Меметическое воздействие Запада




Коротко о мемах

Меметическое оружие и ведущиеся с его помощью меметические войны — являются частным случаем новейшей сетевой технологии — memetic warfare — и представляют собой разновидность операций, относящихся к сфере сетевых войн, явления более широкого и уже ставшего обыденностью. Сами сетевые войны давно и успешно используются американским военным ведомством на евразийском пространстве, в том числе в странах бывшего социалистического лагеря, а также в арабском мире (серия цветных сетевых революций), а следовательно, представляют для нас прямую угрозу. Но меметическая война – это то, что является новейшим технологическим подходом к военным операциям даже для западных стратегов.

В основе данной технологии лежит концепция мемов, изначально предложенная американским учёным Ричардом Докинзом, основателем меметики (memetics), создавшим в итоге целую науку о мемах (memes). Ричард Докинз – американский психолог, этолог, позитивист и борец с религиями ввёл в лексикон термин «мем» ещё в 1976 году, открыв в дальнейшем целое научное направление – «меметика». Занимаясь генетикой, Докинз решил сопоставить структуру репликации человеческих генов и культурную среду, в которой единица культурной информации распространяется по аналогии с генами: «Новый бульон — это бульон человеческой культуры. Нам необходимо имя для нового репликатора, существительное, которое отражало бы идею о единице передачи культурного наследия или о единице имитации. От подходящего греческого корня получается слово «мимом» (в оригинале mimeme), но мне хочется, чтобы слово было односложным, как и «ген». Я надеюсь, что мои получившие классическое образование друзья простят мне, если я сокращу «мимом» (mimeme) до слова «мим» (meme).

Слово memes, которое некоторые транскрибируют по-русски как «мемы», прочно вошло в оборот, как, впрочем, и транскрипция «мимы», которая также вошла в тематическую литературу, так как в основе понятия лежит греческое «мимос» – «подражание»(англ. – memes). Отсюда memetics[1] – имитация, представление, сходство, создание подобия, иллюзия, стремление к тому, чтобы быть чем-то ещё. Соответственно, memetics как наука занимается исследованием мемов – термин, наиболее часто используемый для обозначения культурных идей, а также имитационных целей. Таким образом, мем — в меметике – единица культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством имитации, научения, подражания и так далее. Сам Докинз так описывал это явление: «Примерами мемов служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок. Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией. Если учёный услышал или прочитал об интересной идее, он сообщает о ней своим коллегам и студентам. Он упоминает о ней в своих статьях и лекциях. Если идея подхватывается, то говорят, что она распространяется, передаваясь от одного мозга другому».

Докинз установил, что большинству – массам людей – хочется быть к чему-то причастными и иметь возможность подхватывать и распространять мысли, идеи, всё то, что Докинз определяет понятием репликатор, единица культурной информации. Распространение мема, его живучесть и вирусное распространение, собственно, и является главным показателем его качества. Сильный мем живёт и размножается, заражая всё большее количество людей, слабый мем умирает, не выживая в среде избыточной информации, как умирает слабый ген в агрессивной среде человеческого мира.

«Война идей» сетевого мира

Но прежде чем мем начинает жить своей жизнью, он должен быть порождён. Источником же порождения мема является среда Идей. Греческая философия определяет Идею как то, что человек видит внутренним зрением. Собственно, по-гречески Идея — это видимое, но видимое не глазами. В Традиции Идея — это и есть Бытие, которое поддаётся лишь внутреннему зрению, а не продукт создания человеческого разума. Человеческий разум — это инструмент для созерцания Идей. Идея первична по отношению к человеку, который её созерцает и передаёт другим (хотя в современном русском языке есть и понятие идея, понимаемое как порождение человеческого разума и обозначаемое созвучным словом). Таким образом, в традиционном представлении Идея — это и есть Бытие.

Модерн вынес Бога «за скобки», осуществив тем самым десакрализацию Идеи, спустился на уровень материи, открыв тем самым эпоху идеологий – некоего материалистического переосмысления Идей, их подгонки под очищенную от Традиции реальность современного (Modern) мира. Но, как и в парадигме Традиции, на отрицании которой и возник Модер, новая, современная парадигма также выстраивалась на идеалистических основах, но только не на основах Идей Традиции, а на базе идеологий Модерна.

Два с лишним столетия Модерна породили три политических теории – либерализм, марксизм и фашизм, которые и стали источников всех смыслов, начиная со сферы политики и заканчивая культурой и искусством. Собственно, весь период Модерна, вплоть до начала перехода в парадигму Постмодерна, был крайне идеологичен. Можно сказать, что весь этот период, особенно драматическое во всех смыслах XX столетие, стали временем, которое некоторые философы окрестили[1] периодом войны идей. Таковыми в индустриальную эпоху и стали идеологии либерализма, марксизма и фашизма, которые вступили в непримиримую схватку не на жизнь, а на смерть. Что стало не только причиной самой кровопролитной войны за историю человечества, но и породило масштабные культурные слои, на своём уровне противостоявшие друг другу и претендующие на глобальное доминирование.

Собственно, именно в XX веке, когда либерализм и марксизм расправились с фашизмом и в мире установился глобальный ядерный паритет, поместивший человечество в состояние временного равновесия, и возникла идея о поисках новых форм противодействия, за пределами среды обычных на тот момент ядерных средств воздействия на противника. Именно тогда и начала развиваться меметика, пиком практической реализации которой, впрочем, стал уже период Постмодерна, плавно вступающий в свои права. Однако неизменным осталось главное – именно Идея в Традиции, идеология в Модерне и пришедшая им на смену идеологема в Постмодерне – являются источниками возникновения мемов – этих единиц культурной передачи или подражания, как их определял Ричард Докинз. А нынешняя война переместилась из среды индустриальной – среды пропаганды и грубого информационного воздействия в интересах идеологии — в среду более тонкого уровня – среду сетевую. В ней мягкая сила культурного контекста, искусства (в ткань которого оборачиваются нынешние военные стратегии) стали новой средой ведения боевых действий за права окончить историю «на своём аккорде».

Сегодня мягкая среда распылённого зрелища (Ги Дебор «Общество Спектакля») наносит удары по альтернативным однополярной идеологии постлиберализма цивилизациям. Война переместилась в сферу сетей, взяв на вооружение культуру и искусство[2]. Удары по противнику наносятся уже не копьями и мечами, как в доиндустриальную эпоху, не танками и артиллерией, как в эпоху индустриальную, и тем более не баллистическими ракетами с ядерными боезарядами, но кажущимися на первый взгляд более безобидными мемами. Однако это по прежнему, как во времена традиционного общества, так и во времена индустриального Модерна, – именно война. Война Идей, цена победы в которой не только конец истории, но и наслаждение от созерцания «своего» конца мира.

Меметическое воздействие Запада

Являясь битами культурной информации, передаваемой и воспроизведённой во всех группах населения, мемы практически сразу, как были разработаны и описаны их создателем, стали использоваться Западом против нас. Школы по разработке и изучению мемов в большом количестве начали открываться в США уже в 60-70-х годах прошлого столетия, в самый разгар холодной войны. Когда стало понятно, что любое лобовое столкновение с идеологическим противником на военном уровне может привести к уничтожению не только противоборствующих идеологических лагерей – советского социалистического и западного капиталистического, — но и всего человечества. А это означало, что победить врага можно, только разложив его изнутри. И для реализации этой цели мем пришёлся как нельзя кстати. Ведущие западные специалисты в области культуры соединили свои усилия с ведущими военными стратегами, создавая лаборатории по формированию и заброске на территорию противника живучих мемов.

Несмотря на крайнюю утилитарность поставленных задач, создатели новейшего меметического оружия исходили из того, что мемы являются своего рода метафизическими, неосязаемыми сущностями, передаваемыми от ума к уму — либо в устной форме, с действиями, музыкой, либо повторными действиями через подражание[2]. Отсюда такие специальные акции культурного воздействия, подготавливаемые и реализуемые с привлечением специалистов из ЦРУ и других разведывательных служб, как "Операция Джаз"[3] и вскоре последовавшая за ней "Операция Рок", направленные на подрыв и последующее разрушение доминировавшего в СССР культурного кода. Модные журналы, пластинки, продукция Голливуда, элементы западной культуры, одежды, манера поведения, повадки, бренды транснациональных корпораций – всё это было меметически «заряжено» культурными кодами и использовано для нанесения ударов по идеологическому противнику. Сюда же стоит отнести целые "мемплексы"[4] - комплексы мемов, — представляющие собой своего рода идеологические залпы. К ним можно отнести западные религии, в целом масскультуру[3], кинематограф, мультипликацию и музыкальные направления.

Распространение мемов представляет собой частный случай того, что часто называется, в том числе и самими создателями, – информационными червями. Жизнь информационных червей проходит в среде имитации. Преимущественно в имитации культурных идей, или неких культурных формул, в представлении одного другим, или в создании сходства, того, что мы очень часто, в том числе в политике и культуре, определяем понятием «симулякр»[4]. То есть распространённый мем, по большому счёту, это не что-то подлинное, а нечто симуляционное, некая изначальная пародия, то, что выдаётся за культурный элемент, а не является таковым. Симулякрами западной культуры становились такие мемплексы, как, например, советские стиляги, а затем и хиппи, панки, рокеры и металлисты. Симулякрами также можно считать и последовавшие за «перестройкой» такие социальные явления, как «кооператоры», имитировавшие среду западного бизнеса, «рэкетиры», подражавшие западным гангстерам. Потребительские массы постсоветского обездоленного большинства, жадно впитывавшие рекламные ролики – такой же суррогат западной рекламной продукции, — пытавшиеся подражать, пародируя, жизни на Западе, в «развитом» мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: