РОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ




 

Как я уже сказал, внимание неразрывно связано с другими

психическими процессами, протекающими у подростков на уроках

физкультуры. Причем, я считаю, что внимание наиболее сильно

связано с наблюдением.

Наблюдение - целенаправленный процесс осмысленного

восприятия предметов и явлений. Главными предметами такого

восприятия для спортсменов являются они сами и их противни-

ки. В процесс наблюдения непременно включено внимание. Оно

характеризуется высокой устойчивостью и в зависимости от

особенностей предмета наблюдения другими свойствами: сосре-

доточенностью, распределенностью, переключаемостыо. Система-

тическое упражнение в наблюдении за противником, партнером

по команде, за самим собой и изменяющейся обстановкой сорев-

нований приводит к тому, что наблюдение и внимание становят-

ся свойствами личности спортсмена -- н а б л юд а т е л ь н

о с т ь ю и в н и м а т е л ь н о с т ь ю. Наблюдательностью

называется умение подмечать малозаметные признаки или осо-

бенности предметов и явлений, имеющие значение для познания

их сущности. Внимательность, как избирательная направлен-

ность сознания на предмет наблюдения, неотделимая сторона

наблюдательности.

Процесс наблюдения на учебно-тренировочных занятиях и

соревнованиях служит основным каналом познания спортсменом

самого себя, партнеров и особенно противников с целью разга-

дывания их тактических замыслов и реализации собственных

тактических действий. Например, в специальном исследовании,

проведенном на борцах, установлена важность создания на ос-

нове наблюдения образа противника. В структуру образа входят

знания о технике, тактике, стиле ведения поединка, опытности

борца, о его физических качествах (силе, быстроте, выносли-

вости, ловкости), об эмоционально-волевых особенностях (со-

ревновательном на строении, смелости, решительности, настой-

чивости, упорстве) и др. В оценке перечисленных характерис-

тик больше всего затруднений вызывают эмоционально-волевые

особенности, и тем в большей мере, чем ниже спортивная ква-

лификация оценивающего борца. Составленный на основе наблю-

дения образ противника сопоставляется с представлением

спортсмена о себе самом. Это позволяет наметить тактический

план действия в предстоящей схватке с данным противником.

Наблюдение ведется в ходе соревновательного поединка с

целью разгадать отдельные намерения противника и уяснить его

тактический план в целом. Ориентирами при этом служат стати-

ческие признаки (поза, дистанция, характер захватов и др.),

динамические (сила, скорость, темп и ритм действий, маневри-

рование по ковру и др.), функциональные (характер дыхания,

своевременность реакций, мимика и др.) и результативные (ак-

тивность, число удачных и неудачных действий, предупреждений

и др.). На основании такой текущей информации в тактические

действия вносятся коррекции по ходу схватки.

В другом исследовании изучались различные признаки об-

манных и истинных действий у боксеров. С помощью наблюдения

боксеры научаются различать их в подготовительные моменты и

в момент выполнения действия. В первом случае они ориентиру-

ются на дистанцию (она при подготовке финтов больше, чем при

подготовке истинных действий), на характер стойки боксера

(открытая-закрытая) и на выражение лица (например, один из

боксеров перед истинным ударом непроизвольно сводит брови).

Данная информация позволяет корректировать тактические дейс-

твия уже в каждом боевом эпизоде.

Таковы назначение и роль наблюдательности и вниматель-

ности и в других видах спорта, особенно в спортивных играх,

где необходимо еще заботиться о согласованности собственных

действий с действиями партнеров. Наблюдательность и внима-

тельность теснейшим образом связаны с антиципацией и такти-

ческим мышлением спортсменов.

 

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫИ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В физическом воспитании и спорте, как в любой другой

деятельности, внимание является обязательным компонентом.

Без этого деятельность не может быть продуктивной. Однако в

условиях учебных занятий, спортивной тренировки, соревнова-

ний формы проявления и функционирования внимания не одинако-

вы.

В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та

или иная общая цель. Однако основное значение имеют вытекаю-

щие из общей цели частные задачи. Они связаны с овладением

спортивной техникой, развитием физических, волевых, мораль-

ных качеств, разучиванием определенных тактических комбина-

ций и др. Конкретными задачами, которые ставит учитель, тре-

нер или сам спортсмен, и определяется направленность созна-

ния - внимание занимающихся. Например, на занятиях по легкой

атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учи-

тель ставит перед группой старших школьников задачу: совер-

шенствовать технику отталкивания. Тем самым он определяет и

направленность сознания занимающихся на восприятие собствен-

ных движений в момент отталкивания. Вслед за тем учитель

ставит новую задачу: овладеть координацией движений в фазе

полета. Этим он направляет внимание учеников на восприятие

собственных движений в полете. Все шло хорошо. Но у двух че-

ловек почему-то с движениями в полете не ладилось. Учитель,

выясняя причины, установил, что эти два ученика решали в

каждой попытке другую, свою, задачу: они были сосредоточены

на выполнении отталкивания, которое им не удавалось.

Эти факты не только определяют значение задачи в нап-

равленности и проявлении внимания. Они говорят о том, что,

поставив задачу перед учащимися, необходимо убедиться, что

она принята всеми.

В условиях с о р е в н о в а н и й направленность соз-

нания соревнующихся определяется уже не частными учебными и

воспитательными задачами, а главной целью - достижением воз-

можно более высокого спортивного результата. Особенность же

проявления внимания зависит от специфических для каждого ви-

да спорта условий деятельности.

Это можно проследить, сравнив, например, два вида спор-

та - стрельбу и футбол.

В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие

свойства внимания, как его концентрация и устойчивость. НО

линии огня одновременно находятся несколько стрелков. Каждый

из них производит выстрелы в своем темпе. Казалось бы, для

любого из них <чужие> выстрелы должны служить фактором, от-

рицательно влияющим на концентрацию внимания. Но данные ус-

ловия для стрелков - постоянно действующий, привычный фак-

тор. Концентрация же внимания столь интенсивна, что они, как

правило, даже не слышат выстрелов соседей. Нужно, правда,

оговориться, что это относится к спортсменам, находящимся в

состоянии полной готовности к соревнованиям.

Совершенно иначе все обстоит в футболе. Объективные ус-

ловия игры таковы, что от игроков постоянно требуется прояв-

ление всех свойств внимания.

Прежде всего это относится к полной сосредоточенности

на процессе игры в целом. Внимание футболистов динамично.

Игра требует его распределения, при котором в сознании отра-

жаются и противники, и партнеры, и мяч, и границы поля, и

ворота, а также частых переключений, изменяющегося объема,

варьирующей устойчивости. Внимание включено в процесс наг-

лядно действенного мышления при решении тактических задач.

Внимание каждого игрока фиксируется и на самом себе с целью

контроля и саморегуляции собственных действий, поступков,

самочувствия.

Таким образом, внимание в физическом воспитании и спор-

те - один из важных факторов успешности деятельности. Но ус-

ловия деятельности, требующие проявления внимания, в то же

время способствуют его развитию.

 

 


 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Психология, Под. ред. Пуни А.Ц., М.:1984.

2. Хрестоматия по психологии, Под. ред. Петровского

А.В., М.: 1987.

3. Фресс, Поль, Экспериментальная психология.

4. Кляйн, Ганс, Внимание и спорт, М.:1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: