Лекция
Профобщение и этические принципы общения медика
Искусство общения
Гиппократ писал: «В медицине есть три составляющих: болезнь, больной и врач... Больному нелегко понять, что происходит, почему ему становится лучше или хуже, именно врач должен ему все объяснить». А вот мнение больного. Francic Maenab, доктор богословия. писал: «При первой встрече решающую роль играет поведение врача, его манера говорить и держаться».
Профессионализм медработника определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и его умением консультировать, т. е. общаться, учить, советовать. Умение медработника общаться определяет его взаимоотношения с больным только завоевав доверие больного, можно собрать подробный анамнез, объяснить, что от него требуется в процессе лечения. Опытный специалист излагает свои мысли так. чтобы они были доступны, нс порождали тревогу. Он умеет не подорвать доверия к себе и не отнять у больного надежду на успех лечения.
Доброжелательное отношение к больному:
- создайте непринужденную обстановку,
- не торопитесь,
- сосредоточьтесь на больном,
- не превращайте разговор в допрос, дайте больному свободно высказаться,
- сделайте так, чтобы больному от разговора стало легче.
Умение слушать
- Нет ничего важнее умения слушать своего собеседника. Слушать — значит воспринимать и пропускать через себя. Egan пишет: «Слушают не только ушами, слушают глазами и кожей, слушают умом, сердцем — всей душой. Человек не просто воспринимает звук — слова окрашены чувствами, они будят воображение. Самое важное можно передать интонацией, жестом, мимикой, наконец — молчанием».
Умение слушать включает:
- восприятие информации,
- восприятие чувств,
- сочувствие к собеседнику,
- анализ.
Качества медработника
должен обладать следующими качествами:
- способность к сопереживанию,
- заботливость,
- уважительное отношение к больному,
- обеспокоенность судьбой больного,
- соблюдение врачебной тайны,
- компетентность,
- ответственность,
- доверие больному,
- чуткость,
- проницательность,
- добросовестность.
Принципы общения
- Говорите доступным языком.
- Не злоупотребляйте терминами.
- Давайте только четкие инструкции.
- Избегайте двусмысленностей.
- Не обещайте невозможного.
- Просвещайте больного, его решения должны стать осмысленными.
- Проверьте, правильно ли он вас понял.
- Не бойтесь повторяться, если чувствуете, что больной вас не понял.
- Будьте уверены, что у больного не осталось неразрешенных вопросов.
- Когда нужно, направьте больного к специалисту.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫИ НОРМЫБИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Принципы:
1. Принцип автономии. Предполагает уважение к свободе личности, а так же право пациента на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, отказ от лечения, на полную информацию о заболевании и лечении. Медицинская сестра обязана не
только уважать личность пациента, но и оказывать ему психологическую поддержку в затруднительных ситуациях.
2.Принцип непричинения вреда. Не причинять ущерба пациенту ни прямо, ни косвенно. Нельзя совершать нечто безнравственное или творить зло только потому, что за этим может последовать нечто положительное, полезное для пациента.
3.Принцип благодеяния. Уважение к нравственным ценностям пациента, который в конкретной ситуации сам выбирает для себя приоритеты в триаде «жизнь — свобода — автономия».
4.Принцип справедливости. Доступность медицинской помощи для любого
пациента в соответствии со стандартом этой помощи, существующим в обществе.
Нормы:
1. Норма правдивости. Обязанность медицинской сестры (в пределах ее компетенции) говорить пациенту правду, чтобы наилучшим образом реализовать идеи уважения личности, создания атмосферы терапевтического сотрудничества.
2. Норма приватности. Обязанность медицинской сестры уважать
право пациента на личную жизнь и не вторгаться в нее, тем более грубо, без
согласия пациента или острой необходимости.
3. Норма лояльности. Соблюдение медицинской сестрой принципа благодеяния и ее добросовестное отношение к своим обязанностям.
4. Норма конфиденциальности. Доверительность отношений медицинской сестры и пациента, неразглашение (без согласия пациента) информации, сообщенной медицинской сестре пациентом.
5. Норма компетентности. Требует от медицинской сестры владения
профессиональными знаниями, а также признания пределами своей компетенции области медицины и своей сестринской специальности.
- Оценка психосоциального состояния пациента
Медработник должен уметь: описать манеру говорить, наблюдаемое поведение, эмоциональное состояние, психомоторные изменения, чувства; собрать социально-экономические данные о пациенте; факторы риска; оценить потребности пациента, определить неудовлетворенные потребности.
Наблюдая за пациентом, отмечает изменения внешнего вида: злобный — указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональной сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие; испуганный — указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность; апатичный — чаще по темпераменту «флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипоабулия), а также индивидуальные особенности характера; растерянный — указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогноза болезни и т.д.); не может найти себе место — трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль, эмоциональный шок; состояние аффекта — вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени; уравновешенный — является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния; признаки тревожности — потирание рук, напряженность в позе, голосе — являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т.д.
Оценивает, как пациент сидит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Такая деятельность зависит от общего самочувствия, психических и эмоциональных состояний (эйфория, апатия), психзабо-леваний, соматических заболеваний, патологии сознания (делирий, галлюцинации).
Если во время разговора пациент пытается дотронуться до медработника, то это может являться индивидуальной особенностью личности или национальными особенностями темперамента (холерик), патологией ощущений, психическим заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику.
Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфория, истерия). Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопор, оглушенность), патологии воли (ступор), патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние) мышечного стопора, соматических и психических заболеваний.
Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного, являются нормой поведения.
Медработник, оценивая социально-психологическую сферу пациента, определяет его самооценку. Различают адекватную и неадекватную самооценку: полное отрицание своего заболевания; неполное осознание своей болезни, обращается к медработнику с просьбой помочь, но отрицает наличие болезни; наличие способности к правильной оценке ситуации, умение понять свои возможности и выбрать правильное решение; признание факта своей болезни, но пациент обвиняет в ней кого-либо.
Сознание:
1. Ясное сознание — пациент отвечает на вопросы быстро и конкретно. 2. Спутанное сознание — пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием. 3. Сопор — патологический глубокий сон, пациент без сознания, не сохранены рефлексы, громким голосом его можно вывести из этого состояния, но он вскоре вновь впадает в сон. 4. Кома — полное угнетение функций ЦНС: сознание отсутствует, мышцы расслаблены, утрата чувствительности и рефлексов. Бывает при кровоизлиянии в мозг, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности. 5. Бред и галлюцинации — могут наблюдаться при выраженной интоксикации (инфекционные заболевания, тяжелое течение туберкулеза легких, воспаления легких).