Для рассмотрения факторов, повлиявших на снижение прибыли от продаж рассчитаем следующие показатели - исходные данные для факторного анализа валовой прибыли ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг. приведены в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Исходные данные для факторного анализа валовой прибыли ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг.
в тыс. руб.
Показатель | Отклонение 2005 г. от 2004г. | |||
в базисных ценах и затратах | в факт. ценах и затратах | |||
Выручка от продажи товаров | +36 345 | |||
Себестоимость проданных товаров | +36 088 | |||
Валовая прибыль | +257 |
Проиллюстрируем методику расчета воздействия отдельных факторов на изменение валовой прибыли в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Воздействие отдельных факторов на изменение валовой прибыли
Фактор | Формула расчета | Сумма, тыс. руб. |
1. Изменение выручки от продажи продукции (![]() | ![]() | |
2. Воздействие сдвигов в ассортименте продукции (![]() |
![]() | |
3. Изменение себестоимости реализованной продукции (![]() |
![]() | |
4. Изменение продажных цен на реализованную продукцию (![]() |
![]() |
где - сумма валовой прибыли, в тыс. руб.;
- индекс изменения выручки от продажи товаров;
- продажа товаров отчетного периода в базисных ценах, в тыс. руб.;
- продажа товаров отчетного периода в фактических ценах, в тыс. руб.;
- валовая прибыль базисного периода, в тыс. руб.;
- себестоимость товара отчетного периода, в тыс. руб.;
- себестоимость товара базисного периода, в тыс. руб.;
- выручка от продажи товаров отчетного периода, в тыс. руб.;
- выручка от продажи товаров базисного периода, в тыс. руб.
Сложив величины всех факторов, повлиявших на изменение валовой прибыли, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции ОАО «Ас-кольд» и представим в табл. 3.7.
Таблица 3.7
Влияние факторов на изменение прибыли от продажи товаров ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг.
в тыс. руб.
Наименование показателя | Сумма изменения прибыли |
Общая сумма отклонения прибыли от продаж 2003 г. от 2002 г. | -183 |
За счет: | |
Роста выручки от продажи товаров | +266 |
Увеличения удельного веса более рентабельной продукции | +737 |
Роста себестоимости продукции товаров | -27244 |
Увеличения продажных цен | +26498 |
Увеличения коммерческих расходов | -440 |
На основании факторного анализа можно оценить качество прибыли исследуемого предприятия. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции.
Приведенные в табл. 3.7. показатели наглядно показывают, что на изменение прибыли от продаж существенное влияние оказал рост себестоимости реализованной продукции: увеличение себестоимости продукции на 27244 тыс. руб., связано в значительной степени с ростом цен на сырье, что привело к увеличению продажных цен на 26498 тыс. руб., и как следствие к увеличению выручки от продажи товаров 2003 г. по сравнению с прошльм периодом на 266 тыс. руб.
Из результатов расчетов также следует, что фактором положительно повлиявшим на изменение прибыли в анализируемом периоде является рост удельного веса более рентабельной продукции в общем объеме реализованных товаров. Изменение этого фактора увеличило сумму выручки на 737 тыс. руб. При этом следует отметить отрицательное влияние, оказанное на сумму выручки ростом коммерческих расходов, который привел к ее снижению на 440 тыс. руб.
Таким образом, общее снижение прибыли составило 183 тыс. руб.