Мимика как структурный элемент кинесики




 

Мимика (греч. μιμιχοζ - подражатель) - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы.

В мимике очень важно положение губ, поскольку они - источники эмоциональной информации. Растянутые в улыбке губы - показатель радости и дружелюбия. Плотно сжатые губы - показатель замкнутости, изогнутые - сомнения или сарказма. Опущенные уголки рта - показатель того, что человек расстроен.

Улыбка, как и все средства невербального общения, может выражать множество оттенков чувств. Существуют радостная, презрительная, ироническая, насмешливая, заискивающая и другие виды улыбок. Даже одна и та же улыбка может нести в себе различные оттенки. Для примера можно взять улыбку, выражающую дружеское расположение. Но и она может быть многозначной. Так, улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, нежели обычная улыбка. Такую открытую улыбку не следует использовать при первой встрече, поскольку она может вызвать недоверие. В целом же, когда люди улыбаются, их лица делаются несравненно лучше. При улыбке, по словам Льва Толстого, в лице появляется то, что называется его красотою. В то же время не стоит забывать о том, что улыбка должна быть адекватна ситуации и не должна вызывать раздражение собеседника.

Существует непосредственная связь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. Душевное спокойствие всегда отражается на улыбке. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение. Однако если внутреннее состояние человека негативное, но он хочет показать, что у него все хорошо, улыбка будет выглядеть страдальческой. По мнению Аллана Пиза, возможность разоблачить подобный обман связана с тем, что человеческое подсознание работает автоматически и независимо от нас. Поэтому бессознательные жесты и телодвижения могут выдать человека, когда тот пытается солгать. В момент обмана подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что говорится.

Актеры и адвокаты, профессии которых непосредственно связаны с обманом в разных формах его проявления, до такой степени отработали свои жесты, что трудно заметить, когда они говорят неправду. Для этого они либо используют те жесты, которые придают правдоподобность сказанному, либо почти полностью отказываются от жестикуляции, чтобы не присутствовали ни позитивные, ни негативные жесты.

Что же касается остальных людей, то им значительно труднее дается подделка языка мимики и жестов. Лжеца, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдает несоответствие между микросигналами подсознания, выраженными жестами и сказанными словами.

Итак, если во время беседы у собеседника появляется жест, связанный с приближением рук к лицу, это должно насторожить: видимо, у него на уме что-то нехорошее, например, сомнение, неуверенность, мрачное предчувствие. Но чаще всего это некоторое преувеличение действительного факта или явная ложь.

Защита рта рукой - один из немногих жестов, явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот, а большой палец прижат к щеке. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест. Если такой жест используется собеседником в момент его речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда слушает, это значит, он чувствует неискренность в словах собеседника.

Жест, когда человек прикасается к своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быстром, почти незаметном прикосновении к носу. Возможно, это объясняется тем, что у лгущего человека появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.

Ложь обычно вызывает зудящие ощущения в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые собеседники оттягивают воротничок, когда лгут или подозревают, что их обман раскрыт. Лгущего собеседника можно попросить повторить или уточнить сказанное. Это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли в данный момент собеседник, - это понаблюдать за положением его ладоней. Когда люди откровенны, они протягивают вперед одну или обе ладони и говорят что-то типа: «Я буду с вами полностью откровенен». Когда человек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Как и другие жесты, этот жест абсолютно бессознателен и подсказывает, что собеседник говорит в данный момент правду.

Лицо является главным источником информации о психологическом состоянии человека. Однако в некоторых ситуациях оно может быть менее информативно. Это связано с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело - главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения.

 


 

3.5 Визуальный контакт как структурный элемент кинесики

 

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если это время сокращено, то есть основания полагать, что к говорящему или к тому, что он говорит, относятся плохо. Однако если взгляд длится дольше, это может восприниматься как вызов или же хорошее отношение к собеседнику. Если человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Когда только человек формирует мысль, он чаще смотрит в сторону, когда мысль полностью готова - на собеседника. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера - только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий в свою очередь больше смотрит в сторону говорящего.

По своей специфике взгляд может быть:

деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения;

интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении;

взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме. Зрачки ведут себя полностью независимо - расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Эксперименты, проведенные с опытными карточными игроками показали, что мало кто из игроков выигрывал, если их соперники носили темные очки. Темные очки соперника скрывали сигналы, подаваемые зрачками, и в результате игроки проигрывали чаще обычного. Китайские торговцы жемчугом в древности тоже следили за расширением зрачков своих покупателей при обсуждении цены. Аристотель Онассис надевал темные очки при переговорах о деловых сделках для того, чтобы его глаза не выдавали его мыслей.

 

Особенности невербального общения в разных странах

 

Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь - пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям.

Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу (поднятые вверх ладони при разведенных руках), у хорватов означает признак успеха и удовольствия.

Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец - на нос.

В некоторых странах Африки смех - показатель изумления и замешательства.

Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.

В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) - это считается очень оскорбительным жестом.

Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение. Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о. Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами.

Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания.

Иногда даже незначительное изменение жеста может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это - оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова «victory» - победа).

В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой. Тем самым можно нанести оскорбление собеседнику. В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой. Она выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему. Следует сменить тему разговора или вообще прервать его.

Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило.

У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства.

Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо - если помещений несколько - при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.

Таким образом, не зная различий невербального общения разных народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во избежание этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в различных странах.

 


 

Заключение

 

За последние десятилетия заметно повысился интерес к невербальным способам общения. Стало ясно, что невербальный компонент играет важную роль во взаимодействии между людьми. Язык тела порой лучше, чем слова дает нам информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо, о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов.

Таким образом можно сделать выводы, что жесты дают дополнительную информацию, помимо вербальной; показывают психологическое состояние собеседника, его отношение к участникам контакта и к обсуждаемому вопросу; выявляют желания, выражаемые без слов, или остановленные сознанием. Как правило, жесты выражают отношение к эмоционально значимой информации - обычно сначала появляется жест, а затем формулируется вывод. Следовательно, владея знаниями о языке тела, можно предсказывать характер вывода. От знания невербальных сигналов и умения их распознать часто зависит успех отношений между людьми.

Целью данного исследования было изучение теоретических аспектов невербальной коммуникации и рассмотрение кинесики как фундамента невербального общения. Поставленную цель можно считать выполненной, т.к. основные задачи исследования были решены: литература по теме изучена; значение языка тела в журналистике определено; общее представление о невербальной коммуникации рассмотрено; кинесика была проанализирована как совокупность выразительных движений, входящих в процесс невербальной коммуникации; была представлена классификация компонентов кинесики и выявлены особенности невербального общения в разных странах.

В заключение хотелось бы отметить, что невербальная коммуникация - это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений. Интерпретируя невербальные послания собеседника, необходимо учитывать огромный ряд факторов. Профессионализм в работе журналиста предполагает знание психологических закономерностей, определяющих процесс проыедения беседы. Профессия требует от журналиста совершенствования целой системы качеств, необходимых для эффективного общения. Прежде всего, это направленность на других, умение налаживать эффективные невербальные коммуникации, интенсивная сосредоточенность, развитый внутренний слух.

 


 

Список литературы

 

1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.

2. Волкова В.В. Имиджелогия. Учебное пособие. Ставрополь: СевКавГТУ, 2005.

. Гримах Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1977.

. Жалпанова Л. Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов. М., 2006.

5. Коццолино М. Невербальная коммуникация. Харьков, 2009.

6. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Социально-перцептивный подход. Ростов-на-Дону, 1986.

7. Максимова В.И. Русский язык и культура речи, М., 2002г.

. Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. Спб., 2008.

9. Моррис Д. Библия языка телодвижений. М., 2010.

10. Моррис Д. Голая обезьяна. Перевод с английского В.В. Кузнецова под редакцией С.А. Степанова. СПб., 2001.

11. Пиз А. Язык разговора. Перевод с англ. Т. Новикова. М., 2000.

. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Новгород, 1992.

. Рощаковский В. Жесты нас выдают. Неделя. 1993. № 33.

14. Фаст Дж. Язык тела. М., 2006.

15. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб., 2010.

16. Экман П. Узнай лжеца по выражению лица: Пер. с англ. П. Экман, У. Фризен. СПб., 2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: