Финансовая система РФ ее сферы и звенья.
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, форм и методов образования и использования денежных фондов.
Или финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств.
Звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, складывающихся на макро- или микроуровне.
В составе этих отношений можно выделить следующие группы:
· Между государством и хозяйствующими субъектами. Отношения имеют двухсторонний характер. С одной стороны – эти отношения связаны с уплатой налогов, обязательных взносов, с другой стороны – эти отношения вызваны бюджетным финансированием, государственной поддержкой
· Между отдельными хозяйствующими субъектами. Эти отношения вызваны либо совместной деятельностью и распределением между участниками полученных доходов от этой деятельности, либо оказанием материальной помощи, на возвратной или безвозвратной основе, либо уплатой штрафов, пеней и неустоек при невыполнении хозяйственных договоров.
· Между хозяйствующими субъектами и коммерческими банками. Эти отношения связаны с рассчетно- кассовым обслуживанием, получением и погашением кредитов и уплатой процентов по ним.
· Между хозяйствующими субъектами и его работниками. Эти отношения связаны, прежде всего, с выплатой заработной платы, премий, оказанием материальной помощи. А также с уплатой штрафов за нарушение трудовой дисциплины и взыскание ущерба за допущенный брак.
· И др.
Методы формирования денежных фондов могут быть: обязательные и добровольные. Формы мобилизации финансовых ресурсов и их использование зависят от финансовой политики государства. Так к формам мобилизации относят налоги, сборы, пошлины и т.п., к формам использования - выплаты пенсий, пособий, дотаций и т.п.
|
В зависимости от методов формирования доходной части экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на две сферы:
· сферу централизованных финансов (публичные финансы);
· сферу децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).
Каждая сфера финансовых отношений в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Так сфера централизованных финансов, представленная государственными и муниципальными финансами, включают бюджетную систему (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и внебюджетные фонды) и государственный и муниципальный кредит. А в сфере децентрализованных финансов, финансы организаций включают финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы финансовых посредников.
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы (и прежде всего коммерческие организации), поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды.
Содержание, значение и задачи финансовой политики государства
Финансовая политика – это научно обоснованная деятельность государства в области финансов, направленная на выработку концепций развития финансов, принципов и форм их организации.
|
Содержание финансовой политики включает:
1) выработку научно обоснованной концепции развития финансов на перспектив. Финансовая политика формируется на основе изучения экономических законов, теорий, анализа состояния хозяйства и перспектив развития;
2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.
Финансы – это объективный элемент, т. е. базис, а финансовая политика - субъективный элемент, надстройка, форма сознательной деятельности людей. Финансовая политика соединяет теорию и практику действия воедино.
Финансовая политика используется для решения задач, стоящих перед экономикой. В процессе ее выработки обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно в этом и заключается ее основная цель, и она выступает активным инструментом воздействия на экономику.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач, которые определяются экономическое социальной стратегией.
Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.
|
Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой политики.
В задачи финансовой политики входит: обеспечить условия для создания максимально возможного объема финансовых ресурсов и эффективного их использования
Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма.
Система управления финансами в РФ
Управление финансами — совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на финансовые отношения для достижения определенных целей.
В управлении финансами, как в любой управляемой системе выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступаютразнообразные виды финансовых отношений.
По сферам финансовых отношений можно выделить:
- государственные и муниципальные финансы;
- финансы организаций;
- финансы домохозяйств.
Субъектами управления в государственных и муниципальных финансах и финансах организаций выступают специальные организационные структуры, называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.
В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание и две его палаты Госдума и Совет Федерации, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Финансовый аппарат государства включает следующие органы:
1) профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации, Счетную палату РФ;
2) Министерство финансов РФ и его органы на местах;
3) Центральный банк РФ;
4) Федеральную налоговую служб (при Минфине);
5) Федеральную службу по финансовым рынкам;
6) Федеральную таможенную службу;
7) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
8) Исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами в РФ является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ. Минфин РФ в соответствии с возложенными на него задачами
Структура Минфина следующая: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральное казначейство (федеральная служба).
Управление финансами на уровне предприятия ограничено финансовой службой, в задачи которой входит осуществление расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками и покупателями, работниками, другими контрагентам и организация финансового менеджмента.
В качестве методов управления финансами выступают:
1) планирование (определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений) -научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.
2) оперативное управление – осуществление практических действий по выполнению финансового плана с внесением коррективов, исходя из новых хозяйственных обстоятельств;
3) стратегическое управление – определение эффективного использования финансовых ресурсов, через прогнозирование на перспективу;
4) финансовый контроль – осуществляется и на стадии планирования и на стадии оперативного управлении. Обеспечивает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений.
5. Сущность принципы и методы проведения финансового контроля
Финансовый контроль - законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.
Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.
Финансовый контроль распадается на две сферы государственный и негосударственный финансовый контроль.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля к которым стремятся все цивилизованные государства. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ. К ним относятся следующие базовые принципы: независимость, объективность, компетентность, гласность. Их дополняют принципы, имеющие более прикладной характер: результативность, четкость и логичность, неподкупность, обоснованность и доказательность и другие.
Формы контроля принято классифицировать по следующим признакам:
1) по регламенту осуществления: обязательный (внешний) и инициативный (внутренний);
2) по времени проведения: предварительный, текущий (оперативный), последующий;
3) по субъектам контроля: президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;
4) по объектам контроля: бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль, контроль за денежной массой.
Методы финансового контроля:
- проверки документальные: выездные и камеральные — в процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отделы вопросы финансовой деятельности и намечаются меры устранения выявленных нарушений;
- обследование - охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния возможных перспектив развития;
- надзор - осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию наш или иной вид финансовой деятельности и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов;
- анализ финансового состояния — предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;
- наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;
- ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
6. Финансовые основы функционирования коммерческих и некоммерческих организаций
Финансы хозяйствующих субъектов, к которым относятся коммерческие и некоммерческие организации, представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, оказания работ и услуг, формирования оборотных и внеоборотных активов, привлечения различных источников финансирования, распределения и использования привлеченных средств.
В процессе осуществления финансовой деятельности важную роль играет устанавливаемый ГК РФ статус юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, он может отвечать этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде. Также юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и вести предусмотренную законодательством финансовую отчетность.
Извлечение прибыли как основная цель деятельности является отличительной чертой коммерческой организации.
Некоммерческая организация такую цель в качестве основной не преследует и полученную прибыль между учредителями и участниками не распределяет.
Коммерческие организации в настоящее время создаются в одной из следующих организационно правовых форм: хозяйственных товариществ (полные и на вере), хозяйственных обществ (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО), производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.
Некоммерческие организации создаются в таких организационно-правовых формах: общественных и религиозных организаций (объединений); учреждений, финансируемых собственником, потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов и др.
Первоначально формирование финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности, определяемой уставом, происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный капитал (для коммерческой организации) или уставный фонд (для некоммерческих организаций).
Источниками их формирования в зависимости от выбранной организационно-правовой формой хозяйствования выступают: средства акционеров, членов товариществ и кооперативов, бюджетные средства, первоначальные взносы и пожертвования физических лиц.
Дополнительные источники поступлений финансовых ресурсов и направления их использования определяются целевой и функциональной деятельностью организации.
Основным источником поступления финансовых ресурсов в коммерческой организации является выручка от реализации продукции, работ и услуг.
В процессе распределения выручка принимает форму денежных расходов и накоплений. К денежным расходам относятся произведенные расчеты с работниками, поставщиками, финансово-кредитными учреждениями по уплате налогов в бюджет и внебюджетные фонды.
Накопления финансовых средств предприятия производится главным образом за счет нераспределенной части чистой прибыли и амортизации, идущей на накопление.
Дополнительными источниками финансирования могут быть заемные средства
Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на принципах коммерческого расчета, под которым понимается метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении затрат и результатов деятельности в денежной форме с целью получения максимума прибыли при минимуме затрат.
Принципы:
1) самостоятельность;
2) самоокупаемость;
3) самофинансирование;
4) материальная заинтересованность;
5) материальная ответственность;
6) обеспечение финансовыми резервами.
На организацию финансов коммерческих предприятий оказывает влияние организационно-правовая форма хозяйствования и отраслевая специфика.
Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Основными источниками финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают добровольные вносы, пожертвования, бюджетные средства. Деятельность некоммерческих организаций регулируется ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О потребительской кооперации в РФ», ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и др.