Из истории славянского орнамента.




И лицо, и одежда, и душа, и мысли» -

А. П. Чехов

ВВЕДЕНИЕ.

В современной жизни, когда зачастую кардинально меняется мода, и каждый день появляются новые технологии, разрабатываются новые виды тканей и появляется столько дизайнерских разработок одежды, что голова идет кругом, хочется найти то своё, единственное, близкое по духу.

«Встречают по одёжке, провожают по уму», «Не всякий умен, кто в шелк да бархат наряжен» - в русском языке существует несметное количество пословиц и поговорок, которые указывают на то, как много иногда может «сказать» одежда и как важно, что на вас надето.

Именно поэтому на многих предприятиях введена форма одежды или так называемый дресс – код. Многие клубы по интересам имеют особую символику на футболках. Так и в нашей школе установлены особые правила относительно формы одежды, а именно предпочтение отдано одежде делового стиля.

Выбор данной темы обоснован ее актуальностью, поскольку незаменимым атрибутом молодежного гардероба в настоящее время является одежда с надписями. Мода на футболки с принтом на иностранном, чаще английском, языке приобретает все большую популярность. Большинство учащихся не придают особого значения надписям на их одежде, которые в свою очередь могут содержать непристойный и обидный смысл, грамматические и орфографические ошибки, что искажает истинную культуру человека.

Новизна нашей работы заключается в том, что впервые в нашей школе пройдет подобное исследование, которое, возможно, повысит интерес учащихся к надписям на одежде и их переводу, а так же заставит задуматься об адекватности выбора одежды в школу.

Объектом изучения являются надписи на одежде учащихся школы.

Предметом исследования нашей работы является та информация, которую несут надписи на одежде.

Методы исследования:

- поиск материала;

- анкетирование;

- использование компьютерных технологий;

- консультации (с учителями русского и английского языков);

- перевод;

- анализ и сравнение;

- обобщение.

Цель работы – определить наличие и уровень осознанности учащимися значения и смысла надписей на их одежде.

Для достижения данной цели было необходимо решить несколько задач:

1. Изучить имеющийся материал по теме, проследить историю возникновения символов и надписей на одежде.

2. Собрать коллекцию надписей на одежде учащихся.

3.Перевести на русский язык надписи.

4. Классифицировать надписи по смыслу и таким образом выявить наиболее распространенную тематику надписей.

5. Провести анкетирование.

6. Обобщить полученные данные и прийти к определенному заключению.

7. Составить рекомендации по выбору одежды с надписью.

При выполнении исследования были использованы три метода: поисковый, статистический и аналитический.

Данная работа будет полезна и интересна тем, что позволит как учащимся, так и нам обратить внимание на перевод надписей и правильно использовать информацию, которая должна отражать внутренний мир владельца и его интересы. Нашему исследованию предстоит вынести на поверхность данную проблему и предложить подросткам задуматься, прежде чем надеть очередную модную вещь с яркой, зачастую непонятной ему надписью.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы на классных часах по теме «По одёжке встречают…».

Глава 1. Символы на одежде.

Из истории славянского орнамента.

В первобытные и средние века статус одежды, ее значение должны были быть понятным не только ее владельцу, но и соплеменникам. Со временем костюм изменяется. Эти изменения проявляют себя в цвете и разработке орнамента. Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) - у ворота, на подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена - идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу... Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, и никогда не заключал ни единой праздной линии: имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное. Передача такого знания означает – обучение толкованию символов. Еще в начале ХIХ века сохранялся обряд чтения узоров в деревнях, когда девушки наряжались по-праздничному и приносили свои рукоделия. Парни же выбрав себе в провожатых женщин почтенного возраста, слушали пояснения последних по поводу смысла узоров, изображенных на девичьих рукоделиях. Слово "орнамент" нерусское. Происходит оно от латинского слова «орнаментум», что означает "украшение», то есть улучшение художественного и эстетического качества чего-либо путем нанесения на него рисунка. Иноземное "орнамент" по-русски называется "узор». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. О вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира и природы.

В изображениях чаще всего применяют тематическую классификацию.

Условно допускается следующая группировка:

1 Геометрический.

2. Зооморфный – изображение животных.

3. Растительная орнаментика.

4. Антропоморфный – отражающий древние мифологические

представления и.

5. Бытовые.

Из вышесказанного видно, что неотъемлемой частью костюма любого

народа является его оформление. Узор несет в себе не только культовое

назначение, но и служит источником передачи информации о хозяине. Он

рассказывает о природе, истории народа и, конечно, раскрывает перед нами

зашифрованные послания предков. Наша задача - суметь прочитать и

разгадать эти шифровки.

Разберемся в символике узоров Славян.

Изучая литературу, мы выяснили, что в узорах славянских мастеров нет ни

одного праздного элемента, и каждый имеет свое конкретное обозначение.

В узорах российских, украинских и белорусских мастеров есть много общего.

Вот, например:

1. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая

горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду,

вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались

крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

2. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура

всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными,

солнечными знаками. Иногда ее фигура напоминает дерево.

3. Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя

заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде

ромба.

4. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба,

Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого узоры повторялись.

5. Узоры складывались из следующих элементов:

- Волнистая линия – знак Воды.

- Громовник (шестиконечный крест в круге) - знак Грома

использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

- Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное

поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и

плодородия.

- Знак Солнца. Преграда и отвращение зла.

- Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня.

- Месяц – Знак луны, месяца.

-Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.

- Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.

- Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует

огромное количество. Ярга – знак Солнца.

- Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ

долгой жизни.

- Спираль - символ мудрости. Мощнейший отвращающий знак для всех.

- Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими

точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого

общения.

Мы постаралась свести в единую таблицу основные узоры, встречающиеся в орнаменте славянских народов.

Таким образом, можно сделать вывод, что орнаментальные мотивы уходят

своими корнями во флору и фауну, в историческую традицию.

Так же мы попытались разобраться в цветовой гамме узоров. Цвет - это особый

способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в

народном орнаменте являются белый, красный и синий.

Цвет находится в определенной связи, практически, со всеми явлениями и

категориями и, поэтому, через цвет можно выразить весь мир. В таблице

приводятся подобные связи цвета в национальных узорах.

Через композицию, символику орнамента, используемых цветов явно прослеживаются общие исторические корни узоров России, Украины, Белоруссии.

Из истории моды 21 века.

В 21 веке многие носят одежду с узорами и мотивами различных народов мира, при этом мало задумываясь над тем, что там нарисовано. Люди почему-то стесняются носить одежду, украшенную народными узорами собственной культуры, но при этом с легкостью оденут вещь, предложенную маркетологами запада или востока. Так почему бы эти непонятные узоры, относящиеся к чужим этносам, не заменить на родные - славянские, со смыслом.

Многие мотивируют свой отказ от славянских орнаментов тем, что в них заложен глубокий смысл и не рискуют одеть на себя одежду с непонятным значением. Раз мы опасаемся носить нашу символику, то получается, что мы просто-напросто боимся собственных корней? Почему же многие из нас бесстрашно носят одежду с узорами других культур? Большинство из нас даже мысли себе не допускает начать разбираться в носимых иероглифах. Да, действительно славянский узор содержит в себе множество символов, в которых не так просто разобраться. Все явления природы люди обожествляли, верили в мифических существ, живущих повсюду, и поклонялись богам. Присутствовали в жизни людей и злые духи, так вот обереги призваны были защищать от них, от беды и злобы людской.

Мы рассуждаем о наших корнях, пытаемся найти правильные пути, но при этом не стоит забывать, что мы живем в технократическом обществе, и наш образ жизни накладывает свой отпечаток на восприятие мира, который отражается и в одежде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: