Конструктивное исполнение и электрическая схема включения
Тиристорного регулятора напряжения типа 2Б.231.7

Таблица 2.Проверка функционирования блока 2Б.231
| Наименование проверяемых показателей | Порядок и методика проверки элементов РНГ | Положение переключателей S2 | Требования | |
| Напряжение Uн (В) | Состояние сигнальной лампы “Н” | |||
| 1.Проверить плотность и разъемов | Включить тумблер ТВ-2 | НЕ ГОРИТ | ||
| 2.Исправность цепей и элементов диодов V14 и V15 | Включить тумблер ТВ-2 | НЕ ГОРИТ | ||
| 3.Контроль диодов V11, V12, V13 и тиристора V10 со | Контролировать и записывать величину напряжения Uн и состояние сигнальной лампы “Н” | ГОРИТ | ||
| 4.Проверка исправности контакта А5 разъема | ГОРИТ | |||
| 5.Проверка выключения тиристора | Очень плавно увеличивать напряжение с помощью резистора R7 “уставка” до момента погасания лампы “М” | ГАСНЕТ | ||
| 6.Проверка включателя тиристора | Не изменяя положение резистора R7 нажать кнопку S1 | ЗАГОРАЕТСЯ | ||
| 7.Установить переключатель S2 в положение 1 и отключить тумблер ТВ-2 | Установочный резистор R7 установить в крайнее левое положение | НЕ ГОРИТ |
Вывод:
Ответить на вопросы:
1. Указать назначение регуляторов напряжения пассажирских вагонов и их виды.
2. Укажите особенность устройства и работы тиристорного регуляторов напряжения, его преимущества по сравнению с угольными регуляторами.

Лабораторная работа № 4
Цель: Ознакомиться с назначением, устройством и принципом действия магнитного усилителя, приобрести практические навыки в снятии характеристик магнитного усилителя.
Таблица 1. Необходимое оборудование и приборы:
| Наименование приборов | Тип | Заводской номер | Технические данные |
| 1.Магнитный усилитель | |||
| 2.Источник постоянного тока | - | Iн=30А Uн=25В | |
| 3.Амперметр в цепи нагрузки | М362 | Iн= Класс точности= | |
| 4.Вольтметр в цепи нагрузки | Э378 | Uн= Класс точности= | |
| 5.Амперметр в цепи управления | М362 | Iу= Класс точности= | |
| 6.Вольтметр в цепи управления | М362 | Uу= Класс точности= | |
| 7.Регилировочное сопротивление в цепи управления | РСП | Rрег.= Ом | |
| 8.Нагрузочное сопротивление рабочей цепи | РСП | - | Rнагр.= Ом |
| 9.Соединительные провода | - | - |

Рис.1. Электрическая схема для испытания магнитного усилителя

Таблица 2. Снятие характеристики Iн = f (Iу)
| Измерено | Вычислено | ||||||||
| Iн | lу | Uн | Uу | К1 | Z | Pн | Pу | Kp | Полярность цепи управления |
| А | А | В | В | - | Ом | Вт | Вт | - | (+) |
| 2,5 | 20,5 | - | 8,2 | - | |||||
| 4,5 | 0,05 | 20,1 | 20,2 | 4,5 | |||||
| 6,5 | 0,1 | 3,1 | 1.8 | ||||||
| 8,5 | 0,15 | 19,8 | 56,6 | 2,3 | 2.4 | ||||
| 0,2 | 19,5 | 1,8 | 2.8 | ||||||
| 0,25 | 1,5 | ||||||||
| 0,3 | 18,8 | 1,25 | |||||||
| 0,35 | 17,5 | 1,1 | 2.8 | ||||||
| 2,5 | - | 8,4 | - | (-) | |||||
| 0,05 | 20,5 | 1.02 | |||||||
| 0,1 | 18,5 | 3,3 | 1.85 | ||||||
| 8,5 | 0,15 | 56,6 | 2,3 | 2.55 | |||||
| 0,2 | 14,5 | 1,8 | 2.9 | ||||||
| 0,25 | 19,5 | 12,5 | 1,5 | 3.1 | |||||
| 0,3 | 1,3 | 3.3 | |||||||
| 0,35 | 17,5 | 8,5 | 1,02 |
Коэффициент усиления по току: 
Полное сопротивление рабочей обмотки: 
Мощность цепи нагрузки: 
Коэффициент усиления по мощности: 
График зависимости I н = f (I у)
![]() |
Выбрать масштаб и построить график Iн=f(Iн), который является характеристика магнитного усилителя

Вывод:
Ответить на вопросы:
1. Что называется магнитным усилителем (МУ)?
2. Пояснить принципы действия МУ, назначения и виды обратной связи в магнитных усилителях?
3. Укажите область применения МУ в электротехнических установках и на подвижном составе.

Лабораторная работа № 5
Цель: закрепить теоретические сведения об аккумуляторных батареях подвижного состава, получить практические навыки по измерению ЭДС, плотности и уровня электролита, а также проверки элемента нагрузочной вилкой.
Приборы и оборудование:
1 Элемент кислотной батареи ТН-450-У2.
2 Стенд с деталями аккумуляторного элемента.
3 Ареометр.
4 Стеклянная трубка 6 мм.
5 нагрузочная вилка
6 учебный плакат
|
| Наименование параметров | Величина |
| 1 Тип батареи | кислотная |
| 2 Число аккумуляторов в батареи | |
| 3 Номинальная ёмкость, А•час | |
| 4 Номинальное напряжение, В | |
| 5 Масса с электролитом, кг | |
| 6 Применяется на тепловозах | М62, ТЭП60 и др. |
Краткие теоретические сведения: Аккумулятором называется химический источник тока, способный накапливать в себе электрическую энергию и по мере необходимости отдавать её во внешнюю цепь.
АБ на тепловозах служат для питания током пусковой обмотки тягового генератора (или СТГ) при пуске дизеля, а также для питания цепей управления, освещения, сигнализации при неработающем дизеле. На ЭПС АБ служат для питания собственных нужд при опущенных токоприемниках. В пассажирских вагонах АБ служит для питания цепей вагона на стоянках и при движении со скоростью не более 35-40 км/ч. В пассажирских вагонах применяют АБ кислотного и щелочного типа.
Устройство кислотной АБ:
3 или 4 элемента составляют секцию, их монтируют в деревянном ящике. Масса одной секции с электролитом ≈ 160 кг. Элемент состоит из бака (эбонит) и блока (+) и (-) пластин, разделённых сепараторами.



|

Отрицательные пластины - 20 шт., активная масса в заряженном состоянии - губчатый свинец Рb, толщина δ = 3,3 мм, цвет - серый.
Сепараторы - мипора + стекловолокно, δ = 0,45 мм, поверхность ребристая.
Крышка бака - эбонит, 5 отверстий, из них одно для заливки электролита. Уплотнение - асбестовый шнур + резиновая прокладка + мастика кислотоупорная.
Пробка-клапан - с вертикальными и горизонтальными каналами для отвода газов и предупреждения расплёскивания электролита.
Отражательный щиток - сетчатый.
Борны (вывод) - 4 шт., медь, уплотнение из резиновых втулок и шайб.
Электролит - водный раствор Н2S04 плотностью γ = 1,24÷1,25 г/см - летом, γ = 1,26÷1,27 г/см3 - зимой. Уровень электролита должен быть не менее 15 мм над отражательным щитком.
Заполнить таблицу 2, изучив конструкцию и материал элемента кислотной аккумуляторной батареи.

| Наименование | Кол-во | Материал | Особенность конструкции |
| 1 Сосуд (бак) | |||
| 2 Блок положительных пластин | |||
| 3 Блок отрицательных пластин | |||
| 4 Сепараторы | |||
| 5 Крышка бака | |||
| 6 Борны (выводы) | |||
| 7 Пробка-клапан | |||
| 8 Отражательный щиток |








- формула Фриша
, где
- сопротивление вольтметра.

Вывод:
Ответить на вопросы:
1 Назначение АБ на подвижном составе.
2 Достоинства и недостатки кислотных АБ.
3 Техника безопасности при обслуживании АБ, при приготовлении электролита, предупреждение к.з. и взрыва гремучего газа.
ДЛЯ ЗАМЕТОК
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Рецензия
на методическую разработку по выполнению
