Начиная с XVII века, благодаря открытиям Г. Галилея, И. Кеплера и И. Ньютона, формируется точное естествознание, основывающееся на экспериментальных методах исследования. И с этого времени между наукой и техникой устанавливается тесная взаимосвязь. Этот этап в развитии техники приходится на эпоху Нового времени.
Естественные науки вряд ли бы могли появиться без техники. Ведь экспериментальные методы исследования требуют наличие самых разных технических приспособлений – телескоп, маятник, часы и т.п. Причём чем выше требования, которые учёные предъявляют к точности научных результатов, тем более усложненными должны быть технические приспособления. Поэтому, можно сказать, что требования науки с самого начала стимулировали создание новой техники.
В свою очередь, техника тоже не только пользовалась данными естественных наук, но и сама производила действия и преобразования, которые ставили перед естествоиспытателями новые задачи.
Взаимодействие науки и техники происходило не только в сфере экспериментального исследования. Постепенно и сами технические знания стали приобретать форму научного знания. В XVIII веке Г. Монж разрабатывает начертательную геометрию, – и это даёт возможность преобразовывать сложные технические конструкции в математические объекты.
Большой вклад в разработку прикладной математики вносят труды таких учёных, как Л. Эйлер, Ж. Л. Даламбер, Ж. Л. Лагранж, Ж. Б. Ж. Фурье…
Таким образом, техника перенимает от науки не только знания, но и её методы исследования, и социальные институты. Этот процесс оформления технических знаний в научные продолжался и в XX веке.
Стоит напомнить, что эпоха Нового времени стала эпохой становления капиталистического строя. Спрос на товары теперь диктуются рыночными отношениями. Вместе со становлением капиталистического строя возникают крупные производственные объединения, широко использующие машинную технику. И с этого времени начинают разрабатываться машины, заменяющие рутинный труд людей.
|
Переход от использования ручных орудий к применению машин был значительно ускорен изобретением парового двигателя.
Здесь стоит отметить, что широкое применение машин и рост промышленного производства ещё более отдалили человека от продукта своего труда. Человек, работающий на крупном производственном объединении, теперь прикрепляется к выполнению лишь малой части технологической операции, – и, естественно, он имеет самые смутные представления о том, каким образом осуществляется производство конечного продукта. Поэтому труд перестаёт восприниматься как благодать и в большей степени напоминает наказание для человека.
В условиях капиталистического строя, несомненно, расцветает «дух изобретательства». И не только потому, что техническое творчество стало «подпитываться» научными открытиями. Дело в том, что не во все времена, не во все эпохи, изобретения находили поддержку в обществе, даже если они были очевидно полезными. В условиях же капиталистического строя деятельность человека напротив ориентируется на изобретения, как на то, что открывает ему доступ к финансовому процветанию.
И, наконец, переход от применения ручных орудий к машинной технике одновременно становится переходом от производства единичных, «штучных» товаров к их массовому производству. С этого момента тонкая взаимосвязь между искусством и техникой, сохранявшаяся на протяжении всего времени существования ремесленного производства, разрушается. Теперь обезличенные товары промышленности, увы, уже не являются предметами искусства.
|
С середины XIX века в области техники начинается череда выдающихся открытий, приведших к появлению современной техники. Сказанное можно проиллюстрировать, например, теми успехами, которые были достигнуты человеком при создании энергопреобразующих машин.
Так, во второй половине XIX века появились паровая турбина (благодаря которой в настоящее время работает большинство теплоэлектростанций) и двигатель внутреннего сгорания (благодаря которому началось производство автомобилей). Чуть позже появился и электродвигатель. В первой половине ХХ века появляется газотурбинный двигатель, – наибольшее распространение он получил в авиации. А вскоре, на основе научных разработок К. Э. Циолковского, был создан реактивный двигатель, который, собственно говоря, и позволил человеку осуществить свою давнюю мечту – выйти в открытый космос…
Период в развитии техники, который начался с середины XIX века, называется также научно-технической революцией.