Высшая школа экономики и управления
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Комплексный экономический анализ
Хозяйственной деятельности
Вариант - 3
Методические указания по выполнению курсовой работы
направление 080100.68 «Экономика»
программа «Учет, анализ и аудит»
(второй год обучения)
Квалификация (степень) – магистр
Архангельск
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО № 543 от 20 мая 2010г. и учебными планами С(А)ФУ (ВШЭиУ)
для заочной формы обучения
Составители:
Вехорева А.А., канд.экон.наук, доцент;
Зыкова Н.В., канд.экон.наук, доцент
Цели написания курсовой работы:
· закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»;
· формирование практических навыков комплексного экономического анализа деятельности организации;
· обобщение полученных результатов экономического анализа.
В процессе выполнения работы студенту предлагается провести комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.
Выполнение курсовой работы можно разделить на следующие этапы:
1. на основании исходных данных рассчитать качественные показатели деятельности организации;
2. составить многофакторные модели и в формализованном виде раскрыть методику расчета влияния отдельных факторов, проверив правильность произведенных расчетов с использованием балансового метода;
3. выделить влияние экстенсивных и интенсивных факторов, обосновав причины их воздействия на результаты деятельности организации;
4. используя комплексные показатели, провести сравнительную рейтинговую оценку результативности деятельности конкурирующих организаций;
|
5. выявить резервы и разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности бизнеса анализируемой организации;
6. составить аналитическую записку на основании исходных и полученных в процессе проведения анализа данных.
Курсовая работа должна быть выполнена как единое целое и представлена в машинописном виде на бумаге форматом А 4, отвечая стандартным требованиям оформления (размер шрифта – 14, гарнитура шрифта – Times New Roman, интервал – 1,5, размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1,5 см). Объем работы не должен быть менее 25 страниц.
Расчеты относительных величин целесообразно выполнять с точностью до 0,01 - по процентам; до 0,0001 - по относительным величинам.
В заключительной части (аналитическая записка) следует сформулировать выводы и предложения по совершенствованию деятельности организации.
В конце работы необходимо привести список использованной литературы с указанием авторов, названия работ, издательства и года издания (периодическая литература – автор публикации и название статьи, год издания и номер).
Выбор варианта курсовой работы осуществляется в соответствии с номером личного дела (зачетной книжки):
Последняя цифра личного дела | Вариант |
1, 2, 3 | |
4, 5, 6 | |
7, 8, 9, 0 |
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «Соловки»
Анализ ресурсного потенциала организации
1. Определите степень влияния отдельных фактов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж по сравнению с прошлым годом. Расчеты произведите с учетом состава показателей, отраженных в Приложении 1 «Данные статистических и оперативных отчетов, используемые в процессе анализа ресурсного потенциала организации». Интерпретируйте результаты произведённых расчётов. Выявите размер резерва увеличения объёма продаж за счёт лучшего использования трудовых ресурсов.
|
Таблица 1 - Анализ степени влияния на объём продаж факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов
№ п/п | Показатель | Прошлый год | Отчётный год | Динами-ка показателя (в %) | Разница в % (+,-) | Расчёт влияния фактора |
Численность рабочих Ч, чел. | ||||||
Число отработанных человеко-дней (Чд), дн. | ||||||
Число отработанных человеко-часов (Чч), ч. | ||||||
Объём продаж без НДС (В), тыс. руб. | ||||||
∆ Выручки |
· Разница в процентах определяется путем сопоставления выявленной динамики каждого показателя с аналогичным результатом предыдущего, исключением является первый показатель (численность рабочих), динамика которого сравнивается со 100%.
· Для расчета степени влияния фактора выявленная разница в процентах умножается на прошлогодний объем продаж и делится на 100.
2. Определите степень влияния на объём продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов. Интерпретируйте результаты полученных расчётов. При определении резерва увеличения объёма продаж за счёт оптимизации использования материалов учтите, что резервом в данном случае считается только возможность устранения отрицательного значения анализируемого фактора в размере, превышающем расход используемых материалов, обусловленных производственными нормами.
|
Таблица 2 - Анализ степени влияния на объём продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
№ п/п | Показатель | Прошлый Год | Отчетный год | Изменение (+,-) |
Объём продаж без НДС, (В), тыс. руб. | ||||
Материальные затраты в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб. | ||||
Коэффициент материалоотдачи проданной продукции (Кмо) | ||||
Влияние на объём продаж изменения факторов: | ||||
а) стоимости материалов в себестоимости продаж, (∆МЗ), тыс. руб. | ||||
б) материалоотдачи продаж (∆Кмо), тыс. руб. |
3. Определите степень влияния факторов, связанных с использованием основных средств, на объём продаж, а также резерв роста объёма продаж за счёт устранения факторов, имеющих отрицательное влияние.
Таблица 3 - Анализ степени влияния на объём продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств
№ п/п | Показатель | Прошлый Год | Отчетный год | Изменение (+,-) |
Объём продаж без НДС, (В), тыс. руб. | ||||
Среднегодовая стоимость основных средств, (ОФ), тыс. руб. | ||||
Количество дней в году, в течение которых основные средства находилась в рабочем состоянии, (Д), дни. | ||||
Коэффициент сменности работы основных средств (Ксм) | ||||
Продолжительность одной смены, (t), часы. | ||||
Объём продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости основных средств за 1 машино-час работы (Кфо), тыс. руб. | ||||
Влияние на изменение объёма продаж следующих факторов: | ||||
а) изменение среднегодовой стоимости основных средств, тыс. руб. | ||||
б) изменение количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб. | ||||
в) изменение коэффициента сменности, тыс. руб. | ||||
г) изменение средней продолжительности смены, тыс. руб. | ||||
д) изменения продукции, приходящиеся на 1 тыс. руб. стоимости основных средств за 1 машино-час работы, т. р. |
4. По данным результатов предыдущего анализа дайте комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации, сделайте выводы.
Таблица 4 - Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства
№ п/п | Показатель | Про-шлый год | Отчет-ный год | Темп при-роста | Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж (Кэкст) | Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж | |
Экстенсивности использования ресурса (Кэкст *100) | Интенсивности использования ресурса (100 - Кэкст *100) | ||||||
Численность рабочих, чел | |||||||
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. | |||||||
Материальные затраты в составе себестоимости проданной продукции, тыс. руб. | |||||||
Выручка от продаж продукции, тыс. руб. | |||||||
Алгоритм расчёта способа (экстенсивного или интенсивного) комплексного использования ресурсов | |||||||
Показатель (экстенсивного или интенсивного) комплексного использования ресурсов |
5. Определите комплектный резерв увеличения объема продаж за счет оптимизации использования ресурсного потенциала организации. Приведите логику своих рассуждений или автора, методикой которого Вы воспользовались.
Таблица 5 - Комплектный резерв увеличения объёма продаж продукции за счёт внутренних резервов использования ресурсов
№ п/п | Показатель | Резерв увеличения объёма продаж, выявленный в процессе анализа | Комплектный резерв увеличения объёма продаж при комплексном использовании ресурсов |
Увеличение стоимости продаж за счёт лучшего использования трудовых ресурсов | |||
Увеличение стоимости продаж за счёт оптимизации использования материальных ресурсов | |||
Увеличение стоимости продаж за счёт ликвидации нерационального использования основных производственных средств | |||
Итого комплектный резерв | Х |
Анализ производства и объема продаж
1. Определите влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции, ее структуры и цен с использованием исходных данных. Представьте методику расчета и сделайте выводы о возможности увеличения выпуска продукции.
Таблица 6 - Информация и дополнительные аналитические расчёты, необходимые для определения влияния различных факторов на изменение выручки от продаж
№ п/п | Наименование продукции | Количество проданной продукции, шт. | Цена проданной продукции | Выручка за прошлый год, тыс. руб. (В0) | Расчёт показателя выручки за отчётный год, тыс. руб. | Выручка за отчётный год, тыс. руб. (В1) | |||
Прошлый год q0 | Отчётный год q1 | Прошлый год p0 | Отчётный год p1 | при структуре и ценах прошлого года | в ценах прошлого года | ||||
Изделие А | 1 600 000 | 1 890 000 | |||||||
Изделие В | 407,5 | 1 200 000 | 1 630 000 | ||||||
Изделие С | 2 400 000 | 2 720 000 | |||||||
ИТОГО | (Q0) | (Q1) | Х | Х | 5 200 000 | 6 240 000 |
2. Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия А, В, С, D и E, разработайте часть бизнес-плана по реализации продукции организации. В процессе анализа дайте характеристику каждой из четырех групп продукции в зависимости от уровня их рентабельности и объясните, какие виды продукции и почему следует выпускать и продавать в будущем году.
Таблица 7 - Составление бизнес-плана по реализации продукции
№ п/п | Показатель | Изделие А | Изделие В | Изделие С | Изделие D | Изделие Е | Итого |
Спрос на изделие, шт. | 10 000 | 5 800 | 7 500 | 8 200 | 3 000 | 34 500 | |
Количество изделий исходя из спроса и возможности выпуска, шт. | |||||||
Цена изделия на будущий период, т.р. | Х | ||||||
Себестоимость ед. продукции в следующем году, т. р. | - | Х | |||||
Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, включённый в бизнес-план, т. р. | |||||||
Себестоимость объёма продаж продукции, включённой в бизнес-план, тыс. руб. | |||||||
Прибыль от продаж на планируемый период, тыс.руб | |||||||
Рентабельность продаж, % | |||||||
Номер группы, к которой отнесена продукция в зависимости от уровня её рентабельности |
Сопоставление спроса с возможностью выпуска организацией указанных изделий в будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие E может быть выпущено в количестве 700 шт., а для выпуска изделия D в организации нет соответствующих условий.
3. На основе данных, представленных в выписке из отчета о финансовых результатах и Приложении 2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию», а также результатов анализа по предыдущему пункту задания определите точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период. На основании проведенных расчетов сделайте выводы и предложения. Учтите, что нормативное значение уровня запаса финансовой прочности составляет 40–50% объема продаж.
Таблица 8 - Критический объём продаж за анализируемый период и планируемый, обеспеченный спросом
№ п/п | Показатель | Отчетный год | На планируемый период, обеспеченный спросом |
Выручка от продаж, тыс. руб. | |||
Переменные затраты, тыс. руб. | |||
Постоянные затраты, тыс. руб. | |||
Прибыль от продаж, тыс. руб. | |||
Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб. | |||
Доля маржинального дохода в выручке от продаж, % | |||
«Критическая точка» объёма продаж, тыс. руб. | |||
Запас финансовой прочности, тыс. руб. | |||
Уровень запаса финансовой прочности в объёме продаж, % |