После полета меня ждало испытание, к которому не готовили отряде космонавтов, – испытание славой. Полтора часа, проведенные на орбите, сделали меня, наверное, самым знаменитым человеком на планете. Мне уже невозможно было просто пройти по улице или куда‑то зайти – всюду меня узнавали и обступали толпы людей. Кто‑то просил автограф, кто‑то задавал вопросы, кто‑то просто хотел посмотреть на живого космонавта, прикоснуться к нему… Мне приходилось участвовать в различных мероприятиях, выступать, отвечать на вопросы журналистов, порой довольно каверзные, все время быть на виду. Для меня, как человека скромного, это было едва ли не труднее, чем полететь в космос. Даже в гости к родителям приходилось выезжать едва ли не тайком, чтобы избежать чествований и излишнего внимания.
Торжественная встреча первого в мире летчика‑космонавта, Героя Советского Союза, состоялась 14 апреля 1961 года. Вся Москва вышла на улицы. Люди делали плакаты и шли на Красную площадь. Эта стихийная демонстрация походила на празднование Победы 9 мая 1945 года
Фото В. Шустова
© РИА‑Новости
Колонна из более чем тридцати машин, сопровождаемая мотоциклистами, двигалась из аэропорта на Красную площадь по Ленинскому проспекту. В первой открытой машине ехали, приветствуя людей, Ю.А. Гагарин с супругой и В. С. Хрущев. Москвичи стояли вдоль всего Ленинского проспекта, высовывались из окон, залезали на крыши домов и деревья
Фото В. Козлова
© РИА‑Новости
Под звуки авиамарша «Мы рождены, чтобы сказку сделать былью…» я шел по ковровой дорожке аэропорта «Внуково», чтобы отрапортовать Первому секретарю Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву
|
Фото Чернова
© РИА‑Новости
Во время торжественной встречи в Москве, 14 апреля, два дня спустя после полета, едва не случился конфуз. Когда я шел от самолета по красной ковровой дорожке, чтобы отдать рапорт руководителям нашего государства, у меня развязался шнурок на ботинке. Идти нужно было строевым шагом, не глядя под ноги, а дорожка, расстеленная передо мной, оказалась длинной. На меня было нацелено сотни фото и телекамер, так что упасть, наступив на шнурок, было никак нельзя. К счастью, с этим испытанием справиться удалось, и до трибуны я дошел благополучно.
© РИА‑Новости
© РИА‑Новости
© РИА‑Новости
Уже через месяц после полета меня отправили с «Миссией мира» в первую Зарубежную поездку, всего я посетил более тридцати стран. Чехословакия, Финляндия, Великобритания, Болгария, Египет, Польша, Куба, Бразилия, Канада, Исландия, Венгрия, Франция, Индия, Шри‑Ланка, Афганистан…
Первого космонавта планеты наперебой приглашали к себе едва ли не все страны мира. Так что мне пришлось объездить полсвета.
Правда, во время этих поездок мне мало что удалось увидеть, настолько плотным был график встреч и выступлений. Я встречался и с простыми людьми, и со знаменитостями, и с коронованными особами. На приеме у английской королевы я, не будучи силен в тонкостях этикета, попросил ее подсказывать мне, если я что‑то буду делать не так. Королева успокоила меня, что всех правил не помнит даже она сама, а ей подсказывает их церемониймейстер.
|
Это Куба. Мы с Фиделем Кастро. Чтобы рассказать о всех встречах с кубинцами, передать всю их теплоту и сердечность, которые окружали нас во время этой поездки, надо написать целую книгу
© РИА‑Новости
В Англии я был по приглашению Союза литейщиков. В Манчестере мне даже вручили диплом почетного литейщика. Но были встречи и с премьер‑министром Гарольдом Макмилланом, и даже с английской королевой Елизаветой II
© РИА‑Новости
Академия
Опять у доски! Сдаю очередной экзамен в Военно‑воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. Экзаменаторы были строгими, а экзаменационные вопросы – сложными, но мне было очень интересно учиться. 1966 г.
© РИА‑Новости
В потоке обрушившихся на меня восхвалений очень важно было не зазнаться, остаться самим собой. Я никогда не забывал о том, что мой полет – результат усилий многих тысяч людей: ученых, конструкторов, рабочих, а мне повезло оказаться на вершине этой огромной пирамиды, завершить их усилия.
Помню, как насмешило меня предположение одного западного корреспондента, высказанное им во время интервью. Он наивно полагал, что, совершив полет, я теперь до конца жизни буду отдыхать. Разумеется, безделье было не для меня. После полета свободного времени стало еще меньше, чем раньше. Иногда я сам удивлялся, как все это успевал. На меня обрушилось множество общественных обязанностей: я был избран депутатом, участвовал в работе многих комиссий, общественных организаций. Продолжались занятия в центре подготовки космонавтов.
|
А еще я продолжал учиться и поступил в Военно‑воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. Сергей Павлович Королев говорил, что, получив серьезное образование, я могу стать хорошим конструктором. Перспектива летать на аппаратах, спроектированных при моем непосредственном участии, захватывала. Академию я окончил с отличием и собирался заниматься наукой и дальше, не зная, что в запасе у меня остается всего месяц…
Время потерь
Начало 1966 года стало для меня лично и для всех космонавтов очень печальным. 14 января умер Сергей Павлович Королев, который был для меня практически вторым отцом. После его кремации я взял частичку праха, чтобы захоронить ее на Луне, к которой он так стремился. Тогда я верил, что первым к ней полечу именно я.
А весной 1967 года на космическом корабле новой серии «Союз», пришедшем на смену «Востоком» и «Восходам», разбился мой друг Володя Комаров. Он стал первым космонавтом, не вернувшимся на Землю. Сам полет прошел нормально, но при приземлении не до конца раскрылся парашют… Когда это случилось, я впервые не сдержался и заплакал при всех. На том корабле мог лететь и я – мы вместе готовились к этому полету, и я был Володиным дублером. За несколько лет до этого, когда врачи нашли у Комарова какие‑то отклонения в здоровье, именно я долго упрашивал начальство перепроверить все еще раз. Тогда Володю оставили в отряде космонавтов. Получается, что, не прояви я тогда настойчивость, он бы остался жив. Хотя в этом случае на его месте в том злополучном полете оказался бы кто‑то другой…
После этого случая меня отстранили от программ подготовки к космическим полетам. Первый космонавт был своеобразным символом, и его очень боялись потерять. Но что это за космонавт, который не летает? Как пелось в популярной в мое время песне: «Летчик может не быть космонавтом, – космонавту нельзя не летать!»
Я ни в коем случае не хотел забронзоветь и сделаться «свадебным генералом», заседая в президиумах и выступая на различных мероприятиях
Фото В. Носкова
© РИА‑Новости
Я хотел летать, настойчиво добивался продолжения подготовки к полетам космическим, а пока этого не случилось, старался как можно больше летать на самолетах. Правда, в одиночные полеты меня пока не пускали, для этого требовалось больше летной практики, которой у меня, занятого множеством различных дел, в последнее время было немного.
Последний полет
27 марта 1968 года был обычным днем. С утра – тренировочные полеты, а затем планировались различные встречи. Рано утром Гагарин вместе с командиром полка, полковником Владимиром Сергеевичем Серегиным, опытнейшим летчиком‑испытателем, поднялись в воздух на истребителе МиГ‑15. Ничто не предвещало беды, полет проходил нормально и уже завершался. Но вдруг, после слов Юрия Алексеевича: «Я – 625‑й, задание выполнил. Высота 5200, разрешите вход», связь прервалась.
Самолет несколько часов не могли найти. Все это время у товарищей Гагарина и Серегина, летчиков и космонавтов, еще теплилась надежда найти их живыми. И только когда обнаружили большую воронку на месте падения самолета, а неподалеку от нее – бумажник Юрия Алексеевича с удостоверением личности, водительскими правами и фотографией Королева, все стало ясно…
Что случилось в воздухе, почему произошла катастрофа, так до конца и не установили. Такое нередко случается при авиакатастрофах, но в этом случае, из‑за всемирной известности Гагарина, это стало поводом для различных домыслов и нелепых слухов: от какого‑то заговора до вмешательства инопланетян. Не нужно верить этим глупостям, над которыми Юрий Алексеевич, если бы остался в живых, от души посмеялся бы. Профессия летчика, особенно летчика военного, очень опасна, и катастрофы иногда случаются. Но стремление человека ввысь не остановить.
После гибели Владимира Комарова Гагарин сказал:
«Ничего не дается людям даром. Ни одна победа над природой не была бескровной. А разве земные наши открытия не оплачены жизнью замечательных людей, героев разных стран, отважных сынов человечества? Люди погибали, но новые корабли уходили со стапелей, новые самолеты выруливали на взлетную полосу, новые отряды уходили в леса и пустыни… Мы сядем в кабины новых кораблей и выйдем на новые орбиты. Весь жар сердец, весь холод ума отдадим мы делу».
Их можно повторить и после его смерти.
Фото П. Барашева
© РИА‑Новости
Новые высоты
На Луну!
До полета человека на Луну Гагарин не дожил чуть больше года. Случилось так, что на нее высадились не наши космонавты, а американские астронавты. В знак уважения они оставили на Луне медаль с изображением первого космонавта планеты, а Нейл Армстронг, первым ступивший на Луну, сказал о Гагарине: «Он позвал всех нас в космос».
К сожалению, после смерти Сергея Павловича Королева советская лунная программа была постепенно свернута, хотя космонавты и техника были уже практически готовы к полету. Валерий Быховский, Алексей Леонов, которых планировали в первый лунный экипаж, и другие очень хотели лететь и брали всю ответственность за риск на себя, но решение об отправке советского лунного экипажа так и не было принято – мы запускали на Луну только беспилотные станции, луноходы.
Казалось, что после покорения Луны до полета на Марс и другие планеты осталось совсем немного, но, увы, от этих планов отказались до лучших времен. Однако можно быть уверенным, что придет время и «Поехали!» скажет космонавт, отправляющийся к иным планетам, а впоследствии и к другим звездам. Быть может, им станешь ты.
Профессия – космонавт
Профессия космонавта осталась одной из самых опасных. В 1971 году при посадке погибли Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Несколько катастроф случилось и у американцев: потерпели крушение их космические «челноки» «Челленджер» и «Колумбия». Но, несмотря на все опасности, миллионы мальчишек и девчонок в разных странах мечтают о полете в космос.
Памятник первому космонавту Ю.А. Гагарину в Москве на площади Гагарина изготовлен из титана – металла, используемого при строительстве космических кораблей
Leonid Andronov / Shutterstock.com
Со временем полеты становились все более длительными, а в космосе стали действовать пилотируемые орбитальные станции – своеобразные космические дома, в которых космонавты, сменяя друг друга каждые несколько месяцев, живут и работают постоянно. Профессия космонавта многим стала казаться даже будничной, вокруг нее постепенно потускнел романтический ореол. В мое время покорителей космоса знал по именам каждый школьник; сейчас немногие взрослые вспомнят, кто в этот момент находится на орбите. О космических же первопроходцах, таких как Гагарин и его товарищи из первого отряда, вспоминают теперь наряду с первопроходцами земными: Колумбом, Магелланом… Тебе может показаться, что это было очень давно, а ведь они – одного поколения с твоими бабушками и дедушками или совсем немного старше их.
Слава Юрия Алексеевича Гагарина не померкла и после смерти. По всей стране стоит множество его памятников, а почти в каждом крупном городе есть улица или площадь, названные в его честь. Некоторые знаки памяти принимали забавные формы: например, был выведен сорт гладиолусов «Улыбка Гагарина». Если бы Юрий Алексеевич увидел это при жизни, ему бы, наверное, стало неловко. Но, глядя на эти знаки внимания, нужно помнить, что это – дань памяти и уважения не только первому космонавту планеты, но и всем людям, готовившим его и все последующие полеты.
Моя жизнь и моя эпоха
© РИА‑Новости
Я родился 9 марта в селе Клушино Смоленской области.
Этой весной вся страна следила за эпопеей челюскинцев – полярников, оказавшихся в ледовом плену. Среди летчиков, вывозивших челюскинцев на большую землю, был Николай Петрович Каманин, будущий руководитель подготовки первых космонавтов.
Я пошёл в школу
Началась Великая Отечественная война. Наше село было оккупировано фашистами.
Окончилась Великая Отечественная война.
Наша семья переехала в город Гжатск Смоленской области. Позже его переименуют в мою честь и назовут Гагарин.
Я окончил 6 классов школы и поступил в ремесленное училище в Люберцах, начал работать литейщиком. Но учебу я не бросил и продолжал образование в вечерней школе рабочей молодежи.
Проведены испытания первой советской атомной бомбы.
Я поступил в Саратовский индустриальный техникум.
Ракета с двумя собаками на борту впервые достигла линии Кармана – условной границы между земной атмосферой и открытым космосом.
Я начал занятия в Саратовском аэроклубе, где совершил первый самостоятельный полет и прыжок с парашютом.
В Обнинске заработала первая в мире атомная электростанция.
Я поступил в 1‑е Чкаловское военно‑авиационное училище в Оренбурге.
В этом году поднялись в воздух первый советский истребитель второго поколения МиГ‑21 и первый пассажирский реактивный самолет Ту‑104.
© РИА‑Новости
Я окончил училище, женился и начал службу в истребительном авиационном полку Северного флота.
4 октября был запущен в космос первый искусственный спутник Земли.
Я подал рапорт о зачислении меня в отряд космонавтов, прошел медицинскую комиссию и вместе с другими кандидатами стал готовиться к полету.
Запущены автоматические межпланетные станции «Луна‑1», «Луна‑2», «Луна‑3». Впервые достигнута поверхность Луны, получены снимки ее обратной стороны.
12 апреля я совершил первый в истории человечества космический полет на космическом корабле «Восток».
В этом году я становлюсь курсантом Военно‑воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.
Фото Чернова
© РИА‑Новости
Я приступил к тренировкам по программе нового космического корабля «Союз». Умер генеральный конструктор Сергей Павлович Королев.
Автоматическая межпланетная станция «Венера‑3» впервые достигла поверхности другой планеты.
Во время приземления космического корабля «Союз‑1» погиб мой друг, космонавт Владимир Комаров. Меня больше не хотят пускать в космос.
Я с отличием окончил Военно‑воздушную инженерную академию.
Марта 1968
Самолет МиГ‑15, пилотируемый Юрием Гагариным вместе с полковником Владимиром Серегиным, разбился во время тренировочного полета; оба летчика погибли.
Фото В. Козлова
© РИА‑Новости
© РИА‑Новости