Структура производственных помещений ресторана «Ласка»на 01.01.2010 г.
№п/п | Состав производственных площадей | Площадь, м2 |
Обеденный зал ресторана | 158,9 | |
Бар | 51,0 | |
Бильярдная | 84,1 | |
Кондитерский цех | 49,5 | |
Кухня | 69,4 | |
Итого | 412,9 |
Собственную продукцию производят кондитерский цех и кухня.
Кулинарная продукция выпускается как из собственных, так и из покупных товаров.
Наценка в предприятии ресторане «Аустерия» составляет 65%.
Количество посадочных мест в обеденном зале ресторана составляет 110 мест.
Таблица 2.2
Перечень оборудования используемого в ресторане «Аустерия»
№п/п | Наименование оборудования | Количество, штук |
Шкаф жарочный | ||
Электрическая сковорода | ||
Тестомесильная машина | ||
Холодильная камера | ||
Холодильник бытовой | ||
Плиты электрические | ||
Кремосбивалка |
Цены на продукцию собственного производства отражаются в калькуляционных карточках, которые отражены в Приложении настоящей дипломной работы.
2.3 Учётная политика предприятия
На исследуемом предприятии действует учетная политика в соответствии с приказом № 226-У от 29.12.2009 г.
1. Бухгалтерский учет осуществляется по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета ручным способом.
2. К основным средствам относятся предметы, имеющие стоимость 100 кратных минимальных окладов за единицу по цене приобретения, независимо от срока службы. Переоценка основных средств будет проведена в течение 1 квартала 2010 года. При начислении амортизации основных средств применяется коэффициент ускоренной амортизации.
2.1. Стоимость находящихся в эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов погашается путем начисления износа в размере 50 % их стоимости.
|
2.2. Ведется количественно-суммовой учет основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Начисляется фонд износа по инвентарю, 40 % от сальдо по инвентарю один раз в полугодии.
2.3. Фактические затраты на проведение всех видов ремонта основных производственных фондов включается в себестоимость продукции.
2.4. Выручка от реализации продукции определяется по мере поступления средств за товары на расчетный счет или кассу предприятия.
2.5. Для обеспечения равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции, предприятие может создать ремонтный фонд.
3. Товары в предприятии ООО «Главные линии» учитываются по розничным (продажным) ценам, разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам учитывается на счете 42 «Торговая наценка».
3.1. Выручка от реализации продукции и финансовый результат определяется на счете 80 «Прибыли и убытки», счет 46 «Реализация продукции» вести нет необходимости.
3.2. Учет издержек обращения осуществляется в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции № 552
4. В соответствии с действующими нормативными документами образуются следующие резервы предстоящих расходов: на выплату вознаграждения по итогам работы за год; предстоящая оплата отпусков; другие резервы, определенные характеристикой 89 счета.
4.1. Расходы, учтенные на счете 31 «Расходы будущих периодов», погашаются путем списания на издержки обращения частями в течение года.
|
4.2. Предприятие ООО «Главные линии» образует за счет отчислений на издержки обращения следующие фонды специального назначения: фонд подготовки кадров в размере 0,14 % от товарооборота.
5. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией возглавляемой главным бухгалтером.
2.4 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Одним из основных требований успешного функционирования торговых предприятий общественного питания в условиях формирования рыночной экономики является безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Анализ доходности проводится с целью получения обобщенной характеристики финансовых результатов хозяйственной деятельности.
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты деятельности торговых предприятий общественного питания являются валовой доход, прибыль и рентабельность. В таблице 2.1 приведены данные о динамике финансовых результатов деятельности ресторана «Аустерия» ООО «Главные линии» за 2011-2013 гг.
Таблица 5
Анализ финансовых результатов деятельности ресторана «Аустерия» ООО «Главные линии» за 2011-2013 гг.
№ п/п | Показатели | Значения показателей | Отклонение | Темп роста | ||||
2012/2011 | 2013/2012 | 2012/2011 | 2013/2012 | |||||
Товарооборот, тыс. руб. | -1198 | 97,7 | 120,8 | |||||
Валовый доход, тыс. руб. | -2103 | 93,7 | 123,8 | |||||
То же, в % к ТО | 63,7 | 61,1 | 62,6 | -2,6 | 1,5 | 95,9 | 102,5 | |
3. | Издержки обращения, тыс. руб. | 113,7 | 107,5 | |||||
То же в % к ТО | 27,7 | 32,2 | 28,7 | 4,5 | -3,5 | 116,3 | 89,0 | |
4. | Прибыль от реализации, тыс. руб. | -4103 | 78,4 | 141,9 | ||||
То же в % к ТО | 28,9 | 33,9 | -7,1 | 5,1 | 80,2 | 117,5 | ||
5. | Текущий налог на прибыль | -903 | 78,4 | 141,9 | ||||
6. | Чистая прибыль | -3201 | 78,4 | 141,9 | ||||
То же, в % к ТО | 28,1 | 22,5 | 26,5 | -5,6 | 3,9 | 80,2 | 17,5 |
|
Как видно из таблицы, абсолютная сумма валового дохода уменьшилась в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 6,3 %, а затем в 2013 г произошло увеличение валового дохода на 23,8 %. Уровень валового дохода возрос также только в 2013 г., увеличение составило 2,5%. Это явление обусловлено тем, что предприятие общественного питания снижает торговую наценку и благодаря этому укрепляет свои конкурентные позиции на рынке. В 2012 г. также произошло снижение уровня прибыли от реализации на 19,8%, так как в 2012 г. была сложная ситуация в компании, связанная со сменой руководства, ситуация стабилизировалась только в 2013 г. В этот же период и возросла прибыль на 6 242 тыс. руб. по сравнению с 2012 г., а ее уровень на 17,5%.
Принятые новым руководством предприятия общественного питания меры по увеличению объемов реализации и рациональному использованию всех видов ресурсов позволили не только стабилизировать положение, но и добиться значительного улучшения показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Так, темп роста уровня прибыли от реализации в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составил 141,9%.
Размер прибыли от реализации зависит в первую очередь от изменения объема товарооборота, уровня валового дохода, уровня издержек обращения.
Под издержками обращения понимают выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, связанные с движением товаров от производителя к покупателю.Данные по группам и статьям издержек обращения ресторана «Аустерия» ООО «Главные линии» за 2011-2013 гг. приведены в таблице 6.
Таблица 6
Аналитические данные по группам и статьям издержек обращения ресторана ООО «Главные линии» за 2011-2013 гг.
№ п/п | Статьи издержек | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |||||||||
∑ (тыс. руб.) | В % к итогу | В % к ТО (уровень ИО) | ∑ (тыс. руб.) | В % к итогу | В % к ТО (уровень ИО) | ∑ (тыс. руб.) | В % к итогу | В % к ТО (уровень ИО) | |||||
Условно-переменные издержки | |||||||||||||
Расходы на оплату труда | 12.6% | 3.5% | 2 031 | 12.2% | 3.9% | 2 320 | 13.0% | 3.7% | |||||
Приобретение сырья | 76.1% | 21.1% | 73.5% | 23.7% | 77.3% | 22.2% | |||||||
Расходы на ремонт | 1.1% | 0.3% | 1.5% | 0.5% | 1.3% | 0.4% | |||||||
Приобретение расходных материалов | 3.7% | 1.0% | 6.1% | 2.0% | 1.1% | 0.3% | |||||||
Прочие расходы | 0.5% | 0.1% | 1.4% | 0.5% | 1.2% | 0.4% | |||||||
Всего: | 13 729 | 94.0% | 26.0% | 15 724 | 94.7% | 30.5% | 16 760 | 93.9% | 26.9% | ||||
Условно-постоянные издержки | |||||||||||||
Амортизация основных средств | 5.7% | 1.6% | 5.0% | 1.6% | 4.6% | 1.3% | |||||||
Расходы на музыкальное сопровождение | 0.3% | 0.1% | 0.3% | 0.1% | 0.3% | 0.1% | |||||||
Расходы на флористическое оформление | - | - | - | - | - | - | 1.2% | 0.3% | |||||
Всего: | 6.0% | 1.7% | 5.3% | 1.7% | 1 084 | 6.1% | 1.7% | ||||||
ИТОГО | 14 599 | 100% | 27.7% | 16 599 | 100% | 32.2% | 17 844 | 100.0% | 28.7% | ||||
При изучении издержек обращения необходимо проанализировать их абсолютную сумму (общую и по статьям) и ее изменение в динамике, абсолютный перерасход или экономию, а также исследовать динамику относительных показателей, характеризующих издержки обращения: уровень издержек обращения, размер изменения уровня издержек обращения, темп изменения уровня издержек обращения и их относительную экономию или перерасход.
В таблице 7 представлены результаты анализа динамики издержек обращения.
Таблица 7 | |||||||||
Анализ динамики издержек обращения ресторана ООО «Главные линии» за период 2011-2013 гг. | |||||||||
№ п/п | Статьи издержек | Абс. экономия/ перерасход ИО, тыс. руб | Размер изменения уровня ИО, % | Темп изменения уровня ИО, % | Отн. экономия/ перерасход ИО, тыс. руб | ||||
2012/07г | 2013/08г | 2012/07г | 2013/08г | 2012/07г | 2013/08г | 2012/07г | 2013/08г | ||
Условно-переменные издержки | |||||||||
Расходы на оплату труда | 0.4% | -0.2% | 12.6 | -5.4 | 226.9 | -133.1 | |||
Приобретение сырья | 1 088 | 1 592 | 2.6% | -1.5% | 12.3 | -6.4 | 1340.4 | -944.0 | |
Расходы на ремонт | -9 | 0.2% | -0.1% | 52.9 | -20.3 | 83.7 | -59.3 | ||
Приобретение расходных материалов | -818 | 0.9% | -1.7% | 93.4 | -84.2 | 488.2 | -1028.1 | ||
Прочие расходы | -18 | 0.3% | -0.1% | 241.6 | -23.5 | 167.6 | -67.3 | ||
Всего: | 1 995 | 1 036 | 4.5% | -3.6% | 17.2 | -11.8 | 2306.8 | -2231.8 | |
Условно-постоянные издержки | |||||||||
Амортизация основных средств | -2 | 0.0% | -0.3% | - | -17.4 | - | -174.3 | ||
Расходы на музыкальное сопровождение | 0.0% | 0.0% | - | - | - | - | |||
Расходы на флористическое оформление | - | - | - | - | - | - | - | ||
Всего: | 0.0% | -0.3% | - | -17.4 | - | -174.3 | |||
ИТОГО | 2 000 | 1 245 | 4.5% | -3.9% | 17.2 | -29.2 | 2306.8 | -2406.1 |
Как видно из таблицы, абсолютный перерасход общей суммы издержек обращения в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составил 2 000 тыс. руб., а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. – 1 245 тыс. руб. Самый высокий абсолютный перерасход наблюдается по статье «Приобретение сырья» в 2013 г. по сравнению с 2012 г. и составляет 1 592 тыс. руб. Уровень условно-переменных расходов в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился на 4,5% (темп увеличения составил 17,2%), а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. уменьшился на 3,6% и темп снижения составил 11,8%. Уровень условно-постоянных расходов в 2012 г. по сравнению с 2011 г. не изменялся, а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. уменьшился на 0,3% и темп снижения составил 17,4%. Относительной экономии ресторана в 2013 году удалось достигнуть по всем статьям издержек, относящихся к группам условно-постоянных и условно-переменных издержек. Однако, в 2012 году наблюдается только относительный перерасход по всем статья условно-переменных издержек.
По экономическому содержанию все основные фонды ресторана ООО «Главные линии» являются производственными, т.е. участвуют в процессе реализации товаров. Все основные фонды ресторана находятся в собственности предприятия общественного питания.
В таблице 8 представлен анализ эффективности использования основных фондов ресторана ООО «Главные линии» за 2011-2013 гг.
Таблица 8
Эффективность использования основных фондов ресторана «Аустерия» ООО «Главные линии» в динамике за 2011-2013 гг.
№ п/п | Показатели | Значения показателей | Отклонение (+;-) | Темпы роста, % | ||||
2011 г | 2012 г | 2013 г | 2012 г/ 2011 г | 2013 г/ 2012 г | 2012 г/ 2011 г | 2013 г/ 2012 г | ||
1. | Товарооборот, тыс. руб. | 52 747 | 51 549 | 62 262 | - 1 198 | + 10 713 | 97,7 | 120,8 |
2. | Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб. | 4 398 | 4 398 | 4 451 | - | + 53 | 101,2 | |
3. | Фондоотдача основных производственных средств | 11,99 | 11,72 | 13,99 | - 0,27 | + 2,27 | 97,75 | 119,37 |
4. | Фондоемкость основных производственных средств | 0,08 | 0,09 | 0,07 | + 0,01 | - 0,02 | 112,50 | 77,78 |
5. | Фондовооруженность на 1 среднесписочного работника | 199,91 | 191,22 | 211,95 | - 8,69 | + 20,73 | 95,65 | 110,84 |
Как видно из таблицы, увеличение основных фондов произошло только к 2013 году. Темп роста объема товарооборота в 2013 г. по сравнению с 2012 г. опередил темп роста стоимости основных фондов в сравнении этого же периода, что свидетельствует об эффективном их использовании.
В таблице 9 приведены данные о динамике оплаты и производительности труда ресторана «Аустерия» ООО «Главные линии» за 2011-2013 гг.
Таблица 9
Аналитические данные для изучения оплаты труда ресторана «Аустерия» ООО «Главные линии» за 2011-2013 гг.
№ п/п | Показатели | Значения показателей | Отклонение (+;-) | Темпы роста, % | |||||
2011 г | 2012 г | 2013 г | 2012 г/ 2011 г | 2013 г/ 2012 г | 2012 г/ 2011 г | 2013 г/ 2012 г | |||
1. | Товарооборот, тыс. руб. | 52 747 | 51 549 | 62 262 | - 1 198 | + 10 713 | 97,7 | 120,8 | |
2. | Фонд оплаты труда, тыс.руб. (Ф) | + 370 | + 578 | 110,0 | 114,2 | ||||
3. | То же, в % к товарообороту | 7,8 | 7,4 | + 0,8 | - 0,4 | 111,4 | 94,9 | ||
4. | Среднесписочная численность работников, чел | +2 | + 2 | 112,5 | 111,1 | ||||
5. | Производительность труда 1 среднесписочного работника (П) | 3 297 | 2863,8 | 3113,1 | -433,2 | + 249,3 | 86,9 | 108,7 | |
6. | Среднегодовая зар. плата на 1 среднесписочного работника (Сз) | 230,8 | 225,6 | -5,2 | + 6,4 | 97,7 | 102,8 | ||
Из таблицы видно, что фонд оплаты труда в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился на 10%, а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. – на 14,2%.
В течение анализируемых периодов фонд оплаты труда и, соответственно, заработная плата росли. Минимизация затрат в 2013 г. происходила за счет сокращения среднесписочной численности.
Рассмотрим рассчитанные показатели в таблице 10.
Таблица 10
Основные технико-экономические показатели деятельности ресторанного комплекса за 2011 – 2013гг
Показатель | Отчетный период | Прирост (2012-2013) в стоимостном выражении | Темп роста (2012-2013), % | ||
Доходы от реализации, тыс. руб. | 52 747 | 51 549 | 62 262 | + 10 713 | 120,8 |
Себестоимость, тыс. руб. | +4472 | 112,2 | |||
Прибыль от продаж, тыс. руб. | +6242 | 141,9 | |||
Налог на прибыль, тыс. руб. | 141,9 | ||||
Чистая прибыль, тыс. руб. | 141,9 | ||||
Численность персонала, чел. | 111,1 | ||||
Производительность, тыс. руб./чел. | 3 297 | 2863,8 | 3113,1 | 249,3 | 108,7 |
Средняя зарплата на 1 сотрудника в мес., тыс. руб. | 14,4 | 12,5 | 11,6 | -0,9 | 92,8 |
Рентабельность от продаж, % (прибыль от продаж/выручка) | 28,9 | 33,9 | - | ||
Рентабельность затрат, % | 43,9 | 31,7 | 40,1 | 8,4 | |
(чистая прибыль/себ-ть) | - |
Таким образом, в сравнении с 2012 г. в 2013 году выросла выручка предприятия общественного питания на 20,8%, себестоимость – на 12,2%, прибыль от продаж и чистая прибыль – на 41,9%, производительность труда увеличилась на 8,7%, а рентабельность от продаж – на 5%, рентабельность затрат – 8,4%.
3. Организация и ведение бухгалтерского учёта производственной деятельности на исследуемом предприятии
3.1 Организация процесса производства в общественном питании
На предприятии общественного питания изготавливают продукцию в специально отведённых, оборудованных и подготовленных для этих целей местах. Такие места называют производством или кухней, если они не выделены в обособленное структурное подразделение предприятия, либо цехом, если они являются структурным подразделением предприятия.
Особенностью общественного питания является тесная связь процессов производства и реализации продукции. Поэтому все издержки производства и обращения (кроме затрат сырья) учитывают вместе на синтетическом счёте № 44 "Издержки обращения.
Сырьё - это продукты, товары и полуфабрикаты, изменяющие при обработке своё первоначальное состояние (вид, форму) и потребляемые в процессе производства продукции.
Продукция - это блюда, изделия и полуфабрикаты, выпускаемые в результате производственной деятельности. Например: обеденнаяпродукция (первые, вторые, третьи (сладкие) и холодные блюда), горячие напитки (чай, кофе); кулинарные и мучные изделия собственного производства; молочные продукты; яйца вареные, фрукты,ягоды, виноград, бахчевые и цитрусовые, отпускаемые в виде блюд; безалкогольные напитки (морсы, квас) собственного производства; полуфабрикаты, изготовленные для продажи.
Существует два подхода к учёту затрат сырья на приготовление продукции. Одни авторы предлагают использовать для их учёта счёт № 41 «Товары», на соответствующем субсчёте. Другие авторы настаивают на применении счёта № 20 "Основное производство". Характер и порядок записей при использовании какого-то одного счёта из двух предложенных не меняется. Поэтому на исследуемом предприятии необходимо постоянно использовать только тот счёт, который был первоначально избран.
На исследуемом предприятии производственные операции отражаются на чёте № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания", так как это соответствует торгово-производственной специфике отрасли и несколько сокращает объём отчётных документов.4'
Счёт № 41 "Товары" субсчёт 15 "Производство продуктов питания" активный материальный. Учёт на этом счёте ведут по продажным ценам. По дебету отражают поступление и наличие сырья, приготовленную пищу (блюда, изделия) и полуфабрикаты на производстве (кухне); по кредиту - продажу, отпуск и списание в расход готовой продукции, расход сырья на приготовление блюд (изделий), возврат сырья в кладовую (на склад), списание по актам боя, брака, порчи, а также по недостачам. Сальдо по дебету показывает стоимость остатков необработанного сырья, а также сырья в полуфабрикатах и нереализованных готовых изделий, находящихся в производстве (на кухне).
Аналитический учёт изготовления продукции собственной выработки ведут по каждому производственному подразделению и материально-ответственному лицу. По материально-ответственным лицам учёт обычно ведут в стоимостном (денежном) выражении. Готовые изделия учитывают в натуральном выражении оперативным способом по установленным группам продукции.
Выпускаемая продукция, учитываемая в стоимостном и натуральном выражении, определяет объём производственной деятельности. План выпуска продукции собственного производства составляют в натуральных показателях: блюдах, порциях. В блюдах (как в единице измерения) учитывают:
* обеденную продукцию (первые, вторые и третьи (сладкие) блюда). В зависимости от вида сырья вторые блюда подразделяют на: мясные, рыбные, мучные, крупяные, овощные.
* порционные горячие и холодные закуски;
* весовые или штучные кулинарные изделия: вареное и жареное мясо, птицу, дичь, рыбу, студени, заливные, салаты, паштеты.
План-меню - это ежедневный план выпуска продукции. Он содержит перечень блюд, данные об их количестве, а также краткую характеристику блюд и гарниров.
Заведующий производством ежедневно составляет план-меню на следующий рабочий день, учитывая:
* покупательский спрос;
* наличие сырья на складе (в кладовой);
* производственные возможности и пропускную способность зала;
* установленный план товарооборота по производству продукции;
* минимальный ассортимент продукции, установленный для предприятий данной категории;
* специфику сезона (времени года).
На основании плана-меню заведующий производством выписывает требование на отпуск со склада (из кладовой) сырья, необходимого для приготовления запланированной продукции.
Эти документы, подписанные заведующим производством и утверждённые руководителем предприятия, передают в бухгалтерию, где на основании плана-меню с помощью калькуляции рассчитывают продажные цены на продукцию, а на основании требования выписывают накладную на отпуск сырья со склада (из кладовой).
Несколько отличается учёт в структурных подразделениях производства (в цехах по производству полуфабрикатов и кондитерских изделий).
В структурных подразделениях производства продукцию собственного изготовления и сырьё учитывают по наименованиям, сортам, количеству, цене и сумме в том же порядке, что и на производстве (кухне). Аналитический учёт ведут также по материально-ответственным лицам (заведующим производством, мастерам).
Основанием для отпуска сырья из кладовой в структурное подразделение производства служит наряд-заказ, составляемый по установленной форме руководителем структурного подразделения и утверждаемый руководителем предприятия.
Руководитель структурного подразделения выписывает наряд-заказ:
1) либо на основании плана выпуска продукции за смену, утверждённого руководителем предприятия;
2) либо на основании заявок заказчиков и покупателей, а также потребностей собственного предприятия (в том числе всех его структурных подразделений).
Расчёт потребности сырья, подлежащего отпуску из кладовой, делают в бухгалтерии на основании наряда-заказа.
Количество сырья, необходимого для приготовления конкретного блюда (изделия), определяют по рецептуре, содержащейся в действующем сборнике рецептур либо утверждённой отдельно (для фирменных блюд).
Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий - это официальные документы, указывающие нормы расхода сырья, размер отходов при кулинарной обработке продуктов и нормы выхода полуфабрикатов и готовых изделий.
Рецептуру используют при заполнении калькуляционных карточек, показывающих выход блюда (изделия) и количество необходимого сырья. Для расчёта общей потребности необходимое сырьё суммируют по каждому наименованию по всем блюдам (изделиям).
Продажные цены на продукцию собственного производства рассчитывают, добавляя к покупной цене сырья торговую наценку. В ряде случаев максимальный размер наценки может быть определён для данного предприятия действующим законодательством или нормативными актами. Полученные в таких случаях продажные цены являются максимально возможными для этого предприятия.
В современных условиях хозяйствования продажную цену на конкретное блюдо (изделие) устанавливают по решению руководства предприятия, основанному на изучении потребительского спроса.
В настоящее время многие предприятия учитывают товары на складах (в кладовых) по максимальным продажным ценам. Этот подход имеет ряд преимуществ перед другими, а именно: позволяет видеть реальный предел продажных цен; делает наиболее выгодным для предприятия взыскание недостач с материально-ответственных лип.
3.2 Учёт производственной деятельности
Операции производства можно разделить на три основных группы:
1) поступление сырья в производство (операции с сырьём);
2) приготовление продукции;
3) отпуск продукции из производства (операции с готовой продукцией).
Поступление сырья из кладовой (со склада) в производство (на кухню) отражают записью:
• на стоимость поступившего сырья по продажным ценам
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 41 "Товары", соответствующий субсчёт.
При передаче сырья в производство может возникать необходимость регулирования продажных цен. Так, например, если продажная цена, установленная на конкретное блюдо (изделие), меньше калькуляционной стоимости сырьевого набора по учётным ценам, то при поступлении сырья в производство разность в ценах сторнируют. При этом делают записи:
• на стоимость сырья, переданного в производство по учётным ценам.
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 41 "Товары", соответствующий субсчёт;
• красное сторно на разность стоимости сырьевого набора, переданного в производство (по каждому конкретному блюду или изделию).
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 42 "Торговая наценка", субсчёт 1 "Торговая наценка (скидка, накидка)".
Сырьё, которое по каким-то причинам не былоиспользовано в производстве, может быть возвращено на склад (в кладовую). Если возвращаемое из производства сырьё на складе (в кладовой) учитывают по максимальным продажным ценам, то для доначисления наценки составляют расчёт. При этом делают записи:
• на разность в стоимости сырья, возвращаемого из производства.
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 42 "Торговая наценка", субсчёт 1 "Торговая наценка (скидка, накидка)";
• на стоимость возвращаемого сырья по максимальным продажным ценам.
Дебет счёта № 41 "Товары", соответствующий субсчёт.
Кредит счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания.
Если сырьё на складе (в кладовой) учитывают по покупным, а в производстве (на кухне) по продажным ценам, то при их передаче в производство (на кухню) делают записи:
• на стоимости сырья по покупным ценам.
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 41 "Товары", соответствующий субсчёт;
• на сумму наценки, устанавливаемой на передаваемое сырьё.
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 42 "Торговая наценка", субсчёт 1 "Торговая наценка (скидка, накидка)".
Если сырьё на складе (в кладовой) учитывают по одним, а в производстве (на кухне) по другим ценам, то разность стоимости сырья отражают на счёте № 42 "Торговая наценка", субсчёт 1 "Торговая наценка (скидка, накидка)".
Для определения характера записей при передаче сырья- в производство (на кухню) производят сравнение цен на складе (в кладовой) и на производстве (кухне).
Вариантов сравнения всего три:
1. Складская стоимость сырья больше стоимости сырья на производстве.
2. Складская стоимость сырья меньше стоимости сырья на производстве.
3. Складская стоимость сырья равна стоимости сырья на производстве.
Вариант 1. Если складская стоимость сырья больше стоимости сырья на производстве, то поступление сырья со склада (из кладовой) в производство (на кухню) отражают записями:
• на стоимость сырья в ценах склада.
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 41 "Товары", соответствующий субсчёт;
• Красное сторно на величину разности в ценах.
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 42 "Торговая наценка", субсчёт 1 "Торговая наценка (скидка, накидка)".
Вариант 2. Если складская стоимость сырья меньше стоимости сырья на производстве, то поступление сырья со склада (из кладовой) в производство (на кухню) отражают записями:
• на стоимость сырья в ценах склада.
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 41 "Товары", соответствующий субсчёт;
• на величину разности в ценах делают дооценочную запись.
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 42 "Торговая наценка", субсчёт 1 "Торговая наценка (скидка, накидка)".
Сырьё может поступать в производство (на кухню) непосредственно от поставщиков, минуя склад (кладовую) предприятия. При этом делают записи:
• на стоимость оприходованных товаров по покупным ценам.
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками";
• на сумму торговой наценки.
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 42 "Торговая наценка", субсчёт 1 "Торговая наценка (скидка, накидка)"
Вариант 3. Если складская стоимость сырья равна стоимости сырья на производстве, то поступление сырья со склада (из кладовой) в производство (на кухню) отражают записью:
• на сумму стоимости сырья.
Дебет счёта № 41 "Товары", субсчёт 15 "Производство продуктов питания".
Кредит счёта № 41 "Товары", соответствующий субсчёт.
03 октября 2014 года в кондитерский цех из кладовойна кухню было передано сырьё на сумму 264 рублей, в том числе набор сырья на выпечку кондитерских изделий на сумму 129 рублей. Учёт сырья в кладовой ведут по продажным ценам (с наценкой кафе 50 %). Но реальная продажная цена кондитерских изделий меньше калькуляционной стоимости сырьевого набора по учётным ценам на 15рублей.
Часть сырья не была использована на кухне для приготовления блюд и выпечки кондитерских изделий. Возвращено из кухни в кладовую неиспользованное сырьё на сумму 30 рублей (в продажных ценах изделий). Разность между учётными ценами кладовой и продажными ценами блюд (изделий) на возвращаемое сырьё составила 4 рубля.
04 октября из бакалейного склада было отпущено сырьё на кухню:
1) кондитерский цех на сумму 240 рублей;
2) ресторана «Аустерия» - 300 рублей;
3) детского кафе «Лакомка» -150 рублей.
На бакалейном складе сырьё учитывают в продажных ценах с наценкой 50 %, в кондитерском цехе - 50%, в ресторане «Аустерия» - 100 %, в детском кафе "Лакомка"—25 %.
07 октября на кухню кондитерского цеха от поставщика поступило сырьё на сумму 112 рублей.
В документах указано:
1.03.10.08 Передано из кладовой кондитерского цеха на кухню сырьё (в том числе для выпечки кондитерских изделий - 129 рублей) - 264.
Разность стоимости кондитерских изделий и сырьевого набора - 15.
2. 03.10.08 Возврат из кухни в кладовую кондитерского цеха
Неиспользованное сырье (в продажных ценах изделий 30)
Разность между учётными и продажными ценами – 4.
3. 04.10.08 Отпущено сырьё из бакалейного склада на кухню
кондитерского цеха - 240
ресторана «Аустерия» - 300
детского кафе «Лакомка» - 150
Всего на сумму – 690.
4. 07.10.08 Поставщик ОАО «Генезис»
Получатель: кондитерский цех, ресторан «Аустерия»
Стоимость сырья (в ценах поставщика) –112.
Расчёты по операциям:
1. Стоимость сырья в учётных ценах: 264 рубля.
Продажная стоимость кондитерских изделий: 114 рубля.
Стоимость набора сырья для выпечки кондитерских изделий: 129 рубля (в учётных ценах кладовой).
Разность учётной стоимости сырьевого набора и продажной стоимости кондитерских изделий составляет
129-114=15 рублей
Стоимость всего переданного сырья в продажных ценах блюд (изделий) равна
264 -15= 249 рублей
2. Стоимость возвращаемого из кухни сырья: 30 рублей. Разность учётной стоимости возвращаемого сырьевого набора и продажной стоимости кондитерских изделий составляет 4 рубля.
Стоимость сырья в учётных ценах 30 + 4 = 34 рубля.
3. Стоимость сырья, переданного в ресторан: 300 рублей, в том числе:
· покупная стоимость товаров = 200 рублей,
· сумма наценки бакалейного склада 50 % = 100 рублей.
(Из пропорции 300 / 150 = х/100 =у/50, где х — стоимость товаров в покупных ценах, у — сумма наценки).
Наценка ресторана «Аустерия» 100 % от 200 рублей составляет 200 рублей.
Разность наценок равна 200 - 100 = 100 рублей. Указанная сумма должна быть доначислена.
Стоимость сырья переданного в детское кафе "Лакомка" равна 150 рублей, в том числе:
· покупная стоимость товаров = 100 рублей,
· сумма наценки бакалейного склада 50 % = 50 рублей.
(Из пропорции 150 /150 = х/ 100 =у/50, где х — стоимость товаров в покупных ценах, у— сумма наценки).
Наценка детского кафе "Лакомка" 25 % от 100 рублей составляет 25 рублей.
Разность наценок равна 50 - 25 = 25 рублей. Указанная сумма должна быть сторнирована.
4. Стоимость сырья в ценах поставщика: 112 рублей. Торговая наценка 50 % от 112рублей равна 56 рублей.
Таблица 3.1
Записи хозяйственных операций с применением субсчетовв ресторане «Аустерия» ООО «Главные линии»