РЕСУРСНО-ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА




Наиболее конструктивным, отвечающим требованиям современной перестройки механизма хозяйствования, является ресурсно-потенциальный подход к определению эффективности хозяйствования. Применительно к проблеме измерения эффективности деятельности предприятий ее целесообразно рассматривать по составляющим оценки:

• критерию эффективности хозяйствования;

• ключевому принципу оценки эффективности;

• показателям (системе показателей) эффективности;

• методике расчета эффективности хозяйствования;

• организационно-экологическим мероприятиям по введению новой системы оценки в практику.

В условиях формирования и функционирования открытой смешанной экономики использование потребностного критерия при оценке эффективности хозяйствования представляется существенным методологическим принципом. Следовательно, разрабатываемая система оценки эффективности хозяйствования должна базироваться на потребительной стоимости — продукте, выдержавшем проверку на общественную полезность. Значит, мерой эффекта должен быть не произведенный, а потребленный общественный продукт, т.е. такой продукт, который прошел через все стадии воспроизводства. Этот принцип должен применяться при оценке эффективности хозяйствования на любом иерархическом уровне. Различие здесь будет лишь в сути формулирования конкретных конечных результатов, а не в методологии оценки.

Под потенциалом подразумеваются (согласно Большой Советской Энциклопедии) запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, региона, государства в определенной области.

До последнего времени эта категория применялась в основном только для обобщенных количественных характеристик (фонды, людские ресурсы) народного хозяйства в целом.

К потенциальным возможностям относятся кадры, финансы, средства производства, информационные ресурсы, организационный потенциал, инновационный потенциал, инфраструктура рынка, строительный потенциал, транспортный потенциал и др.

Для определения эффективности управления исполь­зуют такие критерии, как,

во-первых, собственно управленчес­кая эффективность;

во-вторых, экономическая эффективность;

в-третьих, социальная эффективность.

Рассмотрим их.

1. Итак, первым критерием эффективности управления явля­ется управленческая эффективность, то есть результатив­ность, понимаемая как достижение цели.

Организация существует для реализации определенных це­лей и, если эти цели достигнуты, то эта организация может считаться добившейся успеха, а ее руководитель эффективным менеджером.

Самый общий показатель управленческой эффективности определяется следующим образом:

Кроме того, эффективность управления определяется эффек­тивностью функционирования и использования каждого элемен­та системы управления — рациональностью структуры, приме­нением научных, передовых методов управления, скоростью, полнотой информационного обслуживания, квалификацией уп­равляющих кадров, их умением творчески подходить к реше­нию конкретных проблем управления.

2. Вторым критерием эффективности управления является эко­номическая эффективность, которая характеризует соотно­шение результатов с затратами, необходимыми для их дости­жения.

Показатели экономической эффективности:

Экономическая эффективность как показатель результатив­ности предполагает соизмерение затрат с результатом и всегда является относительной величиной. Следует иметь в виду, что универсального показателя экономической эффективности нет и не может быть, поскольку обусловливает ее множество факто­ров. В качестве результата может рассматриваться прибыль как конечный итог деятельности, а в качестве затрат — основные производственные фонды и оборотные средства или издержки производства.

Организация может выжить только благодаря результатив­ности и экономической эффективности. Следовательно, эти два критерия эффективности управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Эффективность управления отражает результативность обес­печения социально-экономического развития предприятия. В этой связи эффективность управления проявляется в достигну­тых показателях результативности всей деятельности предпри­ятия.

Такой количественной характеристикой экономической эф­фективности является производительность. Производителъностъ — это отношение количества единиц на «выходе» к ко­личеству единицу на «входе».

Этот показатель экономической эффективности отражает ком­плексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).

Среди экономических показателей эффективности организа­ции обычно называются: стабильность (производство, структу­ра, положение на рынке), рост (темпы роста производства, чис­ленности занятых, число нововведений), способность организа­ции приспосабливаться к изменениям внешней среды (взаимо­связь показателей внешней среды и деятельности организации). Все эти показатели необходимо анализировать не в абсолютном выражении, а в динамике, то есть в сопоставлении с предыду­щими периодами. Эффективность организации во многом зави­сит от ее способности планировать свою деятельность в долго­срочном масштабе, прогнозировать будущие изменения. Это по­зволяет в определенной степени минимизировать риск в усло­виях нестабильной экономики.

Кроме того, эффективность управления напрямую зависит от эффективности производства как элемента системы. Все дру­гие стороны деятельности организации также требуют эффек­тивного управления: это маркетинг, управление персоналом, управление инновациями, стратегический менеджмент. Причем управляющая подсистема должна обеспечить эффективное уп­равление по всем функциональным подразделениям (табл. 1).

 

Таблица 1 - Количественные и качественные критерии оценки эффективности управления

Рассматривая все эти показатели в динамике, то есть в срав­нении с предыдущим периодом, можно судить о повышении или понижении эффективности управления.

3. Третьим критерием эффективности управления является со­циальная эффективность, которая отражает степень дости­жения социальных параметров управления.

Социальная эффективность обеспечивается реализацией си­стемы мер, направленных на удовлетворение социально-эконо­мических ожиданий, потребностей и интересов работников пред­приятия. Социальная эффективность проявляется, во-первых, в развитии потенциала персонала; во-вторых, в возможности реализации этого потенциала.

Понятие социальной эффективности включает требование гар­моничного развития личности каждого работника, повышение его квалификации и расширение гибкости и мобильности, фор­мирование благоприятного социального климата, усиление со­циальной активности и совершенствование всего образа жизни; все это является проявлениями качества трудовой жизни.

Если все эти составляющие социальной эффективности не соблюдаются, то неизбежно снижаются и темпы роста произ­водительности труда. Причем следует иметь в виду, что как нет единого синтетического показателя эффективности управ­ления вообще, так нет и единого показателя социальной эф­фективности. Анализ социально-психологических аспек­тов проводится на основе критериев мотивации персонала, ха­рактеристик морального климата, количества и качества меж­личностных коммуникаций, гибкости системы продвижения по службе, полномочий работников и их ответственности, степени удовлетворения от выполняемой работы, авторитета руководителя и собственной оценки коллективом сложившихся отноше­ний в организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: