ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО И ЭТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ (ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ, ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ, КРИМИНАЛЬНЫЙ ’ АБОРТ, КОНТРАЦЕПЦИЯ, СТЕРИЛИЗАЦИЯ)
Международные и российские аспекты
законодательства в области планирования семьи
Разные аспекты этой проблемы изложены как в международных документах, так и в российском законодательстве. Наряду с другими фундаментальными правами репродуктивное здоровье человека предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека. Международная организация труда (МОТ) в Конвенции № 156 (1981 г.) предусматривает защиту семьи, недопустимость вынужденной стерилизации для сохранения или получения работы, что рассматривалось бы как грубое нарушение прав человека. В Уставе ВОЗ отмечается, что «репродуктивное здоровье есть состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».
На основании международных законов о правах человека сформулированы юридические основы поддержки проблемы репродуктивного здоровья в современной России. В статье 38 Конституции РФ указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Вопросы, связанные с планированием семьи и регулированием репродуктивной функции женщины, регламентируются в нашей стране правовыми документами различного уровня. Правовые основания прерывания беременности наряду с другими видами медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека изложены в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в разделе VI «Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи, репродуктивного здоровья».
Государство гарантирует права беременных женщин наряду с другими группами населения. Этому посвящена ст. 48 вышеуказанного Закона. В ней отмечается, что беременные женщины имеют право на обеспечение специализированной медицинской помощью в государственных и муниципальных лечебных учреждениях за счет средств целевых фондов и других источников, на получение пособия и оплачиваемого отпуска во время беременности и в связи с рождением ребенка. В статье отмечаются и другие гарантии и льготы, более подробно изложенные в законодательстве РФ и республик в составе РФ. Здесь уместно упомянуть Указ Президента РФ от 04.03.1993 № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (в ред. от 01.09.2000), Федеральный закон от 24.08.1995 № 152-ФЗ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (с изм. от 30.12.2001), Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 № 883 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей» (с изм. от 21.12.2000).
Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) в своем заявлении о планировании семьи (1983) рекомендует национальным медицинским ассоциациям способствовать планированию семьи, целью которой является не навязывание ограничений, а улучшение и обогащение человеческой жизни. Родители должны обладать знаниями и владеть способами планирования семьи и самостоятельно принимать решение о количестве детей. Медицинское вмешательство с целью влияния на репродуктивную функцию человека в зависимости от цели делится на две группы: стимулирующие и ограничивающие репродуктивные процессы.
Кроме социальных мер защиты матери и ребенка, медицинских мер, обеспечивающих нормальные роды и уход за новорожденным, к мерам, стимулирующим репродуктивные процессы, относятся способы искусственного оплодотворения и трансплантации эмбриона, использование разных форм генной инженерии.
Искусственное оплодотворение
Около 15% семей в нашей стране страдают бесплодием и нуждаются в искусственном оплодотворении. Другая часть родителей отказывается от ребенка в связи с плохой наследственностью. Несмотря на то, что разработаны методы искусственного оплодотворения женщин, используются достижения науки для гуманных целей — установления причин и истоков болезни с целью излечения, имеются законодательные пути решения этой проблемы, однако ряд этических и юридических вопросов остаются неясными или противоречивыми. Например, известны разные варианты искусственного зачатия, каждый из которых может оказаться спорным в нравственном и правовом отношениях.
В статье 55 «Применение вспомогательных репродукционных технологий» ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» отмечено, что каждая женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Такая операция осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов. Все сведения относительно искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона, личности донора составляют врачебную тайну. Сама же женщина имеет право на информацию как об особенностях процедуры, медицинских и правовых аспектах ее последствий, так и о результатах медико-генетической консультации, внешних данных и национальности донора. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность.
Есть несколько вариантов искусственного оплодотворения:
Женщина рожает ребенка в результате искусственного осеменения спермой своего мужа, страдающего импотенцией. В таком случае правовые проблемы не возникают.
Женщина рожает ребенка в результате полового сношения с посторонним мужчиной по взаимной договоренности, нередко с согласия мужа. В этом случае необходимо учесть, что для признания мужа женщины отцом ребенка необходимо юридически оформить его согласие.
Женщина рожает ребенка в результате искусственного оплодотворения спермой постороннего мужчины. В этом случае, как и в предыдущем, необходимо юридически правильно оформленное согласие мужа женщины для признания его отцом ребенка.
Женщина рожает ребенка, но он зачат вне ее организма (яйцеклетка другой женщины оплодотворена спермой мужа или другого мужчины). В этом случае необходимо юридическое согласие обоих супругов. Следует учитывать, что матерью может называться женщина, из яйцеклетки которой зачат ребенок, а не та, в организме которой, как в инкубаторе, он выношен. В случае рождения ребенка вне организма женщины, когда ее яйцеклетка оплодотворена спермой мужа или донора, а эмбрион имплантирован другой женщине, которая рожает и должна считаться матерью юридически, необходимо оформить ее отказ от ребенка с целью его усыновления супругами.
Наконец, если искусственное оплодотворение и рождение ребенка производятся в пробирке (фертилизация in vitro), встают новые этические, а иногда и юридические проблемы.
Противники искусственного оплодотворения считают, что вследствие этого будет увеличиваться число детей в неполных семьях, а это скажется на их воспитании, что обесценивает любовь и поддерживает гомосексуализм. Сторонники считают, что развитие искусственного оплодотворения дает людям радость, счастье материнства и отцовства, сохранение семьи.
Русская православная церковь имеет свое мнение в отношении разных вопросов репродуктивной функции человека. Ее позиция отражена в заявлении комиссии по биомедицинской этике при Московской патриархии «О нравственных проблемах, связанных с развитием репродуктивных технологий». В нем выражено опасение тенденциями, которые проявляются в новых технологиях вмешательства в процесс зарождения человеческой жизни. Все методы экстракорпорального оплодотворения, связанные с заготовкой и хранением эмбрионов, вынашиванием оплодотворенной яйцеклетки женщиной, возвращающей ребенка «заказчику», осуждаются и признаются недопустимыми. Вместе с тем не всегда позиция Русской православной церкви является единодушной, как, например, в вопросе о статусе эмбриона. Некоторые Отцы Церкви считают, что одушевление зародыша происходит не сразу после зачатия, а спустя некоторое время после образования тела и способности его воспринимать от Бога душу. Поэтому позиция Православной церкви по отношению к некоторым разновидностям репродуктивных методов неоднозначна и либеральна: например, искусственная инсеминация спермой мужа в тех случаях, когда лечебные меры не помогают, признана допустимой.