Финансовые основы государственных и муниципальных финансов




Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной влас­ти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворе­ние социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной дея­тельности, управления и других расходов государства и муници­пальных образований.

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие_ приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдель­ных территорий страны и др.

Содержание государственных и муниципальных финансов определяется функциями государства и структурой системы органов государственного управления. Структура государственных и муниципальных финансов определяется двумя основными факторами:

1) структурой органов государственной власти;

2) выделением в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджет (в том числе внебюджетных фондов).

Структура государственного управления по уровням управления подразделяется:

· в федеративных государствах на:

- центральный (общегосударственный, федеральный);

- региональный;

- местный.

· В унитарных государства на:

- центральный;

- местный.

Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными фондами.

Государственный бюджет страны – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства различных уровней управления.

Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного и регионального значения.

Государственный и муниципальный кредит – это часть финансовой системы, имеющая особое назначение и порядок использования, связанная с кредитной деятельностью государства различных уровней государственного управления.

Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налоговых поступлений и частично неналоговых.

Главный материальный источник государственных и муниципальных финансов – национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, то государство может привлекать национальное богатство (золотовалютный запас, приватизация государственной собственности), т.е. материальные блага, созданные трудом предыдущих поколений.

Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами:

1) главный метод – налоги. Они обеспечивают преобладающую часть государственных доходов;

2) государственные займы (используют при бюджетном дефиците).

При чрезвычайных обстоятельствах осуществляется эмиссия бумажных денег. Эта не популярная мера приводит к инфляции и законодательно в РФ запрещена.

Использование государственных ресурсов осуществляется через расходы. Государственные и муниципальные расходы представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством и местными органами самоуправления своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованных фондов.

Государственные и муниципальные расходы направлены на финансирование государственного управления и обороны страны, на общественные и социальные услуги, на поддержание экономики страны, социальное обеспечение и др.

Бюджетным Кодексом РФ предусмотрена единая классификация доходов и расходов – это бюджетная классификация операций сектора государственного управления.

Использование государственных и муниципальных ресурсов может осуществляться:

1) методом самоокупаемости;

2) методом бюджетного финансирования;

3) методом кредитного обеспечения.

Использование государственных и муниципальных средств осуществляется на следующих принципах:

- безвозвратность;

- бесплатность;

- целевой характер;

- максимальный эффект при минимуме затрат.

 

9. Бюджетное устройство и бюджетная система страны.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Построение бюджетной системы также зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

- государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства;

- бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России);

- местные бюджеты.

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах - не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не в ходят в федеральный бюджет.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств-членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы. Примером такого государства является Швейцария.

Можно выделить три уровня бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации:

1. Федеральный бюджет РФ (республиканский бюджет РФ), бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области.

3. Местные бюджеты административно-территориальных образований РФ - это около 29 тысяч местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, пoceлковые и сельские бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации - система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права, представляющая совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В бюджетную систему России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями.

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральной бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств.

Бюджетный Кодекс РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы, регулирование межбюджетных отношений.

Все бюджеты взаимосвязаны между собой и их взаимоотношения строятся на определенных принципах:

1) единства;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3) самостоятельности;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5) полноты;

6) сбалансированности;

7) эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов;

9) гласности;

10) достоверности;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) подведомственности расходов;

13) единства кассы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: