Привлечение прямых иностранных инвестиции




Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Кыргызской Республики (КР) является одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства и взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными странами. КР продолжает серьезные реформы в области экономики и государственного регулирования. Главными направлениями являются: улучшение качества налогового администрирования; стабильность в экономической политике государства; снижение стоимости финансирования; макроэкономическая стабилизация; улучшение таможенного и внешнеэкономического регулирования; борьба с преступностью и т.д.

В республике установлен либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных государств имеют право принимать участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги кыргызских компаний. К иностранным инвесторам применяется режим наибольшего благоприятствования. Это правило применяется и в случае, когда инвестор владеет долей предприятия и когда является его полным собственником.

Государство гарантирует благоприятную и предсказуемую законодательную среду для внутренних и иностранных инвестиций. Государственным органом, отвечающим за проведение инвестиционной политики страны, является Министерство экономического регулирования КР.

Правовое регулирование: в КР с момента обретения независимости были проведены масштабные экономические реформы в структуре управления экономикой и законодательстве. Основой всего законодательства страны является Конституция КР и на ее базе составлены другие законы, в том числе те, которые прямо или косвенно касаются инвестиционной деятельности в КР:

· Конституция КР;

· Закон КР «О лицензировании»;

· Закон КР «Об акционерных обществах»;

· Закон КР «О недрах»;

· Закон КР «О свободных экономических зонах в КР»;

· Налоговый Кодекс КР;

· Земельный Кодекс КР;

· Таможенный Кодекс КР;

· Гражданский Кодекс КР;

· Закон КР «О государственно-частном партнерстве в КР».

На данный момент в целях повышения эффективности государственного управления в сфере инвестиционной привлекательности КР для иностранных инвесторов и улучшения логистики прохождения инвестиционных заявок и документов в Правительство КР через упорядочение работы с иностранными инвесторами также прорабатывается проект постановления Правительства КР «об утверждении порядка работы с иностранными инвесторами, обращающимися с предложениями сотрудничества к Правительству Кыргызской Республики».

При этом основным нормативным документом, регулирующим инвестиционную деятельность, является Закон КР «Об инвестициях в Кыргызской Республике». Настоящий Закон устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства. Эти принципы нацелены на улучшение инвестиционного климата в КР и продвижение иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в КР. Этот Закон также регулирует отношения между государственными органами и инвесторами.

Главными отличительными чертами данного Закона являются:

- возможность получения преференций (согласно государственным программам развития, инвесторы в приоритетных секторах экономики и на определенных территориях республики могут получать инвестиционные льготы, отраженные в законодательстве КР);

- гарантия неизменности законодательства в течение 10 лет (данное право не распространяется на случай изменения Конституции);

- право обращения инвестора в Международный Арбитраж;

- гарантия своевременной выплаты адекватной и эффективной компенсации в случае экспроприации;

- свобода репатриации капитала;

- право на получение дивидендов и прибыли.

Кроме того, в целях интеграции в мировое сообщество, а также создания международной нормативно-правовой базы Кыргызстан заключил межправительственные соглашения с рядом иностранных государств по взаимной защите и поощрении инвестиций, об избежание двойного налогообложения, о транзитных перевозках, а также подписал Конвенцию стран СНГ «О защите прав инвестора» и т.д.

Условия и возможности для инвестирования: для улучшения инвестиционного климата КР и повышения ее конкурентоспособности, Правительство КР предпринимает меры по формированию благоприятной бизнес-среды и совершенствованию процесса привлечения инвестиций в страну посредством:

-проведения мероприятий по исключению необоснованных вмешательств государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства;

-устранения административных препятствий и ограничения в сфере инвестиционной и иной предпринимательской деятельности;

-внедрения новых подходов к регулированию рыночных отношений;

-осуществления мероприятий по совершенствованию банковской системы страны с целью повышения ее надежности и повышения доверия к ней со стороны бизнесменов и инвесторов;

-проведения реформы технического регулирования, основанной на принципах применения добровольных стандартов, ограничения государственного контроля.

Иностранным инвесторам выдаются инвестиционные визы, при инвестировании средств в размере не менее 300,0 тыс. долл. США.

Следует отметить, что КР занесен экспертами международной консалтинговой фирмы Control Risks в группу стран, в которых политическая конъюнктура влечет за собой риски «среднего уровня». С этой точки зрения, ведение предпринимательской деятельности в республике оказывается достаточно благоприятным даже по сравнению с экономически развитыми государствами мира.

КР на постоянной основе проводит работу по совершенствованию инвестиционной среды страны путем реализации Плана мер Правительства Кыргызской Республики по улучшению позиции страны в международных рейтингах, в том числе по отчету Всемирного банка «Doing business» (2011 г. - 44 место).

При этом, в целях улучшения позиций КР в международных рейтингах и повышения инвестиционных возможностей страны Правительством прорабатывается проект постановления «Об утверждении Плана действий Правительства КР по дальнейшему проведению системных реформ по улучшению бизнес-среды и их практической реализации на местах в рамках международных индексов на 2012-2013 гг». В рамках данного Плана планируется ряд мероприятий по направлениям инвестиционная свобода, защита прав собственности, а также свобода от коррупции и др., комплексная реализация которых позволит улучшить инвестиционную среду в КР и соответственно оценить результаты реформ в стране через такие авторитетные международные индексы, как Индекс экономической свободы, Индекс глобальной конкурентоспособности, Индекс восприятия коррупции и др.

Кыргызстан предоставляет большие возможности для инвесторов. Вкупе с международными инструментами изучения рынка и новыми технологиями КР имеет поистине уникальные условия для развития бизнеса - в республике можно развивать практически любые отрасли и быть уверенным, что бизнес окупится. Неразвитыми остаются много отраслей: производственная, туристическая, перерабатывающая - все они требуют существенных инвестиций.

В стране действуют несколько свободных экономических зон (СЭЗ), созданных для привлечения прямых иностранных инвестиций в республику. СЭЗ имеют особый юридический статус, который создает специальный режим в вопросах регистрации торгово-промышленных и иностранных предприятий, иммиграции рабочей силы, таможенных пошлин, налогов, земельной собственности, международной торговли. СЭЗ предлагают местным и иностранным инвесторам привлекательный пакет льгот, а также предоставляют помещения для складирования, оптовой экспортной и импортной торговли, банковской деятельности, производства товаров на экспорт и транспортные услуги.

Всего на территории республики открыто и зарегистрировано более 2 тысяч месторождений и рудопроявлений полезных ископаемых разных видов - олова, серного колчедана, висмута, марганца, железной руды, коксующих углей. Имеются рудопроявления редких и рассеянных элементов - индия, таллия, кадмия. На территории КР имеются также месторождения ртути, сурьмы, гипса, каменной соли, каолина, стекольных песков, других стройматериалов.

В КР представлены металлообрабатывающая, машиностроительная (преимущественно на Севере), горнодобывающая, легкая, пищевая промышленность, промышленность стройматериалов, электроэнергетика (действуют Уч-Курганская, Курпсайская, Токтогульская ГЭС, Ташкумырская ГЭС и Шамалдысайская ГЭС, возводится каскад ГЭС «Камбар-ата»).

Цветная металлургия в основном развита в южном Кыргызстане (Ошская область). КР выделяется производством сурьмы и ртути, свинцовых концентратов, выявлены месторождения олова и золота.

Почти все предприятия топливной промышленности сосредоточены в Ошской и Джалалабадской областях. Наибольшее значение имеет угольная прмышленность с преобладанием шахтной добычи (города Кызыл-Кия, Сулюкта, Таш-Кумыр и др.)

Легкая промышленность по числу рабочих занимает второе место после сельского хозяйства. Наиболее развито производство шерстяных тканей, обуви, трикотажных изделий. Крупнейшие трикотажные, швейные, кожевенно-обувные фабрики, камвольно-суконный комбинат расположены на севере республики. Город Ош - крупный центр шелковой и хлопчато-бумажной промышленности. Отрасли пищевой промышленности (мясная, маслосыродельная, сахарная, маслобойная, табачная и др.) практически полностью работают на местном сельскохозяйственном сырье.
Достоверные запасы нефти в республике составляют 14,5 млн.т. и менее достоверные еще 1,6 млн.т. Запасы размещены в 11 месторождениях, из которых 8 являются нефтяными и 3 - газонефтяными.

В рамках Среднесрочной программы развития КР на 2012-2014 гг., Правительством КР планируется осуществить 40 проектов национального масштаба для развития стратегических отраслей и создания основ для долгосрочного развития страны. Ожидается, что ускоренными темпами будут реализовываться стратегические проекты в приоритетных отраслях экономики.

В целях широкого освещения инвестиционной привлекательности и возможности Кыргызская Республика проводит бизнес-форумы.

Поступление прямых инвестиций по странам: по данным Нацстаткома КР объемы поступления прямых иностранных инвестиций из стран вне СНГ в первом полугодии 2011 г. в сравнении с соответствующим периодом прошлого года возросли в 1,7 раза. Основными странами-инвесторами являлись Канада и Китай. Инвестиции из Канады, в основном, направлялись в предприятия обрабатывающей промышленности, в частности, в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, Китая – в предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (39,1 процента), транспорта и связи (36,8 процента) и геологоразведку (18,3 процента).

По сравнению с I полугодием 2010г. поступления прямых инвестиций из Китая возросли в 4,5 раза, Канады – в 2,3 раза.

Приток прямых иностранных инвестиций из стран СНГ по сравнению с I полугодием 2010г. увеличился на 44,9 процента. При этом, объем вложений, осуществленных инвесторами из Казахстана, увеличился в 4 раза, России, напротив, сократился на 33,8 процента.

Основной объем инвестиций из Казахстана направлен в сферу финансовой деятельности 67,1% и предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования - 19,9%. Инвестиции из России, в основном, направлены в предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования - 67,3%, в обрабатывающую промышленность - 14,8 %, при этом 98,7 % в производство пищевых продуктов, включая напитки, а также табака и сферу финансовой деятельности - 8,9 %.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: