Многие воспринимают власть как нечто, имеющее отрицательную окраску, но для успеха организации власть необходима.
Руководство – это умственный и физический процесс, приводящий подчиненных к выполнению официальных поручений и решению поставленных задач.
Руководитель выступает в роли лидера, обладающего властью по воле организации. Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных.
Под руководством часто понимаются также отношения между людьми, возникающие в процессе и по поводу управления. Следовательно, оборотной стороной отношений руководства являются отношения подчинения.
Каждый руководитель наделяется властью и формальным авторитетом:
- формальным правом отдавать распоряжения и требовать их исполнения,
- программировать и корректировать деятельность и поведение подчиненных,
- а также определенными средствами контроля и санкциями.
В современных организациях права, властные полномочия, средства контроля и подчиненность обычно определяются в соответствии с нормативными документами. В этих документах также обозначаются сфера контроля, границы компетенции, санкции за неподчинение приказу, правила, регламентирующие деятельность руководителя.
В современной теории организации и управления различают руководство:
- прямое (при помощи приказов, распоряжений, санкций за отклонения от программы, внешнего контроля за соблюдением предписаний)
- и опосредованное (апеллирующее к использованию механизмов мотивации работников и контроля за результатом).
Влияние — это любое поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого.
|
Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.
Власть- возможность влиять на поведение других лиц.
Власть - существует везде, где есть устойчивые объединения людей (семья, производственные и иные организации, государство и т. п.).
Согласно существующей классификации, имеются следующие семь основных форм власти (см. табл. 1):
- власть, основанная на принуждении;
- власть, основанная на вознаграждении;
- экспертная власть;
- эталонная (харизматическая) власть (власть примера);
- законная власть (традиционная);
- власть информации;
- власть связи.
Таблица 1
Все указанные формы власти имеют как сильные, так и слабые стороны.
Власть и влияние как инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей с помощью других людей. Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации. Без власти нет структуры и нет порядка.
Виды и основные способы реализации власти представлены на рис. 1.
Рис. 4. Виды и основные способы реализации власти
Важнейшая часть деятельности руководителя – партнерство. Основу партнерства составляет этичность (от слова «этика» – обычай, характер, система норм, мораль нравственного поведения человека) и имидж (совокупность впечатлений).
|
Деловое партнерство внутри организации — имеет 3 измерения:
1) предоставление прав и делегирование полномочий подчиненным,
2) участие подчиненных в принятии решений (партисипация),
3) формирование основ индустриальной демократии.
Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.
Делегировани е – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).
Достоинства делегирования:
– освобождение времени менеджера;
– возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями);
– возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;
– мотивация тех, кому осуществляется делегирование;
– средство развития искусств и навыков сотрудников;
– работа с кадровым резервом.
Недостатки делегирования:
– организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера;
– имеется определенный риск;
– в организации может просто не быть людей с достаточными ресурсом времени и компетенцией.
|
Список действий при делегировании:
1. Выделить существенное во всем многообразии активностей.
2. Определить активности, подлежащие делегированию.
3. Оценить выгоды делегирования.
4. Идентифицировать личности, пригодные для делегирования.
5. Обсудить передаваемые активности.
6. Определить временные рамки и обеспечение делегирования.
7. Определить уровни ответственности при делегировании.
8. Обзор и оценка результатов делегирования.