Техника - экономическая характеристика ОАО «Аскольд», структура управления предприятием.




Акционерное общество «Аскольд» является открытым акционерным обществом. Об­щество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.

ОАО «Аскольд» зарегистрировано Муниципальным образованием г. Арсеньева. № 358 от 19 ноября 1992г.

Фирменное наименование общества: Открытое акционерное общество «Аскольд», Joint-stock «Ascold».

Целью общества является получение прибыли.

Высшим органом управления ОАО «Аскольд» является общее собрание акционе­ров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным дирек­тором, и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением). Совет дирек­торов, генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием ак­ционеров.

Уставный капитал общества составляет 119755 руб. Он состоит из 239550 штук обыкновенных акций номинальной стоимостью 50 коп.

Решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номиналь­ной стоимости акций принимается общим собранием акционеров.

Общество вправе ежегодно принимать решение о выплате дивидендов по разме­щаемым акциям. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год.

В ОАО «Аскольд» создается резервный фонд в размере 15 % его уставного капита­ла путем ежегодных отчислений в него 10 % чистой прибыли до достижения указанного размера резервного фонда. Средства резервного фонда расходуются на покрытие убытков общества.

Основным видом деятельности предприятия является производство продукции для судостроения, которая занимает до 65 % в общем объеме продаж. Основными потребителями этой продукции являются заводы - верфи в городах: Санкт-Петербург, Северодвинск, Южно-Сахалинск, которые в свою очередь до 50 % производят и ремонтируют судов для экспорта в дальнее зару­бежье.

Исследуемое предприятие является крупным производителем продукции для судо­строения и занимает до 95 % продаж на рынке сбыта продукции для судостроения, что по­зволяет судить о нем, как о монопольном предприятии в этой области производства.

Несмотря на выгодное положение предприятия на рынке сбыта продукции, рента­бельность реализации товаров в 2005 г. значительно снизилась по сравнению с предыдущим годом (0,3 %). Это снижение в большей степени было обусловлено ростом себестоимости реализованной продукции.

При этом выручка от реализации продукции хоть и возросла, но только в связи с по­вышением продажных цен. Таким образом, главным ограничителем роста прибыли иссле­дуемого предприятия является себестоимость выпускаемой продукции.

Рассмотрим подробнее влияние факторов на формирование себестоимости продукции для судостроения на предприятии ОАО «Аскольд».

Наибольшая доля в затратах на производство продукции приходится на сырье и мате­риалы, а затем заработную плату и амортизационные отчисления.

Выпускаемые изделия для судостроения являются издержкоемким товаром. В боль­шей степени это зависит от стоимости приобретаемого и потребляемого сырья. При этом ос­новными поставщиками сырья являются уральские предприятия, что говорит об отдаленно­сти материальной базы от предприятия-производителя. Следствием этого является постоян­ный рост коммерческих расходов, который связан как с приобретением сырья, так и со сбы­том продукции. Чтобы каким-то образом сократить рост коммерческих расходов предпри­ятие вынуждено закупать сырье в больших количествах, чем этого требуется для выпуска продукции, что в свою очередь ведет к отвлечению оборотных средств, и увеличению запа­сов.

Другим фактором, непосредственно влияющим на формирование себестоимости, яв­ляется стоимость труда основных рабочих. Для изготовления продукции данного направле­ния используется труд основных рабочих, имеющих опыт работы не менее 5 лет и опреде­ленный уровень квалификации. Основной состав рабочих находится на сдельно-премиальной форме оплаты труда, при этом средняя заработная плата составляет 4000 руб., что ниже рыночной цены специалиста с таким уровнем квалификации. С целью сохранения основного состава квалифицированных рабочих, предприятие было вынуждено перейти с основным составом рабочих на выполнение работ на договорной основе и повышением зара­ботной платы 7000 руб., что в свою очередь уменьшило прибыль предприятия за 2005 г. Чтобы каким-то образом компенсировать упущенную выгоду, предприятие, являясь монополистом в этой области производства, включило дополнительные издержки по выплате зара­ботной платы в стоимость продукции при заключении договоров на 2006 г.

Непосредственное влияние играет и стоимость потребляемых энергоресурсов, задей­ствованных при производстве продукции. То есть, постоянный рост тарифов на энергоресур­сы ведет к росту переменных расходов, влияющих на себестоимость продукции, что в свою очередь снижает планируемый объем прибыли.

Кроме этого, на предприятии наблюдается рост управленческих расходов, которые в основном связаны со сбытом продукции. Значительную долю среди них занимают телефон­ные переговоры и командировочные расходы, включаемые в себестоимость продукции.

Все перечисленные расходы оказали влияние на рост себестоимости продукции для судостроения.

Для реализации продукции предприятие заключает договора на поставку этой про­дукции. Договор заключается не менее, чем на два года, при этом предприятие-производитель должно учесть не только инфляционный рост цен, но и повышение тарифов на энергоресурсы, транспортные услуги и другое. На самом деле рост этих расходов чаще всего компенсируется из прибыли предприятия.

Немаловажную роль на формирование себестоимости играют и такие факторы, как уровень технологии, оснащенность производства технически новым оборудованием, произ­водительность труда и его организация, и другие.

Выпускаемая продукция изготавливается, и проходит диагностику на станках и дру­гом различном оборудовании, имеющих срок использования более тридцати лет. Предпри­ятие несет постоянные затраты для обслуживания и ремонта этого оборудования. Соответст­венно уровень производительности остается достаточно низким, а затраты на обслуживание этого оборудования увеличиваются.

Другим фактором, не влияющим на себестоимость продукции, но оказывающим отри­цательное воздействие на конечный финансовый результат деятельности предприятия явля­ется результат от операционной деятельности. Результат от операционной деятельности складывается из разницы между доходами и расходами по этой деятельности. Результат по реализации основных фондов относится к операционной деятельности.

На исследуемом предприятии результат от продажи основных фондов за 2005 г. сло­жился отрицательный. Это было связано со списанием устаревшего оборудования, срок амортизации которого не истек. Предприятие было вынуждено списать устаревшее оборудо­вание, составные части которого не подлежали для дальнейшего использования, кроме как продажи в виде металлолома.

Новое оборудование на предприятии ОАО «Аскольд» практически не приобретается, следовательно, уровень технологии остается на прежнем уровне, персонал работает по ста­рым нормам и не имеет возможности увеличить объем выпуска продукции.

Таким образом, под влиянием рыночных условий и внутренней среды предприятия себе­стоимость продукции в 2005 г. возросла на 36528 тыс. руб.

Но предприятие, не желая потерять запланированный объем прибыли, пошло наиболее простьм путем, повысив отпускные цены на продукцию. В результате чего сыграл рыночный фактор, спрос на продукцию снизился. Следовательно, увеличение массы прибыли, а соответст­венно и рентабельности реализованной продукции предприятия напрямую будет зависеть от снижения себестоимости продукции, а также выявление резервов ее снижения.

Влияние факторов на изменение прибыли от основной деятельности предприятия ОАО «Аскольд» за 2005 г. изображено на рис. 2.

 

 

 


Рис. 2. Влияние факторов на изменение прибыли от основной деятельности предприятия ОАО «Аскольд» за 2005 г.

 

Для анализа основных показателей деятельности предприятия необходимо их рас­смотреть в динамике за последние 3 года. Данные для анализа приведены в табл. 1.2.1

Таблица 1.2.1

Основные показатели деятельности предприятия

 

    Показатели       Значение показателей Абсолютное от­клонение по от­ношению к 2002 г Темп роста по отноше-нию к 2002 г,%
             
               
Объем реализован­ной продукции, тыс.руб.         -13188     85,8   89,1  
Себестоимость реа­ лизованной продук­ции, тыс.руб.         -9282   -5962   89,3   93,1
Прибыль от реализа­ции, тыс.руб.         -3906   -4192   34,4   29,6  
Рентабельность реа­- лизованной продук­ции, %   6,9   2,6   2,2   -4,3   -4,7   37,7   31,9
Среднесписочная численность персо­нала, чел,         +5   +82   100,3   105,3
Производительность труда, тыс. руб.   59,9   51,2   50,6   -8,7   -9,3   85,5   84,5  
Фонд заработной платы, тыс. руб.             104,5   112,1  

 

    Показатели   Значение показателей Абсолютное от-­ клонение по от­- ношению к 2002 г Темп роста по отноше­нию к 2002 г, %
             
Среднемесячная за-работная плата одного работающего тыс. руб. 2,865 2,983 3,05 +0,118 0,185 104,1 106,5
Среднегодовая стои­мость ОПФ, тыс. руб.         -1797   -2278   94,7   93,3  
Фондоотдача   2,71   2,46   2,59   -0,25   -0,12   90,8   95,6  
Прибыль на одного работающего, тыс. руб. 3,84   1,32   1,08   -2,52   -2,76   34,4   28,1  
Прибыль на 1 рубль заработной платы   0,112   0,037   0,029   -0,075   -0,083     25,9  

 

Из приведенной таблицы видно, что основные показатели деятельности предприятия за последние два года значительно ухудшились. Например, объем реализованной продукции снизился на 14,2%, производительность труда на 14,5%, рентабельность на 63,3%, фондоот-дача на 9,2%. Это говорит о том, что на предприятии в данный момент очень тяжелое эконо­мическое положение, одной из причин которого является не достаточно высокий организа­ционный уровень, без которого предприятие не может нормально функционировать. Информационной базой для анализа является бухгалтерский баланс ф1 отчет о прибылях и убытках ф2 и другие аналитические данные по бухгалтерскому учету.

Основным подразделением ОАО «Аскольд» является механический цех по изготов­лению деталей и комплектующих изделий для офсетных полиграфических машин и судовой арматуры № 33.

Организационная структура является линейно-функциональной, представляющая со­бой синтез линейной и функциональной структур. При этом у линейного руководителя появ­ляется возможность формировать ячейки (бюро, группы, отдельные специалисты), которые выступают в роли профессиональных советников по определенным функциональным проблемам и задачам. Создание и разработка такой организационной структуры обусловлены желанием использовать преимущество каждой из входящих в нее структур.

Организационная структура управления цехом представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1 Организационная структура управления цехом № 33.

 

К числу основных преимуществ данной структуры можно отнести:

- повышение обоснованности команд управления линейного руководителя (за счет при­влечения советников);

- принцип единоначалия;

- полная ответственность руководителя за принимаемые решения. Недостатками структуры является:

- возможное увеличение сроков разработки и принятия управленческих решений вслед­ствие обращения к советникам;

- возможное затруднение процессов разработки и принятия управленческих решений, так как в процессе обсуждения могут не совпадать точки зрения советников на способы ре­шения проблем.

Преобладающая область использования линейно - функциональных структур управ­ления - небольшие организации с устойчивым типом производства и управления, как эле­мент общей системы управления в организациях любого типа.

10 Таблица 2.1.3

Основные экономические показатели деятельности цеха № 33 за 2003-2005

Показатели   Значение показателей   Абсолютное от­клонение по от­ношению к 2004 г.   Темп роста по от­ношению к 2004 г., %
             
Себестоимость реа­лизованной продук­ции, тыс. руб.         -608   +492   97,8   101,8  
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.       -89   +1635   99,6   107,7  
Фондоотдача, тыс. руб. 1,28 1,26 1,21 -0,02 -0,069 98,2 94,6
Среднесписочная численность персо­нала, чел.         +19   +12   121,6   113,6  
- руководителей         -2   -2   0,83   0,83  
- специалистов         +3   +2   1,30   1,20  
- рабочих             127,3   118,2  
Фонд заработной платы, тыс. руб.     4216,3     +1579,3   +2863   159,9   208,6  
- руководителей   360,0   454,3   545,9   +94,3   +185,9   126,2   151,6  
- специалистов   180,0   308,4   486,8   +128,4   +306,8   171,3   270,4  
- рабочих   2097,0   3453,6   4467,3   +2070,3   +1013,7   164,6   213,0  
Среднегодовая зар­плата, тыс.руб.   79,7   110,2   152,46   +30,5   +72,76   138,26   191,29  
- руководителя   30,0   45,4   54,6   +15,4   +24,6   151,3   182,0  
- специалиста   18,0   23,7   40,56   +5,7   +22,56   131,7   225,3  
- рабочего   31,7   41,1   57,3   +9,4   +25,6   129,6   180,7  
Среднегодовая вы­работка на одного работающего, тыс.руб. 311,5   250,5     -61   -32,5   80,4   89,6  
В том числе:    
рабочим, тыс. руб.   415,3     357,7   -96,2   -57,6   76,8   86,1  
Среднемесячная за­работная плата од­ного рабочего, тыс.руб. 2497,2   3283,7   4583,3   +786,6   +2086,2   131,5   183,5  
Фондов-ть труда, руб./чел.   323,7   253,3   294,9   -70,4   -28,8   78,2   91,1  

 

Анализируя показатели деятельности структурного подразделения цеха 33 можно сде­лать вывод, что произошло снижение эффективности использования оборудования за по­следний год анализируемого периода, хотя фондовооруженность труда по сравнению с ба­зисным годом и ниже, но все же прослеживается повышение по сравнению с показателем предыдущего года. В 2005 году возросли объемы производимой продукции и практически превысили уровень 2003 года. Это объясняется тем, что предприятие получило новые заказы на произ­водство судовой запорной арматуры и полиграфическое оборудование. Но темпы роста производительности труда намного отстают от темпов роста средней заработной платы. Эта тенденция может негативно отразится на экономическом состоянии цеха в дальнейшем.

В организационной структуре предприятия выделяются:

- производственное бюро;

- материальная группа;

- общефинансовое бюро;

- налоговое бюро;

- расчетное бюро;

- финансовое бюро;

- ревизионная группа.

Основными функциями которых являются:

- Производственное бюро ведет учет затрат на производство по первичным докладам в разрезе всей производимой предпримем номенклатуры изделий, а также работ и услуг, вы­полняемых на сторону или за счет специальных источников финансирования, обеспечивая при этом контроль за достоверностью расходов, правильность оформления первичных доку­ментов и шифровок: для отнесения расходов на затраты по производству того или иного из­делия, работы, услуги.

- Материальная группа ведет учет основных и вспомогательных материалов, запас­ных частей малоценного и быстрого изнашивающего инвентаря в соответствии с действую­щими положениями по бухгалтерскому чету.

- Общефинансовое бюро осуществляет учет денежных средств.. Ведет учет расчет­ных операций с организациями и учреждениями по выданным авансам и прочим операциям, учитывает и контролирует дебиторскую и кредиторскую задолженность.

- Налоговое бюро производит расчеты, по налогам и сборам, уплачиваемые предпри­ятием в бюджет, внебюджетные фонды в соответствии с нормативными документами по на­логообложению и бухгалтерскому учету.

- Расчетное бюро ведет расчеты по заработной плате с работниками предприятия, со­ставляет платежные ведомости на ее выплату, а также необходимые справки по заработной плате.

- Финансовое бюро ведет учет поступлений на счетах в банках, погашения кредитор­ской задолженности бюджету, внебюджетным фондам, поставщикам и учредителям банка. Разрабатывают планы платежей, обрабатывают первичные документы.

Ревизионная группа организовывает и принимает участие в проверках и ревизиях инвентаризациях, проводимых в соответствии с требованиями законодательством.

Любая организация самостоятельно планирует свою деятельность и определяет пер­спективы развития исходя из спроса на производимую им продукцию, работы и услуги. Ос­нова планов - это договоры (с покупателями и поставщиками), по которым выполняют рабо­ты и осуществляют поставки для покупателей и заказчиков.

План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов.

1. План документации и документооборота.

2. План счетов и их корреспонденции.

3. План отчетности.

4. План технического оформления учета.

5. План организации труда работников бухгалтерии.


3. Основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия и ценовая политика предприятия

 

3.1. Анализ прибыли от основной деятельности ОАО «Аскольд»

 

Как важнейшая экономическая категория, прибыль является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она призвана сыграть важную роль в лик-видации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении кризисных явлений.

Прибыль выступает одним из основных финансовых показателей плана и оценки хо­зяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспе­чения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее зна­чение в формировании бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение для руководителей предпри­ятия, его учредителей, акционеров и кредиторов. Для руководства такой анализ позволяет опре­делить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из источников фи­нансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств. Учредителям и акцио­нерам она является источником получения дохода на вложенный ими капитал в данное пред­приятие. Кредиторам подобный анализ дает возможность погашения предоставленных хозяйст­вующему субъекту кредитов и займов, включая уплату причитающихся процентов.

Анализ прибыли предприятия включает:

- изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ);

- структурный анализ соответствующих статей (в процентах);

- изучение динамики изменения показателей за ряд периодов - трендовый анализ;

- исследование влияния отдельных факторов на прибыль (факторный анализ).

Анализ прибыли начинается с исследования ее динамики и структуры, как по общей сумме, так и разрезе ее составляющих элементов.

Анализ формирования прибыли в отчете по практике будет основываться на методиче­ской работе Бочарова В.В. «Финансовый анализ».

На основе представленных в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» ОАО «Аскольд» (Приложение 2) данных, проводится оценка состава, структуры и динамики факторов формиро­вания прибыли (табл. 3.1.3).

Таблица 3.1.3 Анализ прибыли ОАО «Аскольд» по отчету «О прибылях и убытках» за 2004-2005 гг.

Показатель       Абсолют­ное откло­нение(+,-) (гр. 3 - гр.2)   Удельный вес, в %   Отклонение (+,-)    
     
тыс.руб.   тыс.руб.    
               
1.Выручка от продажи товаров       + 36 345       -    
2. Себестоимость про­данных товаров       +36088   97,3   97,9   +0,6    
3. Валовая прибыль (строка 1 - строка 2)       +257   2,7   2,1   -0,6    
4. Коммерческие расхо­ды       +440     1,8   -0,2    
5. Управленческие рас­ходы   -   -   -   -   -   -    
6. Прибыль от продаж (строка 3 - строка 4 -строка 5)       -183   0,6   0,3   -0,3    
7.Результат от операци­онных доходов и расхо­дов   1 142   -321   -1463   1,5   0,3   -1.2    
8.Результат от внереа­лизационной деятельно­сти       -1 272   2,1   0,3   -1,8    
9. Прибыль до налого­обложения (строка 6 ± строка 7 ± строка 8)   3 169     -2918   4,2   0,2   -4    
10. Налог на прибыль и иные обязательные пла­тежи       -493   0,9   1,2   +0,3    
11. Прибыль от обыч­ной деятельности       -2425   3,3   0,1   -3,2    
12. Чистая прибыль       -2425   3,3   0,1   -3,2    

 

Как свидетельствует представленная в табл. 3.1.3 бухгалтерская и аналитическая инфор­мация, предприятие ОАО «Аскольд» в 2005 г. получило чистую прибыль в размере 73 тыс. руб., при чем прибыль до налогообложения составила 251 тыс. руб.

Общая сумма прибыли за 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизилась на 2425 тыс. руб., прибыль до налогообложения на 2918 тыс. руб. Оба этих показателя снизились, что говорит о снижении эффективности деятельности предприятия.

В динамике показателей прибыли можно отметить следующее: прибыль от реализации растет медленнее, чем выручка от реализации, это свидетельствует об относительном увеличе­нии затрат на производство продукции.

Далее результаты табл. 3.1.3 показывают, что по сравнению с 2004 г. наблюдается повы­шение показателей выручки и себестоимости в абсолютном выражении. Доля себестоимости проданных товаров в выручке увеличилась на 0,6 % в 2005 г. по сравнению с 2004 г., что про­явилось в отрицательном воздействии на результате от продажи продукции.

Результат от ведения основной деятельности в 2005г. - прибыль в размере 73 тыс. руб. За год этот показатель снизился как в абсолютном выражении (-2425), так и его удельный вес в вы­ручке снизился на 3,2 %, наблюдается отрицательная динамика.

По прочим видам деятельности (операционной и внереализационной) в анализируемом периоде у ОАО«Аскольд»-убыток в сумме 35 тыс.руб. В частности по операционной деятельности предприятием получен убыток в размере 321 тыс. руб., что ниже показателя 2004 г. на 1463 тыс. руб. На снижение результата от прочей деятельности 2005 г. повлияла сумма уплачен­ных процентов по кредиту, что уменьшило доходы от операционной деятельности на 609 тыс. руб. (Приложение 2).

Результат от внереализационной деятельности в 2005 г.- прибыль 286 тыс. руб., что на 1272 тыс. руб. меньше, чем в 2004 г. Этот показатель снизился в 2005 г. на 1,2 %, значительное отклонение в показателях связано со списанием в 2004 г. просроченной дебиторской задолжен­ности, что увеличило доходы от внереализационной деятельности до 1558 тыс. руб.

В целом по предприятию прочая деятельность уменьшила прибыль ОАО «Аскольд» на 35 тыс. руб.

В анализируемом периоде в структуре совокупных доходов (убытков), полученных от осуществления всех видов деятельности предприятия, удельный вес доходов от реализации про­дукции и доходов от внереализационной деятельности занимают равные значения 0,3% в вы­ручке. Это еще раз подтверждает о снижении эффективности основной деятельности предпри­ятия.

Динамика изменения основных показателей по Отчету о прибылях и убытках предпри­ятии ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг. изображено на рис. 6.

 

 

Рис. 6. Динамика показателей по Отчету о прибылях и убытках ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг.

 

Далее рассмотрим факторы, повлиявшие на результат от продажи товаров (работ, услуг), их можно классифицировать на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

- социально-экономические условия;

- цены на материально-энергетические ресурсы и тарифы на транспортные перевозки;

- уровень развития внешнеэкономических связей и т. д.

К внутренним факторам относятся изменения:

- прибыли от продаж;

- структуры реализованной продукции;

- себестоимости продукции;

- уровня цен на нее;

- снижение производительности;

- операционных и внереализационных доходов и расходов.

Факторы первого порядка оказывают непосредственное влияние на величину бухгалтер­ской прибыли, а второго порядка – на прибыль от продаж.

При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли принимаются во внимание не только результаты анализа, но такие аспекты учетной политики предприятия, как:

- методы оценки активов и обязательств;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- способы ведения бухгалтерского учета (методы амортизации основных средств и не­материальных активов, оценки материально-производственных запасов, признания выручки от продажи товаров (работ, услуг);

- оптимизация издержек на производство продукции;

- рациональная ценовая политика.

- Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от продажи товаров (работ, услуг), который будет рассмотрен в сле­дующих разделах.

 

3.2. Операционный анализ прибыли предприятия

 

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами по ее производству и реализации.

Сравнение массы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприя-тия. Одним из самых доступных методов оценки результатов предпринимательской деятельности является операционный анализ, осуществляемый по схеме: издержки - объем продаж - прибыль. Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства, и сбыта продук­ции. В отличие от внешнего финансового анализа (по данным публичной бухгалтерской отчет­ности) результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну пред­приятия.

С помощью операционного анализа можно выявить ряд резервов повышения эффектив­ности деятельности организации на основе оценки достигнутых результатов по следующим на­званным особенностям:

1) оценки прибыльности производственно – торговой деятельности;

2) прогнозирования рентабельности предприятия на основе показателя «Запас финансо­вой прочности»;

3) оценки предпринимательского риска;

4) выбора оптимальных путей выхода из кризисного состояния;

5) оценки результатов начального периода функционирования новой фирмы или при­быльности инвестиции, осуществления для расширения основного капитала;

6) разработки наиболее выгодной для предприятия ассортиментной политики в сфере производства и реализации товаров.

Главный принцип, заложенный в основу системы «директ-костинг», - раздельный учет переменных и постоянных затрат и признание постоянных затрат убытками отчетного периода.

Переменные затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощ­ностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными.

Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема поизводства.

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показа­телей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны о понятая «маржинальный доход», означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов (ПР). Схема расчета маржинального дохода в сфере производства приве­дена на рис. 3.

 

Рис. 3. Формирование финансового результата в сфере производства

 

В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием произ-водст­венного (операционного) рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия производственного рычага (СВПР) по формуле (3.1):

 

СВПР = Маржинальный доход  
Прибыль (3.1)

 

СВПР показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль. Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием. Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации то­варов приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата (прибыли или убытка).

Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на конечный финансовый результат при изменении объема производства (продаж или делового оборота). Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в сум­марных расходах снижается и СВПР падает. Наоборот, повыше-ние удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага.

Сила производственного рычага всегда рассчитывается для определенного объема про­даж, для данной выручки от реализации. Изменяя выручку от реализации - изменяется и сила воздействия операционного рычага. Сила воздействия производственного рычага в значитель­ной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основ­ных средств, тем больше производственные затраты.

Проведем операционный анализ исследуемого предприятия, для этого необходимо рас­считать пороговое значение выручки и запаса финансовой прочности.

Порог рентабельности (ПР) предприятия определяется по формуле (3.2):

 

Порог рентабельности = Постоянные издержки  
Коэффициент маржинального дохода (3.2)

 

Коэффициент маржинального дохода (КМД) показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте предприятия) и рассчитывается по формуле (3.3):

КМД = Маржинальный доход  
Выручка от реализации товаров (3.3)

Коэффициент маржинального дохода выражается в долях единицы, либо в процентах. Запас финансовой прочности (ЗФП) находится по формуле (3.4):

ЗФП = (ВР - ПР), (3.4)

где ВР - выручка от реализации, в тыс. руб.;

ПР - порог рентабельности, в тыс. руб.

Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг. представлен в табл. 3.2.4.

Таблица 3.2.4

Оценка показателей порога рентабельности и запаса финансовой прочности ОАО «Ас­кольд» за 2004-2005 гг.

Показатель       Отклонение (+;-)  
       
1. Выручка от реализации, в тыс. руб.     112 098   +36 345  
2. Прибыль от реализации, в тыс. руб. (строка 1 -строка 3 - строка 4) Или (строка 5 - строка 4)     -183  
3. Сумма переменных затрат, в тыс. руб.       +17868  
4. Сумма постоянных затрат, в тыс. руб. (строка 5 - строка 2)       +18660  
5. Сумма маржинального дохода, в тыс. руб. (строка 1 - строка 3)         +18477  
         
6. Доля маржинального дохода в выручке, % (строка 5 / строка 1 * 100)   57,4     -2,4    
7. Порог рентабельности, в тыс. руб. (стро­ка 4 / строка 6)   111 581   +36 643    
8. Запас финансовой прочности, в тыс. руб. (строка 1 – строка 7)     -298    
9. Запас финансовой прочности, в % (стро­ка 8/строка 7 * 100)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: