ОТЧЕТ ОБ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ТИП ПРАКТИКИ
ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВЫИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (ПО ПОЧВОВЕДЕНИЮ)
СТУДЕНТА
2 курса
Искужиной Алина Илгизовны
Уровень высшего образования: | бакалавриат |
Направление подготовки | Биология |
Направленность (профиль) программы | Общая биология |
Срок проведения практики: | с «13» июля 2020 г. по «25» июля 2020 г. |
Сибай – 2020 г
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. База практики – место прохождения практики студентом (профильная организация или БашГУ).
2. Студент – физическое лицо, осваивающее образовательную программу по направлению подготовки бакалавриата, магистратуры и специальности.
3. Вид практики – учебная, производственная или преддипломная.
4. Каждый студент, находящийся на практике, обязан вести отчет по практике.
5. Отчет по практике служит основным и необходимым материалом для составления студентом отчета о своей работе на базе практики.
6. Заполнение отчета по практике производится регулярно, аккуратно и является средством самоконтроля. Отчет можно заполнять рукописным и (или) машинописным способами.
7. Иллюстративный материл (чертежи, схемы, тексты и т.п.), а также выписки из инструкций, правил и других материалов могут быть выполнены на отдельных листах и приложены к отчету.
8. Записи в отчете о практике должны производиться в соответствии с программой по конкретному виду практики.
9. После окончания практики студент должен подписать отчет у руководителя практики, руководителя от базы практики и сдать свой отчет по практике вместе с приложениями (при наличии) на кафедру.
10. При отсутствии сведений в соответствующих строках ставится прочерк.
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от факультета (института) | Ильбулова Г.Р. – зам.декана ЕМФ по учебной работе, доцент, к.б.н. |
Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от кафедры | Хасанова Р.Ф. |
Полное наименование базы практики | Сибайский институт (филиал) БашГУ |
Наименование структурного подразделения базы практики | Кафедра естественных наук |
Адрес базы практики (индекс, субъект РФ, район, населенный пункт, улица, дом, офис) | 453838, Республика Башкортостан г.Сибай, ул. Белова, д.21 |
Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от базы практики | Ягафарова Г.А., заведующая кафедрой естественных наук, канд.биол.наук., доцент |
Телефон руководителя практики от базы практики |
РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Срок проведения практики: с «13» июля 2020 г. по «25» июля 2020 г.
Разделы (этапы) практики | Виды и содержание работ, в т.ч. самостоятельная работа обучающегося в соответствии с программой практики | График (план) проведения практики (начало – окончание) | |
1. | Подготовительный этап. | Установочная конференция. Проведение инструктажа по ТБ руководителями практик; ознакомление студентов с целями и задачами, рабочей программой и планом проведения учебной ЛПП; распределение студентов по звеньям и распределение тем отчетов по практике; ознакомление каждого студента с индивидуальным заданием; определение маршрутов прохождения практики и ознакомление с изучаемой территорией, где будут сделаны почвенные разрезы; изучение истории и природных условий данной территории: климата, рельефа, почвообразующих пород, растительности, животного мира и микроорганизмов по источникам учебной и научной литературы. | 13.07-20 г. 8.00-13.00 |
2. | Основной этап. | Полевой период практики: 1.Заложение почвенного разреза и геоботаническое описание растительности исследуемой территории; 2.Описание генетических горизонтов и отбор образцов почв с каждого генетического горизонта для лабораторных анализов; | 14.07-23.07.2019 г. 8.00-13.00 |
3. | Заключительный этап. | Завершающий этап практики: обобщение результатов практических работ, подготовка общего отчета по звеньям и заполнение индивидуальных книжек. Сдача и проверка отчета. | 24.07.-25.07.2020г. 8.00-13.00 |
|
Руководитель практики от кафедры / _ Г.А. Ягафарова
Руководитель практики от базы практики
/Р.Ф. Хасанова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Содержание и планируемые результаты практики:
Во время прохождения практики студент должен приобрести следующие компетенции:
а) общепрофессиональные:
- способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ОПК-3);
- способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ОПК-6);
|
б) профессиональные:
способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК- 1);
способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-2).
. способностью применять современные методы обработки, анализа и синтеза полевой, производственной и лабораторной информации, правила составления научно- технических проектов и отчетов (ПК-4).
Знать:
-принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, представления о разнообразии почвенных ресурсов; методы наблюдения, описания, идентификации, классификации различных типов почв, образованных в результате почвообразовательных процессов в разнообразных биоклиматических поясах;
-закономерности пространственного распределения почв в природе и современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
- принципы и функциональные возможности работы лабораторного и полевого оборудования при проведении почвенных исследований для выполнения научно- исследовательских работ; правила техники безопасности при работе с соединениями и оборудованием в ходе эксперимента;
- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований;
- приемы и методы полевых, камеральных исследований почв и приобретение исследовательских навыков; современные динамические процессы в природе и техносфере, состояние геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальные экологические проблемы, связанные с почвообразовательными процессами их влияние на биоразнообразие;
Уметь:
-оценивать влияние природных процессов, эволюции биосферы, состояния геосфер Земли и экологических проблем на состояние почвенного разнообразия;
- применять в реальных условиях теоретические знания и практические умения, а также правильно фиксировать, обрабатывать и обобщать полученный в ходе практики полевой материал;
- использовать современную аппаратуру в лабораторных и полевых условиях; готовить почвенные образцы для лабораторного анализа и эксплуатировать современное оборудование при выполнении лабораторных работ;
- применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований;
- сопоставлять результаты собственных наблюдений и исследований с материалами учебной и научной литературы; выявлять и анализировать взаимосвязи между отдельными компонентами природы, так и между природой и хозяйственной деятельностью человека в целом;
Владеть:
-навыками системного анализа глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования почвенных ресурсов;
-навыками овладения методикой распознавания и описания рельефа, растительности и почвенных разностей в природе, правильного заложения почвенных разрезов, описания морфологических признаков почв по генетическим горизонтам и отбора почвенных образцов, а также навыками работы с современной аппаратурой;
- навыками комплексного и сравнительного анализа состава, строения и химических свойств различных типов почв, самостоятельными навыками работы на современных приборах, используемых для проведения научных исследований и способами обработки полученной информации, правилами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных
- навыками применения на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.
- навыками использования базовых знаний и необходимого методологического аппарата по изученным дисциплинам для решения соответствующих профессиональных и исследовательских задач; методиками почвенного исследования, составления характеристик природной среды с оценкой последствий влияния антропогенной деятельности на объекты.
Задачи учебной практики по получению первичных умений и навыков по дисциплине «почвоведение»
1.Освоить методы распознавания и описания рельефа, растительности и почвенных разностей в исследуемой территории.
2.Обучиться правилам заложения почвенных разрезов, описания морфологических признаков почв по генетическим горизонтам и отбора почвенных образцов.
3.Ознакомиться приемам и методам полевых и камеральных исследований почв и приобретение исследовательских навыков.
4.Проанализировать закономерности пространственного распределения почв в природе. 5.Научиться пользоваться с существующим картографическим материалом, сопоставление его с результатами собственных наблюдений.
6.Получить представления о геоэкологических особенностях изучаемого района проведения практики.
7.Усовершенствовать умение и навыки исследовательской работы.
Руководитель практики от кафедры
/Р.Ф. Хасанова
ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Инструкция о мерах пожарной безопасности в Башкирском государственном университете, утвержденная приказом БашГУ от 06.04.2015 г. № 333.
Правила внутреннего трудового распорядка Башкирского государственного университета, приняты 30.11.2012 г. Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся.
Перед началом практики инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка прошел:
Студент ___ /А.И. Искужина
Перед началом практики инструктаж обучающего по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка провел:
Руководитель практики от базы практики/Р.Ф. Хасанова
ДНЕВНИК РАБОТЫСТУДЕНТА
13.07.2019 | Прошли технику безопасности вовремя полевых и лабораторных исследований. Познакомились с целью, задачами и планом проведения учебной полевой практики по почвоведению. Ознакомились с маршрутом прохождения практики и с территорией, где будут сделаны почвенные разрезы. Подготовили рабочие инструменты (лопаты, почвенные буры и бюксы, ножи и молотки, целлофановые мешки для сбора почвенных образцов). |
14.07.2019 | Изучала как нужно смотреть почвенные разрезы и делать морфологическое описание. |
15.07.2019 | На третий день практики я пришла на исследуемый участок вблизи карьера г.Сибай. Был найден обрыв, я сделала описание почвенных горизонтов, отобрала почвенные образцы в мешочки для определения других показателей. Вернувшись домой я начала определять морфологические признаки почвы. |
16.07.2019 | Выехала в окрестности Худолаза, нашла раскопки, которые подходили для изучения почвенного разреза. Сделала замеры слоев, взяла пробы почвы. |
17.07.2020 | Определяла морфологические признаки и свойства почвы, записывала данные в дневник. |
18.07.2020 | Экскурсия на озеро Графское, изучала берег озера, искала почвенный разрез. Как и в прошлые дни, изучила разрез, взяла пробы. |
19.07.2020 | Выходной день |
20.07.2020 | Дома высушила пробы почвы, изучила их морфологические признаки, описала. |
21.07.2020 | В окрестностях г.Баймак нашла яму с глиной, изучила почвенный разрез, измерила слои, взяла пробы. |
22.07.2020 | По приезде домой образцы почвы были положена для просушки, затем изучены их морфологические признаки. |
23-24.07.2020 | Проверка описанных почвенных разрезов. Начала работу над составлением отчета по практике. |
25.07.2020 | Защита отчетов по летней полевой практике по «Почвоведению». |
Руководитель практики от кафедры / Р.Ф. Хасанова