Тема 21. Непрерывное образование педагога
Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование.
Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:
- осуществляется добровольно;
- управляется самим человеком;
- необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
- "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
- "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);
- "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, познакомиться с передовым опытом и т. п.
Формы организации самообразования
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
- эпизодичность прохождения курсов;
- время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
- качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
- система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
- нехватка у педагогов свободного времени;
- дороговизна обучения.
Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
- Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
- дистанционные курсы проводятся на платной основе;
- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
- обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
ПРИМЕР
В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:
- Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
- Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
- Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
- Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
- Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
- Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).