Анализ методической литературы




Практическая работа №6

 

Тема: Методы устного изложения

 

Цель: Научиться приемам устного изложения: определить особенности текста учебника и его вне текстовых компонентов.

Пособия для занятия: школьные учебники и атласы по географии для разных классов, хрестоматии по географии, пособия.

 

Задание 1. На основании учебника и текстов художественной литературы или статей хрестоматии составить текст описательного рассказа, объемом не более 0,5 тетрадного листа. Обосновать целесообразность применения рассказа на уроке.

Задание 2. Из текстов художественной литературы отобрать материал для чтения вслух с целью описания или характеристики в классе конкретного географического объекта или явления. Обосновать необходимость чтения вслух данного отрывка.

Задание 3. На основании текста учебника (темы по выбору) написать содержание объяснения нового материала (время 5-7 мин.), указать приемы и средства обучения.

Задание 4. Разработать фрагменты уроков с использованием: вводной, разъяснительной, обобщающей видов бесед. Дать методическое обоснование необходимости использования этого метода.

Задание 5. Разработать фрагменты уроков с использованием приемов работы с текстом учебника:

· выборочное чтение на уроке;

· объяснительное чтение;

· составление плана статьи.

Обосновать целесообразность использования этих приемов на уроке, указать необходимые средства обучения.

 

Проверка выполнения домашнего задания

1. Назвать компоненты учебного географического материала, для раскрытия содержания которых на уроке целесообразно применять объяснение учителя.

2. Назвать условия, при которых возможно применение беседы.

3. Перечислить требования, предъявляемые к семинарским занятиям.

 

Задания для самостоятельной работы

Рассмотреть вопросы и задания по нескольким параграфам учебников. Объяснить назначение вопросов, помещенных вначале параграфа, в конце, в тексте. Определить какого типа вопросы помещены в разных частях параграфа.

 

Домашнее задание

Письменно сформулировать домашнее задание учащимся с инструктажем по работе с текстом и иллюстрациями учебника (по одному параграфу учебника).

 

Практическая работа № 7

 

Тема: Источники географических знаний. Устное изложение. Учебник географии.

 

Цели занятия: Обучить студентов приемам устного изложения; показать особенности учебного текста и вне текстовых компонентов школьных учебников по географии; начать подготовку к обучению школьников работе с учебником.

 

Пособия для занятия: Школьные учебники и атласы по географии для разных классов; пособия, указанные в списке методической литературы.

 

План содержания занятия

 

Задание 1. Перечислить приемы устного изложения.

 

Задание 2. Написать компоненты устного географического материала, для раскрытия содержания которых на уроке целесообразно применять объяснение учителя.

 

Задание 3. На основании текста учебника и статьи хрестоматии составить текст описательного рассказа, объемом не более 2/3 тетради страницы. Устно обосновать целесообразность применения рассказа и назвать, в составе какого метода обучения рассказ будет применяться.

 

Задание 4. Рассказать об особенностях структурной схемы построения учебника по учебному пособию «Методика обучения географии в средней школе» под ред. Л. М. Панчешниковой.

 

Задание для самостоятельной работы студентов

Составить схему методическая модель аппарата организации усвоения учебника.

 

Индивидуальные задания

Сформулировать задание для учащихся, требующие сочетание работы с текстом и с иллюстрациями учебника.

 

Домашнее задание

Разработать лекцию по одной из тем курсов экономической и социальной географии. Составить развернутый план лекции, сформулировать выводы.

 

Начальный курсу физической географии 6 класс

Практическая работа № 8

Тема: Учебный комплекс по начальному курсу физической географии.

Цели занятия: Ознакомить студентов с программой НКФГ; начать подготовку к обучению школьников основным приемам работы с учебно-наглядными пособиями по курсу; учебником картами, глобусом и картинами. Научить формулировать вопросы знаний при использовании учебно-наглядных пособий.

Пособия для занятия: Школьные программы, учебники по НКФГ, географический атлас, стенные карты полушарий.

План и содержание занятия.

Проверка выполнения домашнего занятия.

1. Сформулировать цели обучения по начальному курсу физической географии.

2. Перечислить основные темы в последовательности их изучения, обосновать структуру курса.

3. Проанализировать учебник географии по НКФГ.

Задание 1. Проанализировать одну тему программы по курсу в соответствии с предлагаемым ниже планом анализа программы, сопровождая анализ конкретными примерами. (представляется план анализа программы).

 

Задание 2. Проанализировать тему или параграф учебника в соответствии с предлагаемым ниже планом анализа учебника, сопровождая анализ конкретными примерами (предлагается план анализ учебника).

 

Задание 3. Заполнить по данной схеме сводную таблицу «Структура и содержание школьного курса географии».

Индивидуальные задания.

1. Разработать один из приемов работы с физической картой: работа с масштабом, с градусной сеткой, описание по плану и карте равнин и гор, морей и рек.

2. Повторить основные вопросы методики работы с картой и глобусом.

3. По заданным параграфам учебника составить различные варианты работы с текстом и внетекстовыми компонентами учебника при изучении нового материала и при закреплении.

Домашнее задание.

1. Проанализировать разделы программных и практических работах в НКФГ.

2. Разработать план-конспект одного урока по курсу НКФГ, подготовиться к защите.

Методика изучения курса география материков и океанов 7 класс.

Практическая работа №9

 

 

Тема занятий: Учебный комплекс по курсу географии материков и океанов

 

Цели занятия: Ознакомить студентов с программой и учебным комплексом по курсу географии материков и океанов (с учебно-наглядными пособиями и методической литературой научить отбирать учебно-наглядные пособия при подготовке уроков географии; обучить организации и методике проведения уроков; научить студентов формулировать задания для школьников; научить студентов разрабатывать фрагменты уроков по физико-географическому обзору материков с применением проблемных методов, внутрипредметных и межпредметных связей).

 

Пособия для занятия: Школьные программа, учебники по курсу географии материков и океанов; географические атласы материков; набор стенных картин по курсу географии материков и океанов.

 

План и содержание занятия.

 

1. Назвать цели обучения курсу географии материков и океанов.

2. Дать анализ программы по курсу в соответствии с планом.

3. Проанализировать школьный учебник в соответствии с планом, сопровождая анализ конкретными примерами.

 

Задания для самостоятельной работы студентов.

 

По заданному параграфу учебника географии материков и океанов разработать варианты использования на уроке текста и внетекстовой компонентов учебника; в процессе изучения нового материала; при закреплении; при формирование домашнего задания; при проверке знаний.

 

Анализ методической литературы.

 

Сообщения студентов по предварительно подготовленным заданием:

1. Основные методические пособия по курсу их содержания.

2. Использование материалов методических пособий при подготовке к уроку: отбор содержания, определение методических пособий при подготовке к уроку; определение методических приемов использования пособия.

 

Задания

1. Проанализировать задания для практических работ по одному из типов заданий:

а) задания по масштабу карт;

б) по градусной сетке;

в) сравнительные характеристики территории и обьектов;

2. Назвать мыслительные операции, которые будут преимущественно развиваться у учащихся при раскрытии вопросов рельефа и климата материков дедуктивным путем.

3. Найти в школьной программе по географии рубрику «Межпредметной связи» По программе и учебнику найти материал и в графе таблицы (1) записать, как этот материал будут использован на уроке.

 

Типовой план изучение материалов Типовые планы изучения компонентов природы Учебно-наглядные пособия Содержание программамных практических работ Методы изучения Вопросы сравнения Внутри предметные и межпредметные связи
             

 

 

Индивидуальные задания.

Каждый студент разрабатывает один вопрос характеристики географического положения материала:

а) составить инструкцию для учащихся по работе с типовым планом характеристики компонента природы и населения.

 

Домашнее задания.

 

Составить вариант развернутого типового плана изучения природного комплекса, используя школьную программу и школьный учебник. Подготовится к защите.

 

Методика изучения курса физической географии Казахстана 8 класс.

Практическая работа № 10

 

Тема занятий: Учебный комплекс по курсу физической географии Казахстана.

 

Цели занятия: Углублять знания студентов о значении курса физической географии Казахстана в образовании, воспитании и развитии школьников; ознакомить с программой и учебным комплексом по курсу физической географии Казахстана, научить отбирать средства обучения для урока.

 

Пособия для занятия: Школьные программа, учебники, атласы по физической географии Казахстана, ФГАМ, слайд проектор.

 

План и содержание занятия.

Проверка выполнения домашнего задания.

 

1. Беседа о содержании курса физической географии Казахстана, его воспитывающей и разевающей направленности.

2. Анализ объяснительной записки и программа по курсу физической географии Казахстана (по плану).

3. Анализ школьного учебника по физической географии Казахстана, (по плану).

 

Задания для самостоятельной работы студентов.

 

Задания: 1. Сравнить программы курсов физической и экономической географии Казахстана, установить структурные сходства обоих курсов, выявить существование внутрипредметных связей между курсами.

 

Задания: 2. Проанализировать вопросы и задания их типы, по каждому типу подобрать примеры.

 

Задания: 3. В соответствии пунктами плана характеристики объектов каждый студент должен разрабатывать два варианта обучения учащихся по конкретному вопросу характеристики гор, равнин:

а) на уровне объяснительно – иллюстративном или репродуктивном.

в) на уровне организации творческой учебной деятельности школьников.

 

Индивидуальные задания.

Подробно разработать один из методических вопросов уроков:

а) содержание и методика проведении практической работы.

б) использование приема сравнения

в) разработка проблемного задания и определение путей его выполнения учащихся.

 

Домашнее задания.

 

1. Разработать развернутый план конспект одного урока (по выбору) готовиться к защите.

2. Оформить и сдать в кабинет МПГ карточки-задания по программным практическим работам (тренировочный и итоговый) по курсу физической географии Казахстана. Карточку разработать пео следующему плану:

а) класса, название практической работы «Тренировочная » или «итоговая »

б) цель выполнения работы:

в) формирование задания:

г) перечень учебно-наглядных пособий; которые следует использовать при выполнения задания;

д) инструкция ученику по выполнению задания.

 

Методика изучения курса экономической и социальной географии Казахстана география 9 класс

 

Практическая работа №11

 

Занятие 1. Методика изучения курса экономической и социальной географии Казахстана.

Учебный комплекс по курсу экономической и социальной географии Казахстана.

 

Цель занятия: Углубить знания о значении курса экономической географии, в образовании, воспитании и развитии школьников; ознакомить с программой и учебным комплексом по курсу, с основными требованиями и их использованию в процессе обучения; раскрыть внутри предметные и межпредметные связи курса, научить студентов формулировать задания для школьников, познакомить с методической литературой по экономической и социальной географии Казахстана.

 

Пособия для занятия: Программа У. Есназаровой, учебники по экономической географии, атласы, таблицы, статистические справочники.

 

План и содержание занятия

Проверка выполнения домашнего задания

1. Назвать цели обучения экономической и социальной географии в средней школе сравнить их с целями обучения экономической географии СНГ.

2. Охарактеризовать структуру курса экономической и социальной географии Казахстана.

3. Раскрыть научные основы курса.

4. Какие особенности структуры и содержания курса способствует реализации целей обучения экономической и социальной географии Казахстана.

 

Анализ методической литературы

Сообщения студентов по предварительно подготовленным заданиям.

1. Основные методические пособия по курсу.

2. Использование материалов методических пособий при подготовке к уроку.

3. Анализ статей, помещенных в журнале «География в школе» в периодической печати.

 

Задания для самостоятельной работы

Школьная программа

1. Обосновать воспитательную направленность предмета, его тесную связь с современностью.

2. Раскрыть роль курса в обобщении основного содержания школьной географии.

3. Раскрыть роль внутри предметных связей с курсом экономической географии СНГ.

4. Обосновать дедуктивный подход к построению курса: Показать роль раздела «Общий экономико-географический обзор Казахстана».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: