Часть 1 ст. 99 Уголовного Кодекса РФ предусматривает четыре вида принудительных мер медицинского характера, которые могут быть назначены судом:
а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Тип принудительных мер медицинского характера назначает суд, рассматривая при этом заключение судебно-психиатрической либо судебно-наркологической экспертизы. Заключение экспертизы не является для суда обязательным, как и любое доказательство, оно подлежит проверке и оценке, однако несогласие с выводом экспертов должно быть мотивировано (ст. ст. 80, 88 УПК РФ). В действующем УК произошла дальнейшая дифференциация принудительных мер медицинского характера, в частности впервые закон предусматривает (п. "а" ч. 1 ст. 99 УК) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, т.е. меру, не связанную с помещением лица в психиатрический стационар. Кроме того, определено три класса психиатрических стационаров (взамен принудительного лечения в психиатрических больницах общего типа или специального типа): общего типа, специализированного типа, специализированного типа с интенсивным наблюдением. Названные в законе три вида психиатрических стационаров делятся с учетом критериев обеспечения охраны помещенных туда лиц и других лиц, находящихся на лечении в психиатрическом стационаре, при различиях в режиме содержания, степени интенсивности наблюдения за этими индивидами.
|
Психическое состояние лица степень его опасности для себя, окружающих, возможность совершения иного общественно опасного деяния, служит критерием назначения судом конкретного вида принудительного лечения.
Наряду с психическим здоровьем лица, характером совершенного им преступления нельзя не учитывать принцип необходимости и достаточности принудительной меры для эффективности достижения целей применения этих мер. Лечение определяется состоянием больного, диагнозом заболевания, а не видом принудительных мер медицинского характера.
Лицам, осужденным за деяния, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра означают направление лица, к которому оно применено, под наблюдение учреждения, осуществляющего медицинскую помощь по месту жительства (обычно - психоневрологический диспансер), в случае освобождения лица от уголовной ответственности или наказания либо по месту отбывания наказания. Используя эту меру, суд должен рассматривать, что лицо по своему психическому состоянию и характеру совершенного преступления представляет, как правило, минимальную опасность для социума, а также что оно способно разумно осознать смысл применяемой меры, предписаний врача, соблюдения режима и возможность самостоятельно либо с помощью родственников удовлетворять свои потребности.
|
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть применено: к лицам, совершившим общественно опасные деяния (преступления) в состоянии временного психического расстройства (острые психозы), это состояние не имеет выраженной тенденции к повторению; к лицам после проведения принудительного лечения хронического психического расстройства, но в случаях необходимости врачебного контроля и необходимости профилактики или фиксирования данного лечения. Этот вид принудительных мер медицинского характера обозначает наблюдение за психическим здоровьем лица со стороны психиатра, а так же, регулярные осмотры, оказание необходимой медицинской и социальной помощи (Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", ст. 26).
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение - мера медицинского характера, соединенная с исполнением наказания (ст. 104 УК РФ); она имеет особые отличия от применения ее в отношении лиц, освобожденных от уголовной ответственности в связи с тяжелыми психическими расстройствами. Осуществление этой меры возлагается на администрацию и медицинскую службу исправительной колонии в случае отбывания наказания в виде лишения свободы, в связи с чем в штате этих учреждений необходимы психиатры, наркологи. Если лицу назначено наказание, не связанное с лишением свободы, то исполнение этой меры возлагается на учреждение здравоохранения.
В ч. 2 ст. 104 Уголовного Кодекса РФ ставится вопрос о последствиях изменения психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения. В таких случаях оно не носит характер принудительной меры и осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством о здравоохранении. Время пребывания в стационаре засчитывается в срок отбывания наказания (ст. 103 УК РФ).
|
Только на основании заключения комиссии врачей-психиатров прекращается применение принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, осуществляется судом по представлению органа, исполняющего наказание. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть вызвано, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть использованы только в психиатрическом стационаре.
В психиатрическом стационаре общего типа проводится лечение лиц, которые по своему психическому состоянию нуждаются в стационарном лечении и наблюдении, но не требуют интенсивного наблюдения.
В психиатрический стационар специализированного типа направляются лица, которые по своему психическому здоровью требуют постоянного наблюдения, которое обеспечивается медицинскими работниками, а также организацией наружной охраны стационара.
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением назначается лицам, которые по своему психическому состоянию представляют повышенную опасность для себя и для общества в целом и требуют постоянного интенсивного наблюдения. Как правило, это лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, либо неоднократно совершающие общественно опасные деяния, а их психическое состояние обозначается тяжелыми психическими расстройствами. В таких стационарах существуют специальные отделы охраны не только для наружной охраны больниц, но и для надзора за поведением этих лиц внутри помещений с использованием средств сигнализации и дополнительного контроля, который осуществляется подготовленными специалистами.
В ходе применения принудительных мер медицинского характера, учитывая цели их применения, может изменяться психическое состояние индивидов, подвергнутых этим мерам. В интересах соблюдения прав этих категорий лиц, названных в ч. 1 ст. 97 Уголовного Кодекса РФ, исходя из факта невозможности прогнозирования времени, достаточного для излечения или улучшения их психического состояния, уголовное законодательство регламентирует вопросы продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера (ст. 102 УК РФ). Важными в этом вопросе следует считать положения закона о том, что только суд принимает решение о продлении, изменении и прекращении применения принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 102 УК РФ), а также об обязательном, регулярном, освидетельствовании лиц в виде прохождении медицинской комиссии, находящихся на принудительном лечении, что позволяет не только решать, но и осуществлять судебный контроль за ходом применения этих мер. Освидетельствование лиц, страдающих душевными расстройствами, находящихся на принудительном лечении, осуществляет комиссия врачей-психиатров, которая проводит данные медицинские действия не реже одного раза в 6 месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. В Уголовном Кодексе РФ, Федеральным законом от 20 марта 2001 года внесены изменения, касающиеся положения о том, что освидетельствование может осуществляться и вне зависимости от принятых в законе сроков, с учетом психического состояния лица, по инициативе лечащего врача, по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника через администрацию учреждения. Такое ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. Закрепление в уголовном законе регулярности комиссионного освидетельствования лиц, страдающих психическими расстройствами и находящихся на принудительном лечении, является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов этих лиц.
Представление в суд заключения медицинской комиссии психиатров осуществляет администрация стационара.
Первое заключение комиссии врачей-психиатров о продлении применения принудительной меры медицинского характера направляется в суд по истечении 6 месяцев после его начала, а в дальнейшем комиссионные освидетельствования проводятся по общему правилу, а заключение о необходимости продления этих мер направляется в суд один раз в год.
Суд пролонгирует принудительные меры медицинского характера при отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера (ч. 2 ст. 102 УК РФ), другими словами, врачи-психиатры в заключение должны прийти к выводу об отсутствии существенных изменений или отсутствии данных о стойкости состояния больного и учитывая это состояние с точки зрения угрозы для больного и общества в целом. Изменение принудительных мер медицинского характера может произойти как в сторону смягчения, так и в сторону перехода к более жесткому его виду. Для изменения принудительной меры медицинского характера необходимо, чтобы не только отпала необходимость в применении ранее назначенной меры, но и возникла необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера (ч. 3 ст. 102 УК РФ). Под этим раскрываются основания применения различных видов принудительного медицинского характера, раскрытых в ст. ст. 100, 101 Уголовного Кодекса РФ. Практика показывает, что улучшение психического состояния пациента позволяет психиатрам в заключение ставить вопрос о переводе этого лица из стационара специального типа в стационар общего типа, а так же возможность, и использовании перехода к амбулаторному принудительному наблюдению и лечению; а при ухудшении психического состояния - наоборот.
Причины для прекращения применения принудительных мер является либо выздоровление индивида, либо такое изменение его психического здоровья, при котором отпадает его социальная опасность, а значит, отпадает надобность в применении ранее назначенной меры. Наиболее существенным показателем прекращения применения принудительного лечения является выздоровление, хотя чаще психиатры имеют дело с улучшением клинического состояния, а нередко его ухудшением, но результатом является уменьшение опасности этих лиц. В том случае если эти изменения расцениваются как достаточно стойкие, то есть основания ставить вопрос перед судом об отмене принудительных мер. Суд может передать органам здравоохранения необходимые материалы в отношении этих лиц для дальнейшего лечения или направления в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.