельности цеха № 33 за 2003-2005
Показатели | Значение показателей | Абсолютное отклонение по отношению к 2004 г. | Темп роста по отношению к 2004 г., % | ||||
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | -608 | +492 | 97,8 | 101,8 | |||
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб. | -89 | +1635 | 99,6 | 107,7 | |||
Фондоотдача, тыс. руб. | 1,28 | 1,26 | 1,21 | -0,02 | -0,069 | 98,2 | 94,6 |
Среднесписочная численность персонала, чел. | +19 | +12 | 121,6 | 113,6 | |||
- руководителей | -2 | -2 | 0,83 | 0,83 | |||
- специалистов | +3 | +2 | 1,30 | 1,20 | |||
- рабочих | 127,3 | 118,2 | |||||
Фонд заработной платы, тыс. руб. | 4216,3 | +1579,3 | +2863 | 159,9 | 208,6 | ||
- руководителей | 360,0 | 454,3 | 545,9 | +94,3 | +185,9 | 126,2 | 151,6 |
- специалистов | 180,0 | 308,4 | 486,8 | +128,4 | +306,8 | 171,3 | 270,4 |
- рабочих | 2097,0 | 3453,6 | 4467,3 | +2070,3 | +1013,7 | 164,6 | 213,0 |
Среднегодовая зарплата, тыс.руб. | 79,7 | 110,2 | 152,46 | +30,5 | +72,76 | 138,26 | 191,29 |
- руководителя | 30,0 | 45,4 | 54,6 | +15,4 | +24,6 | 151,3 | 182,0 |
- специалиста | 18,0 | 23,7 | 40,56 | +5,7 | +22,56 | 131,7 | 225,3 |
- рабочего | 31,7 | 41,1 | 57,3 | +9,4 | +25,6 | 129,6 | 180,7 |
Среднегодовая выработка на одного работающего, тыс.руб. | 311,5 | 250,5 | -61 | -32,5 | 80,4 | 89,6 | |
В том числе: | |||||||
рабочим, тыс. руб. | 415,3 | 357,7 | -96,2 | -57,6 | 76,8 | 86,1 | |
Среднемесячная заработная плата одного рабочего, тыс.руб. | 2497,2 | 3283,7 | 4583,3 | +786,6 | +2086,2 | 131,5 | 183,5 |
Фондов-ть труда, руб./чел. | 323,7 | 253,3 | 294,9 | -70,4 | -28,8 | 78,2 | 91,1 |
Анализируя показатели деятельности структурного подразделения цеха 33 можно сделать вывод, что произошло снижение эффективности использования оборудования за последний год анализируемого периода, хотя фондовооруженность труда по сравнению с базисным годом и ниже, но все же прослеживается повышение по сравнению с показателем предыдущего года. В 2005 году возросли объемы производимой продукции и практически превысили уровень 2003 года. Это объясняется тем, что предприятие получило новые заказы на производство судовой запорной арматуры и полиграфическое оборудование. Но темпы роста производительности труда намного отстают от темпов роста средней заработной платы. Эта тенденция может негативно отразится на экономическом состоянии цеха в дальнейшем.
В организационной структуре предприятия выделяются:
- производственное бюро;
- материальная группа;
- общефинансовое бюро;
- налоговое бюро;
- расчетное бюро;
- финансовое бюро;
- ревизионная группа.
Основными функциями которых являются:
- Производственное бюро ведет учет затрат на производство по первичным докладам в разрезе всей производимой предпримем номенклатуры изделий, а также работ и услуг, выполняемых на сторону или за счет специальных источников финансирования, обеспечивая при этом контроль за достоверностью расходов, правильность оформления первичных документов и шифровок: для отнесения расходов на затраты по производству того или иного изделия, работы, услуги.
- Материальная группа ведет учет основных и вспомогательных материалов, запасных частей малоценного и быстрого изнашивающего инвентаря в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому чету.
- Общефинансовое бюро осуществляет учет денежных средств.. Ведет учет расчетных операций с организациями и учреждениями по выданным авансам и прочим операциям, учитывает и контролирует дебиторскую и кредиторскую задолженность.
- Налоговое бюро производит расчеты, по налогам и сборам, уплачиваемые предприятием в бюджет, внебюджетные фонды в соответствии с нормативными документами по налогообложению и бухгалтерскому учету.
- Расчетное бюро ведет расчеты по заработной плате с работниками предприятия, составляет платежные ведомости на ее выплату, а также необходимые справки по заработной плате.
- Финансовое бюро ведет учет поступлений на счетах в банках, погашения кредиторской задолженности бюджету, внебюджетным фондам, поставщикам и учредителям банка. Разрабатывают планы платежей, обрабатывают первичные документы.
Ревизионная группа организовывает и принимает участие в проверках и ревизиях инвентаризациях, проводимых в соответствии с требованиями законодательством.
Любая организация самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую им продукцию, работы и услуги. Основа планов - это договоры (с покупателями и поставщиками), по которым выполняют работы и осуществляют поставки для покупателей и заказчиков.
План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов.
1. План документации и документооборота.
2. План счетов и их корреспонденции.
3. План отчетности.
4. План технического оформления учета.
5. План организации труда работников бухгалтерии.
3. Основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия и ценовая политика предприятия
3.1. Анализ прибыли от основной деятельности ОАО «Аскольд»
Как важнейшая экономическая категория, прибыль является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она призвана сыграть важную роль в лик-видации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении кризисных явлений.
Прибыль выступает одним из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение для руководителей предприятия, его учредителей, акционеров и кредиторов. Для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из источников финансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств. Учредителям и акционерам она является источником получения дохода на вложенный ими капитал в данное предприятие. Кредиторам подобный анализ дает возможность погашения предоставленных хозяйствующему субъекту кредитов и займов, включая уплату причитающихся процентов.
Анализ прибыли предприятия включает:
- изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ);
- структурный анализ соответствующих статей (в процентах);
- изучение динамики изменения показателей за ряд периодов - трендовый анализ;
- исследование влияния отдельных факторов на прибыль (факторный анализ).
Анализ прибыли начинается с исследования ее динамики и структуры, как по общей сумме, так и разрезе ее составляющих элементов.
Анализ формирования прибыли в отчете по практике будет основываться на методической работе Бочарова В.В. «Финансовый анализ».
На основе представленных в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» ОАО «Аскольд» (Приложение 2) данных, проводится оценка состава, структуры и динамики факторов формирования прибыли (табл. 3.1.3).
Таблица 3.1.3 Анализ прибыли ОАО «Аскольд» по отчету «О прибылях и убытках» за 2004-2005 гг.
Показатель | Абсолютное отклонение(+,-) (гр. 3 - гр.2) | Удельный вес, в % | Отклонение (+,-) | ||||
тыс.руб. | тыс.руб. | ||||||
1.Выручка от продажи товаров | + 36 345 | - | |||||
2. Себестоимость проданных товаров | +36088 | 97,3 | 97,9 | +0,6 | |||
3. Валовая прибыль (строка 1 - строка 2) | +257 | 2,7 | 2,1 | -0,6 | |||
4. Коммерческие расходы | +440 | 1,8 | -0,2 | ||||
5. Управленческие расходы | - | - | - | - | - | - | |
6. Прибыль от продаж (строка 3 - строка 4 -строка 5) | -183 | 0,6 | 0,3 | -0,3 | |||
7.Результат от операционных доходов и расходов | 1 142 | -321 | -1463 | 1,5 | 0,3 | -1.2 | |
8.Результат от внереализационной деятельности | -1 272 | 2,1 | 0,3 | -1,8 | |||
9. Прибыль до налогообложения (строка 6 ± строка 7 ± строка 8) | 3 169 | -2918 | 4,2 | 0,2 | -4 | ||
10. Налог на прибыль и иные обязательные платежи | -493 | 0,9 | 1,2 | +0,3 | |||
11. Прибыль от обычной деятельности | -2425 | 3,3 | 0,1 | -3,2 | |||
12. Чистая прибыль | -2425 | 3,3 | 0,1 | -3,2 |
Как свидетельствует представленная в табл. 3.1.3 бухгалтерская и аналитическая информация, предприятие ОАО «Аскольд» в 2005 г. получило чистую прибыль в размере 73 тыс. руб., при чем прибыль до налогообложения составила 251 тыс. руб.
Общая сумма прибыли за 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизилась на 2425 тыс. руб., прибыль до налогообложения на 2918 тыс. руб. Оба этих показателя снизились, что говорит о снижении эффективности деятельности предприятия.
В динамике показателей прибыли можно отметить следующее: прибыль от реализации растет медленнее, чем выручка от реализации, это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции.
Далее результаты табл. 3.1.3 показывают, что по сравнению с 2004 г. наблюдается повышение показателей выручки и себестоимости в абсолютном выражении. Доля себестоимости проданных товаров в выручке увеличилась на 0,6 % в 2005 г. по сравнению с 2004 г., что проявилось в отрицательном воздействии на результате от продажи продукции.
Результат от ведения основной деятельности в 2005г. - прибыль в размере 73 тыс. руб. За год этот показатель снизился как в абсолютном выражении (-2425), так и его удельный вес в выручке снизился на 3,2 %, наблюдается отрицательная динамика.
По прочим видам деятельности (операционной и внереализационной) в анализируемом периоде у ОАО«Аскольд»-убыток в сумме 35 тыс.руб. В частности по операционной деятельности предприятием получен убыток в размере 321 тыс. руб., что ниже показателя 2004 г. на 1463 тыс. руб. На снижение результата от прочей деятельности 2005 г. повлияла сумма уплаченных процентов по кредиту, что уменьшило доходы от операционной деятельности на 609 тыс. руб. (Приложение 2).
Результат от внереализационной деятельности в 2005 г.- прибыль 286 тыс. руб., что на 1272 тыс. руб. меньше, чем в 2004 г. Этот показатель снизился в 2005 г. на 1,2 %, значительное отклонение в показателях связано со списанием в 2004 г. просроченной дебиторской задолженности, что увеличило доходы от внереализационной деятельности до 1558 тыс. руб.
В целом по предприятию прочая деятельность уменьшила прибыль ОАО «Аскольд» на 35 тыс. руб.
В анализируемом периоде в структуре совокупных доходов (убытков), полученных от осуществления всех видов деятельности предприятия, удельный вес доходов от реализации продукции и доходов от внереализационной деятельности занимают равные значения 0,3% в выручке. Это еще раз подтверждает о снижении эффективности основной деятельности предприятия.
Динамика изменения основных показателей по Отчету о прибылях и убытках предприятии ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг. изображено на рис. 6.
Рис. 6. Динамика показателей по Отчету о прибылях и убытках ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг.
Далее рассмотрим факторы, повлиявшие на результат от продажи товаров (работ, услуг), их можно классифицировать на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
- социально-экономические условия;
- цены на материально-энергетические ресурсы и тарифы на транспортные перевозки;
- уровень развития внешнеэкономических связей и т. д.
К внутренним факторам относятся изменения:
- прибыли от продаж;
- структуры реализованной продукции;
- себестоимости продукции;
- уровня цен на нее;
- снижение производительности;
- операционных и внереализационных доходов и расходов.
Факторы первого порядка оказывают непосредственное влияние на величину бухгалтерской прибыли, а второго порядка – на прибыль от продаж.
При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли принимаются во внимание не только результаты анализа, но такие аспекты учетной политики предприятия, как:
- методы оценки активов и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- способы ведения бухгалтерского учета (методы амортизации основных средств и нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, признания выручки от продажи товаров (работ, услуг);
- оптимизация издержек на производство продукции;
- рациональная ценовая политика.
- Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от продажи товаров (работ, услуг), который будет рассмотрен в следующих разделах.
3.2. Операционный анализ прибыли предприятия
Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами по ее производству и реализации.
Сравнение массы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприя-тия. Одним из самых доступных методов оценки результатов предпринимательской деятельности является операционный анализ, осуществляемый по схеме: издержки - объем продаж - прибыль. Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства, и сбыта продукции. В отличие от внешнего финансового анализа (по данным публичной бухгалтерской отчетности) результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия.
С помощью операционного анализа можно выявить ряд резервов повышения эффективности деятельности организации на основе оценки достигнутых результатов по следующим названным особенностям:
1) оценки прибыльности производственно – торговой деятельности;
2) прогнозирования рентабельности предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;
3) оценки предпринимательского риска;
4) выбора оптимальных путей выхода из кризисного состояния;
5) оценки результатов начального периода функционирования новой фирмы или прибыльности инвестиции, осуществления для расширения основного капитала;
6) разработки наиболее выгодной для предприятия ассортиментной политики в сфере производства и реализации товаров.
Главный принцип, заложенный в основу системы «директ-костинг», - раздельный учет переменных и постоянных затрат и признание постоянных затрат убытками отчетного периода.
Переменные затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными.
Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема поизводства.
Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны о понятая «маржинальный доход», означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов (ПР). Схема расчета маржинального дохода в сфере производства приведена на рис. 3.
Рис. 3. Формирование финансового результата в сфере производства
В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием произ-водственного (операционного) рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия производственного рычага (СВПР) по формуле (3.1):
СВПР = | Маржинальный доход | |
Прибыль | (3.1) |
СВПР показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль. Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием. Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации товаров приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата (прибыли или убытка).
Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на конечный финансовый результат при изменении объема производства (продаж или делового оборота). Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и СВПР падает. Наоборот, повыше-ние удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага.
Сила производственного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяя выручку от реализации - изменяется и сила воздействия операционного рычага. Сила воздействия производственного рычага в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше производственные затраты.
Проведем операционный анализ исследуемого предприятия, для этого необходимо рассчитать пороговое значение выручки и запаса финансовой прочности.
Порог рентабельности (ПР) предприятия определяется по формуле (3.2):
Порог рентабельности = | Постоянные издержки | |
Коэффициент маржинального дохода | (3.2) |
Коэффициент маржинального дохода (КМД) показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте предприятия) и рассчитывается по формуле (3.3):
КМД = | Маржинальный доход | |
Выручка от реализации товаров | (3.3) |
Коэффициент маржинального дохода выражается в долях единицы, либо в процентах. Запас финансовой прочности (ЗФП) находится по формуле (3.4):
ЗФП = (ВР - ПР), (3.4)
где ВР - выручка от реализации, в тыс. руб.;
ПР - порог рентабельности, в тыс. руб.
Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг. представлен в табл. 3.2.4.
Таблица 3.2.4
Оценка показателей порога рентабельности и запаса финансовой прочности ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг.
Показатель | Отклонение (+;-) | |||
1. Выручка от реализации, в тыс. руб. | 112 098 | +36 345 | ||
2. Прибыль от реализации, в тыс. руб. (строка 1 -строка 3 - строка 4) Или (строка 5 - строка 4) | -183 | |||
3. Сумма переменных затрат, в тыс. руб. | +17868 | |||
4. Сумма постоянных затрат, в тыс. руб. (строка 5 - строка 2) | +18660 | |||
5. Сумма маржинального дохода, в тыс. руб. (строка 1 - строка 3) | +18477 | |||
6. Доля маржинального дохода в выручке, % (строка 5 / строка 1 * 100) | 57,4 | -2,4 | ||
7. Порог рентабельности, в тыс. руб. (строка 4 / строка 6) | 111 581 | +36 643 | ||
8. Запас финансовой прочности, в тыс. руб. (строка 1 – строка 7) | -298 | |||
9. Запас финансовой прочности, в % (строка 8/строка 7 * 100) |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд