Глава 3. Аксессуары, украшения, вышивка




 

Белорусский национальный костюм нельзя назвать целостным без таких важных деталей, как аксессуары, украшения и вышивка. Все эти элементы органично дополняют костюм и создают стиль, присущий только тому или иному региону страны. Они несли не только функциональную нагрузку, но также имели обрядовое, религиозное и социальное значение.

 

Аксессуары

 

Наиболее значимым из всех аксессуаров был пояс. Пояс был необходимым компонентом одежды того времени. В мужском костюме он сохранялся как обязательный элемент вплоть до середины ХХ века. В традиционной культуре белорусов пояс наделялся магическими защитными свойствами. Кроме этого он выполнял знаковую, эстетическую и этическую функции. Без пояса было просто грешно выйти даже за порог дома. Мужчина мог выйти из дома босым, без головного убора, но без пояса - никогда. Имел этот элемент и практическое назначение. Во-первых, он придерживал одежду, на которой не было застежек, или широкую рубаху. Во-вторых, к поясу подвязывались или за него затыкались необходимые в быту предметы - нож, табакерка с табаком, огниво. Если мужчина выходил в лес рубить дрова, то он затыкал за пояс топор. Женщина подвешивала на пояс ключи от сундука, "цурку" - приспособление для вязания снопов и др. Важным оберегом считался рукотворный тканый или сплетенный пояс.

Пояс (крайка, кушак) изготавливался обычно в домашних условиях. Их ткали, вязали, плели из ниток домашнего изготовления, окрашенных в различные цвета. Белорусский пояс обычно украшался геометрическим орнаментом - ромбами, квадратами, звездами, полосками в разнообразном цветовом сочетании. Женский пояс мог быть тканым, плетёным или вязаным, и разнообразной цветовой гаммы, но чаще всего зелено-бело-красный. Он также богато украшался орнаментом. Завязывался пояс таким образом, чтобы, обвив талию несколько раз, концы его свисали вместе спереди или врозь на боку, чаще на левом. Иногда пояс заменял сыромятный ремень (дзяга) или просто шнурок (матузок).

Основой для поясов служили льняные и шерстяные нити, длина которых составляла 5-10 метров. Количество их варьировалось в зависимости от желаемой длины и ширины будущего пояса. При помощи определенных систем нити переплетались, создавая узор. Плетение поясов являлось очень кропотливым трудом. На изготовление простейшего пояса шириной около 2,5 см уходило несколько дней, на более сложные вариации - несколько месяцев. Встречались пояса, сделанные из кожи, многие из которых были с пряжками, разделительными кольцами, украшены металлическими накладками.

Из кожи также изготавливались рукавицы, кошельки, сумочки, кисеты, чехлы для ножей.

Кошельки по форме были прямоугольные, округлые, стягивающиеся. Первые делались из одного куска кожи, который перегибался на две неодинаковые части и большая одновременно служила крышкой. Кошельки округлой формы состояли из двух частей кожи и имели вверху отверстия для продевания ремешков. Стягивающиеся кошельки напоминали кисет. Они шились из мягкой кожи и украшались аппликацией или вышивкой. Кожаные кошельки на поясах были достаточно популярны.

Кожаные сумочки служили для ношения мелких личных вещей, табакерок, денег. Они крепились к поясу либо к длинному ремню и в таком случае носились через плечо.

 

Украшения и вышивка

Украшения крестьянок не были богатыми или очень затейливыми, однако, простые цветные бусы, низка бисера или серьги прекрасно дополняли образ и создавали стиль, присущий только тому или иному региону страны. Это были популярные подвески из простых металлов, кости, камней, бусы (стеклянные, янтарные, коралловые, у зажиточных слоев - иногда жемчужные, рубиновые). При компановке бусин придерживались принципа симметрии[9].

В праздничном белорусском народном костюме наши предки располагали богатые вышивки на манжетах, воротниках, по краю одежды - не просто как украшения. Красным цветом, цветом обереги закрывался доступ к телу. Защищали себя от сглаза, от отрицательной энергии. Знаки орнамента так же несли определенный смысл, и сегодня могут рассказать специалистам кем и для чего вышивался узор. Кто хоть раз надевал традиционный белорусский костюм, обязательно ощущал эту защищённость, заложенную цветом и знаками орнамента. Основными символами были земля, солнце, урожайность, плодовитость, любовь, круговорот природы. Культовым также являлся образ матери-прародительницы.

Изначально узоры были геометрическими и полихромными, а позже стали вытесняться цветными растительными мотивами. Мотивы флоры первоначально были заимствованы с Востока, но постепенно близко знакомые белорусским мастерам цветы - василек, колокольчик, кашка - заменили эти узоры.

Одним из древнейших и развитых видов бытового искусства белорусов является вышивка, сохранившая в силу экономических и природно-географических условий немало самобытных черт и особенностей. Она неотделима от народного костюма. Являясь составным элементом культуры, вышивка отражает социальную среду ее бытования, художественные вкусы и мастерство ее создателей, их представления об окружающей действительности.

Подобно другим видам народного орнаментального творчества вышивка несет на себе яркий отпечаток общеэтнической и локальной принадлежности, отражая тем самым историю развития народа в целом и его отдельных груш. Поэтому результаты ее исследования дают возможность осветить некоторые вопросы этнокультурной истории народа.

Преобладающим и повсеместно распространенным материалом для вышивания являлись хлопчатобумажные нити белого, красного, черного (синего) цветов. Разнообразие терминологических обозначений, каждое из которых связано с определенными районами бытования, обусловлено этнокультурными связями, а также путями проникновения хлопчатобумажных изделий на территорию Беларуси.

Льняные и шерстяные нити использовались для вышивания в меньшей степени. В рассматриваемое время первые шли в основном для строчевого шитья, вторые - для орнаментации суконных, шерстяных тканей одежды и предметов обихода. Рассмотрение разнообразных способов выполнения белорусской народной вышивки требует классификации ее технических приемов. Прежде всего вышивку можно условно разделить на два типа: по целой ткани и сквозной. Последние в свою очередь подразделяются на подтипы: счетные вшивки, выполняемые с учетом структуры ткани; несчетные - по предварительному контуру. Дальнейшая классификация предусматривает выявление определенных групп технических приемов с учетом их функционального назначения и места, которое они занимают в вышитом декоре. И, наконец, последним звеном является выделение определенных видов швов.

Основной и преобладающий тип - вышивка по целой ткани - в диалектных говорах представлен следующими терминологическими обозначениями: "вышыванне", "нашыванне", "ушыванне", "абшыука", "вышыука". Иногда об украшении тканей способом вышивания говорили так: "насмыкаць".

Здесь применялись все группы технических приемов, однако центральное место отводилось украшающим швам, основное назначение которых заключалось в декорировании основы.

В этой группе простейшими являются швы, называемые в специальной литературе "вперед иглу", "за иглу". Способ выполнения первого заключается в пропускании нити через ткань от правой руки к левой. Шов имеет вид пунктирной линии, в которой длина стежков и интервалов варьировалась по необходимости. При выполнении второго шва нить также идет от правой руки к левой, но игла вкалывается за ниткой на расстоянии одного стежка, а выводится на поверхность на расстоянии двух стежков от места выхода нити из ткани. В результате на лицевой стороне образуется пунктирная линия, на изнаночной - сплошная. В счетных вышивках эти швы служили основой для многих традиционных технических приемов. Как дополнительный, шов "вперед иглу" применялся при линеарном обрамлении орнаментальной полосы; в таких случаях использовались нити черного или синего цветов: "Паускрай узору - абводзенне чорным горынем". Для получения контура орнаментальной полосы во многих регионах использовался стебельчатый шов в вцце плотно прилегающих друг к другу стежков, каждый из которых наполовину выступает из-за предыдущего.

В восточнославянских вышивках давние традиции имеет "двустороннее" шитье (роспись). Выполнялось оно двукратным ходом рабочей нити швом "вперед иглу"; первый раз намечали контуры узора, обратным ходом заполняли пропущенные места. Вышивка имела вид тонких линий, создающих на лицевой и изнаночной стороне одинаковый узор. В белорусской вышивке "двусторонний" шов не получил особого развития. При орнаментации мужских и женских сорочек он обычно сочетался с другими техническими приемами - крестом, гладью. Изделия, декорированные "двусторонним" швом в качестве основного технического приема, встречаются в ряде районов Витебщины, а также изредка на юго-западе Брестского Полесья. На Гомельщине этот шов использовался преимущественно как контурный при обводке небольших геометрических мотивов.

В комплексе счетных швов по целой ткани одно из центральных мест занимает вышивка набором. Она украшала рушниковые головные уборы, праздничные сорочки, фартуки. Вышивка представляла собой орнаментальную полосу - бордюр, образованную определенным количеством рядов шва "вперед иглу". Нить протягивали сразу по всей длине или ширине узора, каждый последующий ряд находился на одну горизонтальную нитку ниже предыдущего. Узор создавался последовательным чередованием лицевых и изнаночных стежков требуемой длины.

К распространенным приемам относится шов «крест». Наибольшую популярность имел односторонний крест с параллельными стежками на изнаночной стороне ткани. Сначала вышивали ряд стежков, направленных в одну сторону, при обратном движении их перекрещивали вторым стежком. Этот способ позволял сравнительно быстро заполнить вышивкой большую площадь ткани. Вышивкой крестом орнаментировали намитки, сорочки, фартуки. Сочетание с древнейшими видами швов, геометрическая орнаментика узоров красного цвета указывают на давнее применение техники креста в белорусской вышивке. При орнаментации рушников и мужских сорочек применялся и двойной крест. По внешнему виду шов представлял собой сочетание двух крестов, одного поверх другого. Нижний - это простой фест со стежками по диагонали, верхний - с перпендикулярными стежками по горизонтали и вертикали. По своим размерам двойной крест больше простого, для его выполнения на иголку набирают не три, а шесть «чысленак». Использование двойного креста среди населения Белоруссии, по всей вероятности, относится к сравнительно позднему времени - XIX - началу XX в. По имеющимся материалам данный шов получил наибольшее распространение среди населения Гомельщины.

В белорусской вышивке значительное место занимают различные гладьевые швы. По способу выполнения выделяется прямая и косая гладь, "свободная" и счетная, по целой ткани и ажурной. Подобно русской и украинской вышивке издавна применялась двусторонняя счетная прямая и косая гладь по целой ткани. В первом случае параллельные стежки, отделенные друг от друга на одну нитку, ложатся вдоль прямых нитей утка или основы, во втором - стежки идут по диагонали навстречу друг другу. Такого рода гладью вышивали несложные геометрические фигуры - квадраты, прямоугольники, треугольники, ромбы, звезды. Двусторонняя гладь использовалась как самостоятельный прием, а также в сочетании с другими видами счетных швов.

Счетная вышивка по разреженной ткани, названная в специальной литературе строчевым шитьем, строчкой, в Белоруссии представлена главным образом мережками - узкими ажурными вышивками. Для их обозначения применялись следующие термины: «мярэжка», «мярэжанне». В отличие от белых мережек, использующихся как вспомогательный прием, полихромная мережка настилом являлась основным способом орнаментации нижней части рукавов женских сорочек, манжет, фартуков, рушниковых головных уборов. Выполнение такой вышивки подобно соединительной мережке заключалось в перевивании равных по величине вертикальных пучков нитей. Особенности переплетения, чередование нитей разных цветов давало возможность получать различные вариации геометрического узора.


Заключение

 

Изучив в данной работе все составляющие белорусского национального костюма, я пришла к следующим выводам.

Белорусский национальный костюм формировался на протяжении нескольких столетий. Это было обусловлено взаимовлиянием близлежащих культур: литовской, польской, русской и украинской, безусловно с приданием костюму исключительно белорусских черт и своеобразного стиля.

Также я изучила влияние духовной культуры, эстетических факторов на весь комплекс костюма и подчеркнула его связь с традициями, обычаями и культами, что подразумевает нераздельность материального и духовного культурного пространства Беларуси.

Белорусский традиционный костюм в 19-20 веке представлял собой целостную стройную систему одежды, где каждый элемент несет в себе целый ряд функциональных особенностей. Можно сказать, что все детали костюма взаимосвязаны и взаимодополняемы. Сложно представить крестьянку того времени без классической наметки и геометрического орнамента на одежде. Костюм отличался не только в силу возраста, пола, но и социального статуса. Например, из орнаментировки праздничного костюма можно было узнать о всех событиях жизни особы, т.е. можно смело заявлять, что орнамент являлся своеобразным отображением культуры и быта. Можно добавить, что показателем материального благосостояния той или иной семьи являлись и материалы, которые использовались для изготовления костюма. К важным факторам можно отнести также и высоту сапога, шапки. Все это свидетельствует о том, насколько точны и продуманы были малейшие детали строя и насколько непрост был подход к его изготовлению.

Немаловажным можно считать и то, что в те времена практически все материалы производились вручную. Трудоемкий процесс переработки сам по себе нес элемент обрядности. Наши предки с большим уважением относились ко льну, что даже при его сборе соблюдали целый ряд ритуалов. В целом можно сказать, что при рассмотрении данной темы мне удалось доказать, что костюм представляет собой одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев.

Белорусский национальный костюм является наиболее ярким примером традиций наших предков, несет информацию о быте и культуре и справедливо считается символом нашей нации.


ЛИТЕРАТУРА

1. Бялявiна В.М., Ракава Л.В. Жаночы касцюм на Беларусi - Мн.: Беларусь, 2007.

2. Бялявiна В.М., Ракава Л.В. Мужчынскi касцюм на Беларусi. - Мн.: Беларусь, 2007.

. Гринбалт М.Я. Белорусы: очерки происхождения и этнической истории - Минск, «наука и техника», 1968. - 288 с.

. Дучыц Л.У. Касцюм жыхароў Беларусі X-XIII стст.: паводле археалагічных звестак. Мінск, Беларуская навука, 2005. - 80 с.

. Кацар М.С. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка. - Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1996. - 208 с.

. Маленко Л.И. Белорусский костюм XIX-XX вв. - Мн.: Белорусская наука, 2005.

. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX нач. XX вв. // Восточно-славянский этнографический сборник. - М., 1956.

. Особенности белорусского костюма. Статья. - Режим доступа: <https://www.allbest.ru/> - Дата доступа: 07.05.2012.

. Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2002, 352 с.

. Фадеева О.Е. Белорусская народная вышивка. АН БССР, И-т искусствоведения, этнографии и фольклора. Минск, «Наука и техника», 1991. - 197 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: