Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и возросли. При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Более того, сотрудники организации становятся собственниками значительной части так называемого «неосязаемого» капитала фирмы. Ноу-хау для многих компаний является одним из важнейших активов, которым она обладает.Но носителями этих знаний являются сотрудники компании. Ушел человек из организации — и унес часть ее активов. И восполнить этот актив зачастую почти невозможно.
Установление позитивного взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.
Для стратегического управления характерен взгляд на рассмотрение взаимодействия человека и организации с позиции человека. Организация ожидает от человека, что он проявит себя:
- как специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями;
- как способствующий успешному развитию организации;
- как способный поддерживать хорошие отношения с коллегами;
- как работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;
- человек преданный организации и пр.
|
Индивид, вступая во взаимодействие с организацией, предполагает:
- занять в ней определенное место,
- выполнять определенную работу
- и получать определенное вознаграждение.
Организация предполагает взять работника, обладающего необходимыми квалификационными и личностными характеристиками, для тогочтобы он:
- играл определенную роль в организации,
- выполнял определенную работу,
- давал требуемый результат, за который ему дается определенное вознаграждение.
Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.
Для того, чтобы успешно стыковать ожидания человека и организации по отношению друг к другу важно четко представлять:
- на какое место в организации претендует человек,
- какие роли он может и готов выполнять
- и какую роль ему предполагает дать организация.
Очень часто именно несоответствие роли, которую предлагает организация человеку, его претензиям занимать определенное место в организации, является основой конфликта между человеком и организационным окружением. Одной из наиболее распространенных форм разрешения противоречия между ролью и местом является наделение сотрудника определенным статусом. Однако данная форма не устраняет этого противоречия окончательно. Это связано с тем, что статус по своей сути — это не только мера возвышения, но также и мера принижения.
В практике менеджмента используется два подхода к установлению соответствия роли и места: первый подход - человек подбирается для выполнения определенной работы, второй подход - работа подбирается человеку.
|
Первый подход состоит из того, что роль является основополагающей в установлении соответствия роли и места. Человек подбирается для выполнения определенной работы,осуществления определенной функции, т. е. для исполнения определенной роли в организации. Данный подход является традиционным и наиболее распространенным в современной практике менеджмента.
При втором подходе исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнения ролей. Работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и его претензиям на определенное место в организации.
Второй подход также имеет практическую реализацию преимущественно в рамках японского типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации второго подхода, наблюдается тенденция к расширению использования в практике менеджмента ряда его идей и элементов.
Ключевым условием, которое делает возможным использование элементов второго подхода, является групповая форма организации труда. В связи с тем, что в последние десятилетия эта форма получила мировое распространение, можно считать, что во многих компаниях сложились базовые основы для распространения принципов второго подхода к управлению персоналом. Однако все-таки по-прежнему в практике менеджмента доминирует идеология первого подхода.
|
Стратегическое управление исходит из того, что человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. И от того, в какой мере она сможет задействовать его потенциал, существенно зависит ее успех в конкурентной борьбе.
С позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные:
- Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям, люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться.
- Наконец, люди по-разному воспринимают окружающих их людей и самих себя в этом окружении.
Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное и ответственное дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы успешно управлять ими.
Проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера:
- В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе.
- Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние, либо помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо же подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации.
Менеджмент должен рассматривать каждого работника:
- как индивида, обладающего набором определенных характеристик,
- как специалиста, призванного выполнять определенную работу,
- как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении,
- и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению.