Определение силовых и кинематических параметров привода




Силовые (мощность и вращающий момент) и кинематические (частота вращения и угловая скорость) параметры привода рассчитывают на валах из требуемой (расчетной)мощности двигателя Рдв и его номинальной частоты вращения nном при установившемся режиме.

 

 

3.1 Определить мощность на ведущем валу редуктора по формуле:

Р1 = Рдв ∙ ηоп ∙ ηпк (кВт)

 

3.2 Определить мощность на ведомом валу редуктора по формуле:

Р2 = Р1 ∙ ηзп ∙ ηпк (кВт)

 

3.3 Определить мощность на валу рабочей машины по формуле:

Ррм = Р2 ∙ ηм ∙ ηпс (кВт)

3.4 Определить угловую скорость вала двигателя по формуле:

ωном = π ∙ nном ∕ 30 (рад/с)

3.5 Определить частоту вращения и угловую скорость ведущего вала редуктора по

формулам:

n1 = nном ∕ uоп ф (об/мин), ω1 = ωном ∕ uоп ф (рад/с)

3.6 Определить частоту вращения и угловую скорость ведомого вала редуктора по

формулам:

n2 = n1 ∕ uзп (об/мин), ω2 = ω1 ∕ uзп (рад/с)

3.7 Частота вращения и угловая скорость вала рабочей машины:

nрм = n2 , ωрм = ω2

3.8 Определить значение вращающего момента на валу двигателя по формуле:

Тдв = Рдв ∙ 103 ∕ ωном (Нм), где Рдв кВт

3.9 Определить значение вращающего момента на ведущем валу редуктора по формуле:

Т1 = Тдв ∙uоп ∙ ηоп ∙ ηпк (Нм)

3.10 Определить значение вращающего момента на ведомом валу редуктора по формуле:

Т2 = Т1 ∙uзп ∙ ηзп ∙ ηпк (Нм)

3.11 Определить значение вращающего момента на валу рабочей машины по формуле:

Трм = Т2 ∙ ηм ∙ ηпс (Нм)

 

Задача №2

Расчет клиноременной и поликлиноременной передач

 

Цель: формирование практических навыков в расчете открытой ременной передачи и в выполнении проверочного расчета.

 

Теоретические основы

 

Ременные передачи относятся к категории быстроходных передач, и поэтому в проектируемых приводах они приняты первой ступенью. Исходными данными для расчета ременных передач являются номинальная мощность Рном и номинальная частота вращения nном двигателя (см. задачу №1) или условия долговечности ремня.

В зависимости от заданного варианта технического задания, в задаче конструируются ременные передачи открытого типа (оси валов параллельны, вращение шкивов в одном направлении) с прорезиненными ремнями клинового и поликлинового сечений (первое сечение – трапециевидное, второе – пилообразное).

Клиновые ремни, из-за их расклинивающего действия на шкив прижимаются рабочими поверхностями к ручью шкива примерно в 3 раза сильнее, чем плоский ремень при том же натяжении. Этим обуславливается их повышенная несущая способность, малые габариты и углы обхвата по сравнению с плоскими ремнями. В настоящее время такие ремни имеют преимущественное применение в машиностроении.

Расчет ременных передач проводится в два этапа: первый - проектный расчет с целью определения геометрических параметров передачи; второй – проверочный расчет ремней на прочность.

 

Проектный расчет

1.1 Выбрать сечение ремня.

Тип проектируемой ременной передачи предусмотрен техническим заданием. Выбор сечения ремня произвести по номограмме (см. Рис.1,2) в зависимости от мощности, передаваемой ведущим шкивом, Р1 = Рном, кВт (где Рном – номинальная мощность двигателя) и его частоты вращения n1 = nном, об/ мин (где nном – номинальная частота вращения вала двигателя

Рис.1 График для выбора сечения клинового ремня нормального сечения.

 

 

Рис.2 График для выбора сечения поликлинового ремня.

 

 

Значения Рном и nном взять из задачи №1.

 

 

Примечание. Клиновые ремни нормального сечения Z(О) можно применять только для передачи мощностью до 2 кВт.

 

1.2 Определить минимально допустимый диаметр ведущего шкива d в зависимости от вращающего момента на валу двигателя Тдв,Нм, и выбранного сечения ремня по таблице 1.

Таблица 1.

Обозначение сечения ремня Нормального сечения Поликлиновые
Z(0) A В С D К Л М
Вращающий момент на ведущем валу, Нм   <30   15…60   50…150   120…550   450…2000   <40   18…400   >130
Минимальный диаметр ведущего шкива d , мм                                

 

1.3 Задаться расчетным диаметром ведущего шкива d , взяв на 1…2 порядка выше значение d из стандартного ряда: 63,71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280, 315, 355, 400 … мм. Эта рекомендация дана в целях повышения срока службы ремней.

 

 

1.4 Определить диаметр ведомого шкива d , мм, по формуле:

 

 

,

где uоп ф = фактическое передаточное число ременной передачи (значение взять из задачи №1), = 0,01…0,02 – коэффициент скольжения.

 

 

Полученное значение округлить до ближайшего стандартного из выше указанного ряда.

 

 

1.5 Определить фактическое передаточное число ременной передачи по диаметрам шкивов и проверить его отклонение Δu от ранее полученного значения u по

формулам:

 

;

 

Δu=

 

1.6 Определить ориентировочное межосевое расстояние a, мм, по формуле:

 

a

где h-высота сечения клинового (H – поликлинового) ремня (см. рис. 3). Значения h (H) взять из таблицы 2.

 

Клиновое сечение Поликлиновеое сечение

 

Рис.3

 

Таблица 2.

    Основные размеры, мм Обозначение сечения ремня
Нормальное сечение по ГОСТ 1284-80 Поликлиновое сечение по РТМ 38-40528-74
  Z(О)   А   В   С   D   К   Л   М
h     10,5     2,35 4,85 10,35
H - - - - -   9,5 16,7
p - - - - - 2,4 4,8 9,5
Площадь сечения А, мм           А=0,5 b(2H-h), где b-ширина ремня, зависящая от числа клиньев z и размера р

 

1.7 Определить расчетную длину ремня L, мм по формуле:

 

L = 2a + 0,5π () + 0,25 ( a

 

Полученное значение L округлить до ближайшего стандартного из ряда: L = 400; 450; 500; 560; 630; 710; 800; 900; 1000; 1120; 1250; 1400; 1600; 1800; 2000; 2240; 2500; 2800; 3150; 3550; 4000; 4500; … мм.

 

1.8 Определить уточненное значение межосевого расстояния a по формулам:

 

a = 0,125{2L-π() + }, мм

 

Примечание. При монтаже передачи необходимо обеспечивать возможность уменьшения a на 0,01L для того, чтобы облегчить надевание ремня на шкив; для увеличения натяжения ремней необходимо предусмотреть возможность увеличения a на 0,025L.

 

1.9 Определить угол обхвата на ведущем шкиве α , град, по формуле:

 

α = 180 - 57 (d2-d1) / а

Угол α для передач клиновым и поликлиновым ремнем должен быть .

 

1.10 Определить скорость ремня V, м/с, по формуле:

 

V = π / [V]

где d и n - соответственно диаметр ведущего шкива, мм, и его частота вращения, об/мин; [V]- допускаемая скорость, м/с;

[V]- 25 м/с – для клиновых ремней;

[V]- 40 м/с для поликлиновых ремней.

 

1.11Определить частоту пробегов ремня Π в секунду:

 

П= V/L [П],

 

где [П]- допускаемая частота пробегов; [П]= 15… 20 с - для клиновых,

[П]= 30 с - для поликлиновых ремней, что обеспечивает среднюю долговечность ремня в пределах 2000 … 3000 ч.

 

 

Примечание. Если частота пробегов П >[П], то выбирают бо׳льшую длину ремня L из вышеприведенного ряда и находят новое значение межосевого расстояния a (см.п.8).

 

1.12 Определить допускаемую мощность, передаваемую одним клиновым ремнем или полклиновым ремнем с десятью клиньям, [Рп], кВт, по формулам:

 

-для клинового ремня, [Рп] = [Р ]∙ Ср∙ Сα∙ СL∙Сz;

- для поликлинового ремня [Рп] = [Р ]∙ Ср∙ Сα∙ СL,

где [Р ] - допускаемая приведенная мощность, передаваемая одним клиновым ремнем или поликлиновым ремнем с десятью клиньями, кВт, выбирается из таблицы 3 в зависимости от типа ремня, его сечения, скорости V, м/с и диаметра ведущего шкива d , мм.

 

Таблица 3.

  Тип ремня   Сечение Диаметр ведущего шкива d , мм Скорость ремня V, м/с
         
               
  Клиновой нормального сечения     Z(0) (L =1320 мм)   0,33 0,49 0,82 1,03 1,11
  0,37 0,56 0,95 1,22 1,37
  0,43 0,62 1,07 1,41 1,6
  0,49 0,67 1,16 1,56 1,73
  0,51 0,75 1,25 1,69 1,94
  0,54 0,80 1,33 1,79 2,11
  A (L =1700 мм)   0,71 0,84 1,39 1,75 1,88
  0,72 0,95 1,60 2,07 2,31
  0,74 1,05 1,82 2,39 2,74
  0,80 1,15 2,00 2,66 3,10
  0,87 1,26 2,17 2,91 3,42

Продолжение табл. 3

               
    B (L =2240 мм)     0,95 1,39 2,26 2,80 -
  1,04 1,61 2,70 3,45 3,83
  1,16 1,83 3,15 4,13 4,73
  1,28 2,01 3,51 4,66 5,44
  1,40 2,10 3,73 4,95 5,95
C (L =1700 мм)     - 2,77 4,59 5,80 6,33
  - 3,15 5,35 6,95 7,86
  - 3,48 6,02 7,94 9,18
  - 3,78 6,63 8,86 10,4
  Поликлиновой   K (L = 710 мм)   - 1,55 2,7 3,6 4,3
  - 1,65 2,9 4,0 4,8
  - 1,86 3,4 4,6 5,7
  1,25 2,0 3,6 4,9 6,0
  1,3 2,05 3,7 5,2 6,4
Л (L =1600 мм)   2,96 4,5 7,6 9,7 10,8
  3,2 5,0 8,6 11,2 12,7
  3,53 5,5 9,6 12,7 14,7
  3,76 5,9 10,4 13,9 16,3
  4,04 6,3 11,0 15,0 17,8
M (L =2240 мм)   9,57 14,5 24,0 30,2 32,8
  10,56 16,3 27,7 35,8 38,3
  11,67 18,0 31,3 41,2 47,5

 

Поправочные коэффициенты: Ср - режима нагрузки (см. табл. 4), С -угла обхвата (см. табл. 5), С - длины ремня (см. табл. 6), Сz - числа ремней в комплекте клиноременной передачи (cм.табл. 7)

 

Таблица 4.

Режим нагрузки Легкий Средний Тяжелый Весьма тяжелый
Ср 1,0 … 1,2 1,1 … 1,3 1,3 … 1,5 1,5 … 1,7

 

Справка: Работа ленточных конвейеров относится к легким режимам; работа цепных конвейеров – к средним режимам; винтовых и скребковых – к тяжелым; экскаваторы, прессы, молоты работают в весьма тяжелом режиме.

Таблица 5.

α, град.                
С для клиновых и поликлиновых ремней     0,98   0,95   0,92   0,89   0,86   0,82   0,78

 

Таблица 6.

Отношение L/L 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6
    C Для клинового ремня нормального сечения   0,82   0,89   0,95     1,04   1,07   1,10
                 

Продолжение табл. 6

  Для поликлинового ремня   0,85   0,91   0,96     1,03   1,06   1,08

 

Таблица 7.

Ожидаемое число ремней Z 2…3 4…5  
C 0,95 0,90 0,85

 

1.13 Определить количество клиновых ремней или число клиньев поликлинового ремня Z:

Z = Рном / [Рп] - число клиновых ремней,

Z = 10 Рном / [Рп] - число клиньев поликлинового ремня.

Здесь Рном - номинальная мощность двигателя, кВт (взять из задачи №1).

п] - допускаемая мощность, передаваемая одним клиновым ремнем или поликлиновым с десятью клиньями, кВт.

 

Рекомендуется принимать для клиновых ремней Z 5, для поликлинового ремня рекомендуемое число клиньев Z для сечений: К – 2…36, Л – 4 … 20, М – 2…20.

Указание: при необходимости уменьшить расчетное количество ремней (число клиньев) Z, следует увеличить диаметр ведущего шкива d , или перейти на большее сечение ремня.

 

Проверочный расчет

 

2.1 Определить силу предварительного натяжения F , Н:

- одного клинового ремня F = ;

 

-поликлинового ремня F =

 

2.2 Определить окружную силу, передаваемую комплектом клиновых ремней или поликлиновым ремнем F ,Н:

Ft = Pном ∙ 103 / V, где Pном берется в кВт.

2.3 Определить силы натяжения ведущей F и ведомой F ветвей, Н:

 

-одного клинового ремня

/2 Z; F /2 Z,

 

-поликлинового ремня

 

F = F + F /2; F = /2.

 

2.4 Определить силу давления на вал Fоп, Н:

- для комплекта клиновых ремней

Fоп=2F Z sin ;

-для поликлинового ремня

 

Fоп =2F sin .

 

2.5 Проверить прочность одного клинового или поликлинового ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви σ , Н /мм :

σ = , где

а) - напряжения растяжения в клиновом ремне;

- напряжения растяжения в поликлиновом ремне.

 

б) - напряжения изгиба в клиновом ремне;

 

- напряжения изгиба в поликлиновом ремне

 

E = 80 … 100 Н/мм - модуль продольной упругости при изгибе для прорезиненных ремней; h и H – соответственно высота сечения клинового и поликлинового ремней; мм (см. табл. 2);

d - диаметр ведущего шкива, мм.

 

в) - напряжения от центробежных сил, Н/мм .

- плотность материала ремня, кг/м , для клиновых и поликлиновых ремней

1250…1400 кг/м ;

V- скорость ремня. м/с (см. п. 10);

-допускаемое напряжение растяжения, Н/мм ;

- 10 Н/мм - для клиновых ремней;

-8 Н/мм - для поликлиновых.

 

Указание. Если в результате расчета получится σ > , то следует увеличить диаметр ведущего шкива d , или принять большее сечение ремня и повторить расчет передачи.

 

Задача №3

 

«Конструирование и расчет ведомого вала редуктора»

Цель: ознакомление с основами конструирования ведомого вала редуктора и методикой расчета вала по запасам прочности.

 

Краткие теоретические основы.

Вал- деталь машин, предназначенная для передачи крутящего момента вдоль своей осевой линии. В большинстве случаев валы поддерживают вращающиеся с ними детали (зубчатые колеса, шкивы, звездочки, полумуфты и др.). Некоторые валы не поддерживают вращающиеся детали (например: гибкие, карданные, торсионные). Валы машин, которые кроме деталей передач несут рабочие органы машины, называются коренными. Коренной вал станков с вращательным движением инструмента или изделия называется шпинделем. Вал, распределяющий механическую энергию по отдельным рабочим машинам, называется трансмиссионным. В отдельных случаях валы могут быть изготовлены как одно целое с цилиндрической или конической шестерней (вал-шестерня) или с червяком (вал-червяк).

По форме геометрической оси валы бывают прямые (Рис.1а, б), коленчатые (Рис.1в) и гибкие (Рис.1г) (с изменяемой формой оси). Простейшие прямые валы имеют форму тел вращения (гладкие и ступенчатые) (Рис.1а, б). Ступенчатые валы являются наиболее распространенными. Для уменьшения массы, или для размещения внутри него других деталей, валы иногда делают полыми (вместо сплошных).

При работе валы всегда вращаются и испытывают деформации кручения или изгиба и кручения.

Рис.1

 

Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступеней которого зависят от количества и размеров, установленных на вал деталей (Рис.2).

Рис.2

 

 

d0 - диаметр участка вала под полумуфту, шкив, звездочку цепной передачи (выходной конец вала);

d уп – диаметр участка вала контактирующего с уплотнением,установленным в крышке подшипникового узла (согласуется с ГОСТом на уплотнение);

d п- диаметр участка вала служащего для установки подшипника (согласуется с ГОСТом подшипника);

d к – диаметр участка вала, где устанавливается колесо (шестерня);

d б – диаметр буртика;

t - размер превышения последующей ступени вала;

r – радиус галтели;

f – размер фаски ступицы колеса (шестерни);

 

Для редуктора заданного варианта привода:

1.Выполнить проектный расчет ведомого вала

2.Выполнить проверочный расчет вала на прочность (расчет на выносливость).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: