КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ




Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накану­не Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середи­ны 1960-х годов. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция пред­полагала возможность подготовки лидеров по специально разработан­ным программам.

Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают. Наи­более известными концепциями данного типа являются следующие:

· три стиля руководства;

· исследования Университета штата Огайо;

· исследования Мичиганского университета;

· системы управления (Ликерт);

· управленческая сетка (Блейк и Моутон);

· концепция вознаграждения и наказания;

· заменители лидерства.

Различие между политическими системами США и Германии пе­ред Второй мировой войной послужило причиной исследования ли­дерства, проведенного в лабораторных условиях известным американ­ским ученым-бихевиористом К. Левиным. Изучение заключалось в сравнении эффекта от использования трех лидерских стилей: автори­тарного, демократического и пассивного. Результаты этого исследова­ния привели в удивление исследователей, ожидавших наивысшей удовлетворенности и производительности от демократического стиля руководства. К. Левин эмигрировал в США из Германии непосредст­венно перед началом войны и верил в то, что репрессивный, автори­тарный режим в Германии был менее эффективен, чем демократиче­ское общество. Он ожидал, что результаты более чем четырехмесячно­го эксперимента в трех группах десятилетних мальчиков, где каждая группа руководилась соответствующим образом подготовленными студентами, подтвердят его гипотезу. Оказалось, что, хотя ребята пред­почитали демократического лидера, более продуктивны они были при авторитарном руководстве.

Указанные выше концепции свидетельст­вуют о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское пове­дение может быть развито и улучшено посредством обучения и специ­альной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разрабо­тать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определенные лидерские навыки и умения.

Вместе с тем поведенческие концепции лидерства основаны на очень широком спектре измерений лидерского поведения, которое по­лучает многочисленные толкования, что резко усложняет их практиче­скую апробацию. По этим причинам, в частности, концепции лидерского поведения не дали ответа на вопрос о связи лидерства с такими важными показателями выполнения работы, как эффективность, про­изводительность и удовлетворенность.

Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали ис­кать в рамках ситуационных теорий, позволяющих полнее рассмотреть лидерство и его последствия. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства ис­следует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

Рассмотренные выше традиционные и ситуационные концепции лидерства в своей основе имеют предположение, заключающееся в том, что лидерство и его управленческий эффект могут быть измерены и легко определены. К сожалению, на практике это не всегда так. По­требность в разработке новых подходов к изучению лидерства была вызвана также еще тем, что традиционные и ситуационные подходы делали односторонний упор либо на черты и поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал нужный ему стиль. Поэтому поя­вившиеся в последнее время концепции лидерства пытаются соеди­нить эти две хорошо изученные стороны вместе.

НОВОЕ В ТЕОРИЯХ ЛИДЕРСТВА:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: