ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА




Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вы­теснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полно­властным хозяином во многих технологических и управленческих про­цессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в ор­ганизации не только не упали, но и возросли. При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорого­стоящим. Более того, сотрудники организации становятся собственни­ками значительной части так называемого «неосязаемого» капитала фирмы. Ноу-хау для многих компаний является одним из важнейших активов, которым она обладает.Но носителями этих знаний являются сотрудники компании. Ушел человек из организации — и унес часть ее активов. И восполнить этот актив зачастую почти невозможно.

Установление позитивного взаимодей­ствия человека и организации является одной из важнейших задач ме­неджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управле­ния организацией.

Для стратегического управления характерен взгляд на рассмотрение взаимодействия человека и организации с позиции человека. Организация ожидает от человека, что он проявит себя:

- как специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями;

- как способствующий успешному развитию организации;

- как способный поддерживать хорошие отношения с коллегами;

- как работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;

- человек преданный организации и пр.

Индивид, вступая во взаимо­действие с организацией, предполагает:

- занять в ней определенное место,

- выполнять определенную работу

- и получать определенное вознаграждение.

Организация предполагает взять работника, обладающего необходимыми квалификаци­онными и личностными характеристиками, для тогочтобы он:

- играл определен­ную роль в организации,

- выполнял определенную работу,

- давал требуемый результат, за который ему дается определенное вознаграж­дение.

Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обла­дать искусством управления высокого класса.

Для того, чтобы успешно стыковать ожидания человека и организации по отношению друг к другу важно четко представлять:

- на какое место в организации претендует человек,

- какие роли он может и готов вы­полнять

- и какую роль ему предполагает дать организация.

Очень часто именно несоответствие роли, которую предлагает организация челове­ку, его претензиям занимать определенное место в организации, явля­ется основой конфликта между человеком и организационным окру­жением. Одной из наиболее распространенных форм разрешения про­тиворечия между ролью и местом является наделение сотрудника оп­ределенным статусом. Однако данная форма не устраняет этого противоречия окончательно. Это связано с тем, что статус по своей сути — это не только мера возвышения, но также и мера принижения.

В практике менеджмента используется два подхода к установлению соответствия роли и места: первый подход - человек подбирается для выполнения определенной работы, второй подход - работа подбирается человеку.

Первый подход состоит из того, что роль яв­ляется основополагающей в установлении соответствия роли и места. Человек подбирается для выполнения определенной работы,осуществле­ния определенной функции, т. е. для исполнения определенной роли в организации. Данный подход является традиционным и наиболее распространенным в современной практике менеджмента.

При втором подходе исходной точкой является место, на которое претенду­ет человек, и его потенциал исполнения ролей. Работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и его претензиям на определенное место в организации.

Второй подход также имеет практическую реа­лизацию преимущественно в рамках японского типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации второго подхо­да, наблюдается тенденция к расширению использования в практике менеджмента ряда его идей и элементов.

Ключевым условием, которое делает возможным использование элементов второго подхода, являет­ся групповая форма организации труда. В связи с тем, что в последние десятилетия эта форма получила мировое распространение, можно считать, что во многих компаниях сложились базовые основы для рас­пространения принципов второго подхода к управлению персоналом. Однако все-таки по-прежнему в практике менеджмента доминирует идеология первого подхода.

Стратегическое управление исходит из того, что человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. И от того, в какой мере она сможет задействовать его потенциал, существенно зависит ее успех в конкурентной борьбе.

С позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные:

- Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям, люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться.

- Наконец, люди по-разному воспринимают окружающих их людей и самих себя в этом окружении.

Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное и ответственное дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы успешно управлять ими.

Проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера:

- В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе.

- Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние, либо помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо же подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации.

Менеджмент должен рассматривать каждого работника:

- как индивида, обладающего набором определенных характеристик,

- как специалиста, призванного выполнять определенную работу,

- как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении,

- и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: