Гос сектор российской экономики в 2010-2014 гг.: динамика количественных характеристик и основные тенденции развития.




Сведения о динамике составляющих государственного сектора непосредственно в 2014 г. можно получить из информации Минэкономразвития РФ, Росимущества и Росстата.

Очевидна тенденция к сокращению количества организаций, так или иначе вовлеченных в использование федерального имущества. За полтора года (с начала 2013 г. и по середину 2014 г.) численность АО с гос участием (включая те, где применяется специальное право на участие в управлении – «золотая акция») уменьшилась на 14% (или на 342 ед.), в т. ч. за I полугодие 2014 г. – на 4,7% (или на 103 ед.). Примерно таким же (на 14,3%, в т. ч. на 2,2% в I полугодии 2014 г.) оказался масштаб сокращения для федеральных государственных учреждений (ФГУ), хотя его абсолютная величина была намного большей (2921 ед., в т. ч. 393 ед. в I полугодии 2014 г.). Количество федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) на праве хозяйственного ведения сократилось на 5,3% (в т. ч. на 1,3% в I полугодии 2014 г.), что по абсолютной величине составило 96 ед. (в т. ч. 23 ед. в I полугодии 2014 г.). Единственной (и самой малочисленной) категорией правообладателей федерального имущества, количество которых за анализируемый период увеличилось, хотя и минимально (всего на 5 ед. до 77 ед.), являются федеральные казенные предприятия (ФКП), или унитарные предприятия на праве оперативного управления. В целом же в структуре правообладателей федерального имущества, не являющихся хозяйственными обществами и товариществами, доминируют ФГУ (около 91%, или 17537 ед. на середину 2014 г.). На долю ФГУПов, количество которых на протяжении полутора лет стабильно уступало численности АО с госучастием, приходится всего 8,8% (или 1704 ед. на середину 2014 г.).

 

При всем этом официальная статистика отметила заметное повышение удельного веса гос сектора в 2013–2014 гг. по сравнению с 2011– 2012 гг. в добыче полезных ископаемых (включая топливно-энергетические), обрабатывающих производствах и занятости. Наиболее внушительным увеличение удельного веса госсектора оказалось в добыче полезных ископаемых (включая топливно-энергетические) до 21–22% против около 16,5% в 2011–2012 гг., т. е. более чем на 5 процентных пунктов (п.п.). В обрабатывающих производствах доля госсектора выросла более чем 2 п.п., достигнув 12%. Стабильно (примерно на 1 п.п. ежегодно) возрастал удельный вес госсектора в структуре занятости, если опираться на показатель среднесписочной численности работников, составив в первом полугодии 2014 г. 28%. В инвестициях в основной капитал рост удельного веса госсектора (более чем до 30%) наблюдался только по итогам 2013 г. и только для показателя без учета субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами. По итогам первого полугодия 2014 г., доля госсектора, напротив, оказалась наименьшей по сравнению с тремя предшествующими годами (2011–2013 гг.). Что касается производства и распределения электроэнергии, газа и воды, пассажирооборота транспортных организаций, услуг связи, внутренних затрат на научные исследования и разработки, то по этим показателям наблюдалось скорее падение доли госсектора, особенно при учете результатов первого полугодия 2014 г

 

13.Каковы условия перехода к режиму инфляционного таргетивания?

Инфляционное таргетирование требует выполнения двух ключевых условий.

Во-первых, ЦБ должен обладать достаточной степенью независимости для проведения самостоятельной денежно-кредитной политики. Хотя ни один ЦБ не может быть полностью независим от влияния правительства, он должен, по крайней мере, обладать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достичь целевого уровня инфляции. Для того чтобы выполнить первое условие стране необходимо отказаться от принципа "фискального доминирования", т.е.бюджетно-налоговаяполитика не должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную политику. Свобода от фискального доминирования подразумевает, что правительственные заимствования у Центробанка должны быть крайне низкими (или, что еще лучше, равны нулю), а внутренний финансовый рынок в достаточной степени развитым, чтобы поглотить дополнительные эмиссии государственных обязательств.

Кроме того, отказ от фискального доминирования также подразумевает, что правительство обладает широкой доходной базой и не полагается систематически на поступления от сеньоража. Если же фискальное доминирование продолжает существовать, налоговая политика будет стимулировать инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно-кредитнойполитики. На практике это может выражаться в достаточно "безобидных", на первый взгляд, вещах, например, в требовании правительства снизить процентные ставки для повышения налоговых сборов.

Второе условие, определяющее работоспособность инфляционного таргетирования состоит в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких как заработная плата, уровень занятости или валютный курс. Например, если страна придерживается фиксированного валютного курса, то в современных условиях высокой мобильности международных капиталов она не сможет одновременно использовать инфляционное таргетирование. Дело в том, что когда власти придерживаются сразу двух или более целей, рынок не знает, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: