Глава 1. Комплекс белорусского мужского национального костюма




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Комплекс мужского национального костюма

1.1 Нижняя одежда

.2 Верхняя одежда

.3 Мужские головные уборы

.4 Обувь

Глава 2. Комплекс женского национального костюма

2.1 Нижняя одежда

.2 Верхняя одежда

.3 Женские головные уборы

.4 Обувь

Глава 3. Аксессуары, украшения, вышивка

3.1 Аксессуары

.2 Украшения и вышивка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

 

Цель данной курсовой работы: углубленно изучить историю национального белорусского костюма. Обозначить связь традиционного костюма с эстетическими представлениями, этическими взглядами, верованиями белорусского народа, показать его как компонент, определяющий культурное пространство Беларуси.

Задачами работы является: изучение традиционного белорусского крестьянского костюма в XVIII-XX веках, в том числе поясов, обуви, головного убора, орнамента и украшений.

Данная проблема является актуальной, так как костюм представляет собой одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев. Как вид декоративно-прикладного искусства костюм дает представление о многих традиционных ремеслах белорусов: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, обработке кожи и др.

Белорусский национальный костюм - сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе. Имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.

Формирование белорусского традиционного костюма и его особенностей началось во времена средневековья. К концу XIX - началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма - необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ее форму. Отдельные атрибуты костюма восходят к языческим корням, в них сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времен. Не смотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.

Для написания данной курсовой работы была использована книга Маленко Л.И. о белорусском костюме XIX-XX веков, в которой достаточно, в развёрнутой форме излагаются подробные факты об истории костюма и его особенностях.

Немало важных фактов было использовано из книги Масловой Г.С. «Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX-нач. XX вв.», в которой достаточно доступно и интересно описаны детали костюма, технология изготовления и правила ношения того или иного предмета одежды.

Много исторических сведений для выполнения данной работы мной было найдено и книге Дучиц Л.В. «Касцюм жыхароў Беларусi X-XIII стст.», в которой описываются виды одежды, различия ее в зависимости от социального статуса и материального положения.

Так же я использовала материалы таких авторов как Фадеева, Кацар, Белявина, Ракова и другие.


Глава 1. Комплекс белорусского мужского национального костюма

 

Традиционный народный костюм (строй) - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя[2].

Костюм (от итал. costume - обычай, нравы) - определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. В понятие костюма входят платье (то, что покрывает непосредственно тело человека), обувь, головные уборы, дополнения (перчатки, шарфы, пояса и т.п.). Основная функция одежды - защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды - это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию - украшает человека, как и в любой вещи, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы.

Традиционный народный строй белорусов имеет долгую историю развития. Специфические белорусские черты он приобрел в XIV-XVII веках, в период формирования белорусской народности. Считается, что после языка народная одежда - наиболее важная этническая примета. Строй белорусских крестьян целиком соответствовал тому эстетическому идеалу красоты, который прорисовывался в мелодии народной песни, звуках народных инструментов, пластике традиционного танца[3].

Основную часть повседневного мужского костюма составляли рубаха (кошуля), штаны (портки), безрукавка и пояс. В качестве верхней одежды бытовали кожухи, армяки, свиты и др.

 

Нижняя одежда

 

Нижняя одежда включала в себя рубаху (кашулю) и штаны (портки).

Традиционным материалом для изготовления одежды был лен. В любом его виде, будь то растение, волокно, нить или полотно, люди называли лен «божьей свечой». Видимо, белое льняное полотно ассоциировалось у людей с божьим светом и благодатью. А так как льняные вещи сопровождали человека с самого рождения и до смерти, то лен выполнял еще и функцию оберега. Но сорочка оберегала не все тело человека. И там где она заканчивалась, надо было также сделать преграду. Не только от холода или жары, но и от различной нечисти, которая могла проникнуть в душу человека. И именно в тех местах мы видим пояс и орнамент[8].

Рубахи в большинстве своем были белыми. Белый цвет - цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет преумножения, очищения, приобщения к миру добрых духов и культу предков, которым они приписывали большое влияние на все свои дела. Быть белым - значит быть чистым в виде туник. Эта форма кроя является наиболее древней. Такие рубахи были цельными без швов на плечах. Основу ее составляла одна полка полотна соответствующей длины, которая перегибалась по утку на две ровные части. На линии перегиба делалось отверстие для головы. К бокам на уровне плеча пришивались рукава. Поскольку ширина вытканного куска ткани обычно не превышала 45-53 см, то иногда приходилось кроить одежду из нескольких кусков. Клиновидные вставки расширяли рубаху на подоле, а ромбовидные ластовицы вшивались подмышками. По бокам нередко делались разрезы. Рукава были длинными[4].

Паликовые сорочки чаще всего встречались на Полесье. Палики вшивались на плечах между основными полками, что делало сорочку очень широкой, поэтому она собиралась возле шеи в сборку. Палики пришивались по утку и были двух типов: прямоугольные и трапецевидные, причем первые преобладали на всей территории Беларуси. Сорочки на кокетке появились в начале XX века и также были распространены по всей территории Беларуси.

В верхних и праздничных рубахах рукава, воротник и подол украшались вышивкой, тесьмой или вязаными кружевами. Носили их навыпуск, поверх штанов, обязательно подпоясывая цветным поясом[2].

По форме воротника можно выделить три типа мужских сорочек. Первым и наиболее древним типом являются сорочки с округлым вырезом возле шеи, который обшивался узким отрезком материи шириной 1-2 см. Сорочки с таким воротником носили чаще всего мужчины пожилого возраста. Следующий тип - сорочки с откладным воротником. Третий - стоячие воротники (высотой 3-6 см), в форме каре или трапеции. Могли иметь разрез по центру или слева. Такие сорочки назывались «косоворотками». Они были заимствованы из русского костюма и наиболее популярны в Могилевской и Витебской губерниях. Такие воротники сбоку застегивались на пуговицы. Некоторые делались на подкладке из кожи или бересты. Чаще всего носили рубахи, в которых разрез был посреди груди. Воротник завязывался тесьмой или застегивался пуговицей или фибулой.

Исследователи выделяют три вида пуговиц: кляпики, плоско-выпуклые и шаровидные. Пуговицы двух первых типов делались из кости или дерева, а третьего типа - отливались или штамповались из металла.

Рукава чаще всего были прямыми, неширокими и на манжетах. Карманы на рубахах отсутствовали, их заменял поясной карман, который крепился к поясу.

Следующей составной частью мужского традиционного костюма являются штаны или ноговицы (портки), которые являлись поясной одеждой. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние - из темного сукна (суконники). Из фабричных тканей шили только праздничную одежду. В конце XIX - начале XX века были характерны штаны, которые составлялись из двух полок необходимой длины. Каждая полка отдельно перекладывалась на две равные части по основе, снизу сшивалась, а сверху обе полки соединялись с помощью клиньев, которые обычно вставлялись для удобства движения. Формы клиньев и способы их вшивания были довольно разнообразны, но наиболее характерными для белорусов были штаны с ромбовидной или квадратной вставкой, с двумя треугольными клиньями, с одной треугольной вставкой. В тех случаях, когда материал был достаточно широким, штаны шились без вставок. Узкие штанины соединяли в верхней части ромбовидной вставкой, спереди делали прореху. Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Более зажиточные крестьяне поверх льняных ноговиц надевали шелковые. В конце XIX в. полотняные ноговицы стали нижним бельем. Про длину штанов говорить сложно, так как на изображениях они показываются обычно заправленными в обувь или закрытыми онучами, которые часто украшались бронзовыми пронизками[4].

 

Верхняя одежда

 

Мужские безрукавки (камизэльки, жилетки, чулейки) шились большей частью из домашнего одноцветного, обычно темного полотна. Шили также и комбинированные, причем передняя часть была из более качественного материала, нежели спинка. Жилетки из овчины носили в холодное время года. Безрукавки в зависимости от кроя делились на два типа: прямые и в талию. В конце XIX - начале XX века преобладали первые. Шитые безрукавки обоих типов были распахнутыми. Спинка сшивалась из двух полочек, а две полочки спереди застегивались на пуговицы. Иногда на спинке сверху пришивали хлястик. Практически во всех жилетках были небольшие кармашки. У белорусов были известны и вязаные на спицах безрукавки, которые составлялись из полочек, сшитых по бокам, однако, они не получили широкого распространения и встречались лишь в северо-восточных регионах[4].

Роль верхней одежды выполняла бравэрка (армяк). Представляла собой длинный однобортный пиджак из овчины, обтянутый грубым домотканым сукном. Передние полочки делали цельными с двумя прорезными и двумя накладными карманами, спинку - с подрезной широкой кокеткой, со швом по ней и хлястиком. Воротник и борта откладные, рукав заужен к низу и часто отделан накладкой с пуговицей. В XIX - начале XX века была распространена среди зажиточных крестьян и мелкой шляхты. Позже подобный элемент одежды под названием «марынарка» бытовал у крестьян Западной Беларуси[2]. Также использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Свиты делались шерстяными, часто нераспашными и застегивались на пуговицы - костяные, деревянные, металлические, использовали также и фибулы. Свитка плотно обхватывала талию и расходилась пo бокам двумя клиньями, обшитыми по рубцам черным или цветным шнуром (вусам). Шнурком обшивались также шейный вырез (при отсутствии воротника) или низкий стоячий воротник, правая запахивающаяся пола, а иногда и края рукавов. Женские свитки, кроме того, украшались еще по талии (с боков) небольшими розетками или завитушками из цветных шерстяных ниток. Для северной части Белоруссии характерной верхней одеждой был так называемый насоў, касталан- длинный белый балахон из грубого домотканого полотна с прямой спиной и часто с широким отложным воротником. Насоў носили как летом, так и зимой. В зимнее время касталан обычно надевался на кожух, чтобы уберечь его в лесу, в дороге, на работе. Наплечные покрывала представляли собой кусок ткани размером 60-80х100-130 см, который обычно застегивался фибулой[2].

 

Мужские головные уборы

 

В комплексе мужского белорусского костюма важная роль принадлежала головным уборам, разновидностей которых было очень много. Они изготавливались из овечьей шерсти, меха, сукна и соломы, также из войлока и кожи. Мужской головной убор, как ни одна другая часть костюма, отражал социальный статус владельца. Высокие и низкие шапки, целиком меховые или с меховым околышем, встречались у всех сословных групп населения, разница наблюдалась в качестве меха и характере украшений. Украшались бронзовыми спиральными пронизками, бляшечками или маленькими фибулами[4].

Традиционным летним головным убором белорусов был брыль. Изготовлялся из житной, реже пшеничной соломы, метлицы, лозы, камыша (плетеные, летние), из шерсти (валяные, войлочные, носились в любое время). Поля у брылей обычно усеченные, шириной около 4-10 см., верх в виде усеченного цилиндра, высота 8-10 см. Соломенные праздничные брыли часто украшались цветной тесьмой и цветами. На Полесье вокруг тульи повязывали узорчатую тесьму шириной 2-3 см., сплетеную из черного конского волоса и суровых ниток. Были широко распространены до начала 20 века, в наши дни изредка встречаются на Полесье. В конце XIX - начале XX века на территории Беларуси наиболее распространенными были мужские шапки, имеющие форму цилиндра с плоским, полусферическим, реже прямоугольным верхом и шапки конусовидной формы.

Типичная шапка из войлока - магерка. Слово «магерка», по мнению исследователей, происходит от венгерского maguar. Оно проникло на территорию Беларуси через Польшу во времена короля Стефана Батория, потому у шляхты подобный головной убор назывался «баторовкой». Магерки могли быть разнообразных цветов: черные серые, коричневые, белые. Делали его обычно сшивая из четырех кусков сукна (войлока), придавали форму колпака или усеченного конуса. Их высота составляла 15-20 см. В XIX веке наиболее качественные магерки выпускали шаповалы в Дрибине (Горецкий район)[4]. Валяные шапки, в отличие от меховых, носили практически круглый год. Как отмечают исследователи, белорус снимал магерку только перед паном или перед сном.

Еще одним распространенным головным убором являлась кучма-шапка, которая изготавливалась из овчины мехом наружу и имела полусферическую форму. В эпоху феодализма «кучма» была популярна и среди шляхты. Подшитая соболями и куницами, она считалась дорогим головным убором.

Белорусы также носили и меховые шапки, обтянутые сверху сукном. Верх в них был круглый и состоял из четырех частей. К нему снизу вокруг пришивался довольно широкий пояс сукна сушами по бокам. Спереди был меховый козырек, пришитый к верху шапки. Такой вид головного убора назывался малахой. Наиболее популярной в зимний период у крестьянства была аблавуха - шапка-ушанка из овчины, заячьего или лисьего меха, покрытая темным сукном. К основе шапки спереди, сзади и по бокам пришивалось четыре «уха». Переднее и заднее завязывались сверху на макушке, два боковых опускались либо подвязывались под подбородком. Со второй половины XIX века на Беларуси распространился мужской летний головной убор с лакированным козырьком - картуз. Шили его из черного сукна с цветным околышем - плотным ободком, облегающим голову.

 

Обувь

 

Традиционная белорусская обувь изготавливалась в домашних условиях или сапожниками-ремесленниками. Археологические находки говорят, что сапожное ремесло было развито с XI в. До XX в. белорусы носили лапти, постолы, в городе - кожаные сапоги (боты), шнуровки. самого начала обычной обувью белорусского крестьянина были лапти, - летом их плели из свежих лыка, лозовой коры или пеньки, зимой же эти материалы размачивали в теплой воде. Для прочности подошву лаптей подплетали лозой, лыком, веревочками, подшивали кожей. По технике изготовления делят на два основных типа: прямого и косого плетения. Для белорусов наиболее характерными были лапти с подошвой прямого плетения. Они имели самые разнообразные названия, часто обусловленные внешней формой, способом изготовления и материалом (лозовики, лыки, беспятники, пахрасни и др.) Простейшие из белорусских лаптей - «щербаки»: неглубокие легкие, без головок и запяток. В Полесье носили «зрячие лапти»: с открытым верхом посредине носка. Вместо ушек у них спереди были две лыковые петли и по бокам сплетенные из лыка «заборники», к которым прикреплялись оборы. Их носили летом в доме и во время полевых работ. Беднейшие слои крестьянства носили лапти круглый год, утепляя их с помощью подкладывания соломы внутрь и обматывая ноги полотняными онучами. Лозовики из довольно широких полосок лозы с короткими головками. Но наиболее распространенными на Беларуси были лапти с глубокими носами, которые имели большой передний бок для продевания обор и назывались глухими лаптями или слепаками.

В некоторых местностях (Полесье и смежные поветы Гродненской и минской губерний) были распространены липовые или лозовые лапти.

Лапти прямого плетения всех видов, за исключением щербаков, плели с носка. Процесс изготовления лаптей был быстрым и простым, и за вечер, как правило, можно было сплести несколько пар.

Лапти косого плетения - похлопни - имели глубокие круглые носы, высокие задники и бока. Они являлись исключительно праздничной обувью у крестьян и часто служили по несколько лет. Похлопни было сложнее изготовить, поэтому их обычно делали крестьяне-ремесленники. Такие лапти стоили в 5-10 раз больше, чем обычные. Надевали лапти на онучи, к ноге крепили оборами, которые продевались через ушко лаптя.

Постолы (поршни, ходоки) являлись, по сути, кожаными лаптями. Это старинная обувь, сшитая из куска яловой, свиной или телячьей сыромятной кожи, края которой отлого изгибались и были стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком. Сшивалась такая обувь вощеными нитками.

В Минской области найдено больше всего поршней. Они были сделаны из одного куска кожи, края его загибались и получался носок, задники и бортики. Были поршни из двух кусков кожи. В некоторых в носовой части делались вырезы, в которые вплетались кожаные ремешки. Брестские поршни похожи на минские, но у них кроме вырезов на носке в результате нанесения прорезей и стягивания их шнурками получались ажурные узоры.

Была в употреблении и деревянная обувь (чуни, кандалы, деревянки). Они использовались на северо-западе Беларуси, но очень редко. Носились беднейшим слоем населения. Были полностью выдолбленными из дерева либо с кожаным верхом на деревянной подошве.

При большом достатке крестьяне могли позволить себе и кожаные туфли или сапоги (боты, чаравики), но и те надевали только по праздникам. Такая обувь была распространена лишь у очень богатых людей.

Боты состояли из двух частей - цельного верха и подошвы. Верх включал в себя одновременно головку, высокие бортики и задник. Под бортиком делались прорези, через которые проходил кожаный шнурок. Носок часто богато украшался вышитым орнаментом.

В XIX - начале XX века среди зажиточных крестьян была распространена валяная обувь (валенки). Валенки в основном носили на территории Восточной Беларуси. Изготовляли их обычно шаповалы, которые ходили зимой по деревням и работали дома у заказчиков. Для прочности валенки подшивали войлоком или кожей. Часто на них обували плетеные лапти.

Летом же не считалось зазорным ходить босиком.

Интерес представляет также производство обуви. Первичная обработка кожи заключалась в удаления с внутренней поверхности кожи мядры, a c внешней - волос. Для этого кожу промывали в воде, затем срезали мядру, выдерживали определенное время в пепле или растворе извести. После кожи опять промывали и ножом срезали волосы с внешней поверхности. Для полировки пользовались гладкими камнями. Для размягчения и удаления пепла и извести делали бучение и квашение. Широко использовалось дубление. Очищаемую кожу опускали вместе с растительными дубителями в чаны, заливали водой и выдерживали несколько месяцев. В качества дубильного вещества могла быть использована кора дуба, ивы, ели, березы, ольхи. После дубления кожи внутреннюю поверхность скоблили, чтобы выровнять ее толщину. Для придания эластичности ее жировали и тянули. Основным сырьем для кожевенного производства были кожи крупного рогатого скота. Все найденные куски кожи имели буровато-красный оттенок. Такой цвет могли получать посредством коры ивы, темно-коричневый - коры ели и березы, желтый и коричневый - коры ольхи. Черный цвет придавался путем добавления к коре ржавого железа. Две мастерской для обработки кожи выявлены в Полоцке. Одна была в слое XII века, вторая - XIII. Здесь найдено много шерсти, перемешанной с известью и обрезками кожи. Обрезки полоцкой кожи были черного и красного цветов. Спектральным анализам подтверждено употребление железа при окраске юфти. Есть фрагменты, промоченные дегтем. В слое начала XII века найдена часть бочки с остатками березового дегтя. Письменные источники сообщают про разные виды кожевенного товара (юфть, яловица, сафьян), разные виды кожаной обуви.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: