Когнитивно-бихевиоральное консультирование




Акцент не на Л измен,а на реш пробл.Тер-т-эмпатийн,конгруэнтн,недирективн.

Сократич диалог – техника проникн в сущн происх с чел с пом точн понятий+выяв границы.использ д\опр пробл,идентиф мысл,образов,ощущ,-исслед смысла соб д\пац-та+оценка последств неадаптивн мысл/повед+эксперимент исслед пробл+поощр обращ-ия кл к факт,их оц,т.е.-рац-ти.Экспозицион раб=десенситизац–пац ранжир ожидаем событ -à прогноз стан менее глобал.-Парадоксальн интенц,-повторен повед,-декатастрофизац,- за\против,-конфронтац:список пугающ ситуац–обуч релаксац-поэтапн предъявл пугающ стим в мом-т релаксац.-Наводнение(встреч с макс неприятн стимул)-Д\З,проигрыв в кабинете à перенос в жиз,- подкрепл желательн повед,оттормажив нежелательн.пов.

Когнит.схема –сис убежд,установок по отнош к себе\миру.

Виды: адаптивн/дезадаптивн,положит/отриц,идиосинкразич/универсальн.

К-Б Т организована феноменологически:терап-т долж пон внутр мир кл,его воспр,отраж ключев слова à поиск путей реш.

Процед аверсивн психотерап закл в том, что раздраж, вызывающ у пац крайне неприятн, но не опасн д\жиз,ощущ фрустрац потребн,электрошок,боль,ужас) предъявляются во временной близости с раздражит(fe-алког.

Жетон сист-Направл на созд условн подкрепл,необх д\упроч психотерапевтич желательн повед пац.Теор основа-модель оперантн обусловлив Скиннера.Пац,ведущ себя требуемым образом,получ спец жет,кот мож далее обменив на опред льготы.наиб эффект при леч пац-тов с хронич наруш псих,содейств успех реабилитац пац.

 

15. Основные направления и стадии семейной психотерапии

Системн ПТ Сем–соц сис,комплекс эл-ов+св-в,находящихся в динамич связ др с др

Психол. здор сис:характ-ки:-саморегуляц,динамика, равновес,-поощр роста,-изменен 1 эл-та ведет к измен других,-целое больше сум част,-поощр внеш и внутр связей

В семье-сист есть:правила,границы,власть.Границы д\б четк,но прониц.Подсистемы:-по полу,возр.Сам крепк:-супруж -родительск –сиблингов.

Психодинамич. ПТ Семейн пробл =нереш пробл кажд чл семьи.Цель:инсайт,различен паттерн прошл в здесь-и-сейчас.Процесс:определ симптома,его функц,опред участников терапии.

Коммуникативн. Акцент на эффективной/неэфф.коммуникац,работа с искаж чуж сообщ, с неконгруэнтн послан,работа с вычеркиван\обобщ (кто, что, как).Цель:повыш открыт (терап гов,что видит, и спраш, что происх

Структурн. Структура – сеть требов+функц,формирующ взаимодейств в семье.Здесь то же, что и в системной ПТ.Цель:созд семейн структ и иерарх(родит – авторитет, все выполняют правила…..)

Стратегич. То же, что и в системн.Результат: каждому члену семьи делают четк предпис, которому он должен след à семья меняется.

Бихевиоральн: подкрепл желательн,оттормажив нежелат повед.Парадокс зад:инструкц, которой кл сопротивлà меняются в нужн русле.

 

. 16. Основные принципы консультирования детей и подростков

Психол раб с дет предъявл к псих особ треб.Он сталкив со след фактор: 1 Структур «я» у дет-слаб\хрупк.-треб особ такт\душевн чутк. 2. У дет слаб ур-нь вербализ-чтобы понять реб,псих-гу приходится многое пропуск через св ч-ва-Л псих д\б устойч\сильн. 3. При раб с дет актуализир собств детск конфл\чув.Это прив к пережив,выходящ за рамки проф области,может потребов собствен обращ к психологу-конс. 4. Даже когда психолог раб только с реб, все равно он включается в систему реб-родители. Кл психолога всегда явл как сам ребенок, так и его родители, а также род-дет взаимоотнош. Поэтому психолог, раб с дет,обяз д\облад навык консультир родит.В отлич от общепринят мнен, раб с дет трудн чем со взросл кл. Пс-лог, раб с детьми, д\зн\раздел установки,кот помог чувств достат легко, чтоб выраз себя в своей собств манере, и кот постеп прив реб к пережив безоп,адекватн\собств ценности: 1вера в ребенка- базов усл.-способств внутр росту:«ты знаешь лучше»,«как ты хоч».эти слова д\совпад с внутр убежд психолога,тогда они буд иметь терапевт знач. 2Принятие - активн приним чув реб, его мыс\образы.fe,в воображ реб песок,игруш,пластил,м\б симв чего угодно- родит, люб.И эти фантаз психологом приним.+он поощр реб исслед св чув.д\б полн\безоценочн.Ощущ принят подверг угр, если псих-г критик реб\хвалит\одобр.люб оценка(и + и -)меш терапевт проц. 3Уваж -за то каким он явл на дан мом-т, а не за то, каким он мож стать.fe«это тв чув, и у тебя есть полн право так чув.Я не буду пыт лишить тебя этих чув, измен их или не замеч, тк это часть тебя, и я буду уваж их, как и все др аспекты твоей Л». не стандартизир.Эти 3 вещи образ соц-эм клим люб псих раб.

При провед псих раб с детьми важ след аспекты терапевт среды:1конфиденц(в 1 очер-реб)Сложн псих раб с дет заключ в том, что необх собл конфиденц реб и в то же вр общаться с его род. 2)орг среды:простр-ва и t(сеттинг) 3) вопр установл\соблюд границ 4)особен провед псих раб связ с возраст обслед детей.В дошк\младш\шк возр-это преимущ игров мет.В старш возр увел роль вербал общ.В подростков возр наиб эффективн явл груп форм раб.

 

17. Психологическое консультирование детей и родителей

Психол раб с дет предъявл к псих особ треб.Он сталкив со след фактор: 1 Структур «я» у дет-слаб\хрупк.-треб особ такт\душевн чутк. 2. У дет слаб ур-нь вербализ-чтобы понять реб,псих-гу приходится многое пропуск через св ч-ва-Л псих д\б устойч\сильн. 3. При раб с дет актуализир собств детск конфл\чув.Это прив к пережив,выходящ за рамки проф области,может потребов собствен обращ к психологу-конс. 4. Даже когда психолог раб только с реб, все равно он включается в систему реб-родители. Кл психолога всегда явл как сам ребенок, так и его родители, а также род-дет взаимоотнош. Поэтому психолог, раб с дет,обяз д\облад навык консультир родит. Пс-лог, раб с детьми, д\зн\раздел установки,кот помог чувств достат легко, чтоб выраз себя в св собств манере, и кот постеп прив реб к пережив безоп,адекватн\собств ценности: вера в реб,принят,уваж.

Псих сопровожд - сист псих меропр,направл на созд услов д\оптим разв Л на кажд возрастн этапе.Это профилакт искаж Л во взросл возр и наиб эфф спос превенц хронич измен Л. Цель псих-соц сопровожд-предотвращ возникнов Л наруш\остановок в Л развит, содейств в разреш внутр конфл Л,возобновл Л роста. Зад:как можно более ран выявл проблем эмоц плана, опред их объ\суб прич+дальнейш раб,направл на восстановл внешн\внутр усл,необх д\разв.Содерж зав от возр, но в целом программа выглядит так: 1) психопрофилактич соц-эм развит 2)диагност психолого-педагогич(групп диагн) 3) диагн психологич (индивид диагн) 4) коррекц раб с подсистем родит5)коррекц раб с подсистем учит 6)коррекц раб с подсистем сверстн 7) индивид коррекц раб с реб.

Псих-педаг диагностика: цель -раннее выявл соц-эм пробл.Чтобы не загруж и без того загруж раб день воспит,псих-пед диагн д\пров экспресс-мет.fe,для дет шк воз мы предлагаем использ «псих паспорт школьника». Этот паспорт м служить средством псих сопровождения ребенка на протяж его шк лет. Педагоги самостоятельно или с небольшой помощью психолога м осуществлять наблюдение за личн развитием реб.

Осн мет псих раб с дет ранн возр: 1) консультир род+просвещение. Осозн важн ранн детск отнош с близк взр д\формир Л реб мож служ фактором, способств улучш родит-детских отнош 2) псих работа с детьми. В пер млад-ва раб с реб приобрет форм раб с парой мать-млад.Гармонич онош с мам закладыв основу Л развит реб. Именно налич забот,утеш в ситуац дискомф\небезопасн созд необх усл д\эм\познав разв реб.

-В пер тоддлер возр(1-2,5) возмож созд групп ранн социализ.Здесь реб м с больш комф нач\заверш проц псих отдел от мамы.Так груп доказ св эффективн как профилактич процед,способств гармоничн соц-эм разв дет.

В дошк возр игра д\реб явл ведущ деят. Игра явл основн ср-вом коррекц страхов и агресс у дет. Игротерап,сказкотерап,арттерап- все вар-ты псих раб с дет,имеющ эмоц пробл.

Для освоен шк треб люб реб треб опред t и усил.Проц адапт затрагив разл сф Л реб.Легче адаптир дети с выс физич и псих готовн к школе. У нек детей период адапт затягив,и тогда необх псих пом.оказанная на ранн этап формиров дезадаптивн форм повед\неадекватн представл реб о себе, улучш адаптац дет,способств их разв в целом. Есть опр развивающ игры, напр на коррекц псих трудн реб(лёгк задерж в разв,недост вним,повыш активн) в нач обуч.

Лучш вар-т организац раб с подростк явл раб в псих груп. Общ цели псих раб в груп:исследе псих пробл участн гр+оказ пом в их реш,улучш субъ самочув,разв самосозн\самоисслед участников,изуч эфф спос межЛ взаимод,содейств процессу Л разв,реализац творч потенц.груп:по возр и пробл.В подростк возр стан важ профил аддикт пов.-первичн(предотвращ),вторичн(предотвращ рецидив),третичн(реабилитац).

Корр сист отнош у дет сопровожд встречн проц-изм сист отнош у их родит. 2 варианта контакт с родит:1)пс-г сам организ взаимод с родит в дет учрежд 2)родит обращ за пом к псих в связи с проблем реб\отнош с ним.

Эфф орг-ия раб: принц:1)обеспеч эм безоп д\родителей. Псих работа м вызв у них страх неопредел,страх нов.Поэтому поначалу взаимодейств д\б организов через знаком,понятн родителям формы.2)открыт\конгруэтн пс-га.Он осозн\приним св ч-ва, поэтому м\б открыт в отнош род.3) необх мотивир родит к взаимод с психолог различн способ.просвещ о ресурсах псих.

 

18. Психологическое консультирование при сексуальных расстройствах.

Кон:сексол«обл знан, комплексно изуч соц\псих аспек взаимоотнош полов,+физиол и патолог полов жиз.Подх к изуч сексуал:1 Биол эссенц-м–секс–биол потребн.2Соц конструктив.Цель:- удовольств\отнош только в браке\размнож. Формир пола:-з аклад 46хромос,-Гонад–м\ж пол желез(яичн\яичк)-Гормон–ж=эстрогены+прогестерон и м= андрогены).Формир внутр пол орган,Формир внешн.Если наруш полов разв на хромос\гормон ур-гермафродит(интер-сексуал).

Теории формир гендерн роли: Психо -сначала реб не осозн различ,затем осозн,потом отождествл себя с род св пола. Соц науч –реб пасс воспр то,что дает мир.Выбир как модель д\подраж не люб взр, а того,кот соотв обществ воплощ пол роли. Когнит разв –реб очень рано нач осоз св принадл к полу-сравнение.Модель д\подраж м\ж,чьими кач хочет облад.

 

Вид и форм секс повед:1Воздерж.(полн\неполн),2Эрот сны\фантаз(чел контролир) ,3 м астурб

Малдз – многоуровневая модель проявления сексуальности:

+3 интимн секс близ,люб, благогов,духовн связь

+2 Конструкт. Творч\эксперимент\раскрытие\обоюдность

+1стереотипн\чётко\м-иниц\ж-приним.уваж\безоп

-1Деструкт.обезлич.недост уваж\ответств,тревог,дискомф

-2оскорбит, принужд, насил, манипуляц

-3секс агресс

Виды секс пов:Ман-генит стимуляц(с партнер),Орал-генит,Коитус, анал,анал-генит, анал-орал.Ориентац-сильн пост секс влеч к люд опр пола.но Секс повед и чув не вс совпад. Исслед: Хукер, Кинси

Модель Вудмана и Ленны–отриц,наруш идентичн(уже поним что он гей, но ему это не приятно признав),попыт верн.к гетеросекс, депрессия. Модель Касса – Наруш идентичн (понимает, что, нач отдал от св привычн окруж,асекс проявл.кто я на самом деле?
Модель Колемана - преобнаруж(мног люди еще в дет поним что гомо,обнаруж,раскр св гомо перед др,исслед(включ в гей-сообщ,1отнош после обнаруж,поиск ярк интимн переж, интеграц идентичн(интегрир секс идентичн в психич.

Терапия: Прийти к соглас с собств гомосекс.поним соц дискриминац.обращ внимание на осозн\выраж чув гнева.Установл равн отнош.пом в преодол вины\стыд,связ с гомо мысл,чув,пов.Источн секс расстр:1Органич факторы-терап:приять огранич\расшир рамки кл-генит-не единств орган получ удовольст.2Влиян Культ,общ(религ).3Л устан.

Эмоц затрудн в секс:Тревожн,депрес,прож в неблаг семье,Боязнь интим,Последств секс насилия+факторы отнош:Неразреш пробл,отсутств довер,уваж,непрощ обиды, пост сост неудов,несильн влеч у 1партнера,недостат владен секс),внутр\внеш несвобода.стеснение,эгоистич манипуляции, боязнь ЗПП и берем.+неэфф коммуник

Секс.дисфункц: 1пробл, связ со стадией желания-отсутств интер к секс активн.2пробл связ со стад возбужд-ж:хронич неспос достиг\поддерж реакц выдел смаз,набух генит.М: дисфункц эррекц.3Пробл,связ с достиж оргаз.Ж – хронич\ситуативн аноргазм.М–неспос к эякул.4Коитал аноргазм(не соотв фантаз).5преждеврем эякуляц.Специфич. пробл:болезн ощущ во время ПА.эндометриоз(ткани таза враст),вагинизм(сокращ мышц).

Профилактика сексуальных нарушений.

Первичн-сохр\развит усл,способств поддерж секс здор\предупрежд неблагопр воздейств,соц,псих,биол факто,спос прив к расстр-ву секс здор;вторичн-своеврем\ран выявл наруш секс здор\предупрежд;третичн-выздоровл,предупрежд обостр\ее перех в более тяж забол.

Специфика:1Профил нарушений соматополового развития(при берем). Далее-обуч\просвещ реб о св полов принадлежн,полоролев повед, пси-соц ориентац.далее-профил секс дисгарм в паре.просвещ их интимн культуры, повыш ур пс,соц-пс,секс-пов адаптац партн+психогигиена.воспит, обуч

 

19. Групповая психотерапия и консультирование: общие принципы и формы работы

1осн мом организ группы:опред цели,продолж,усл,сост участ.

1. осн критер отбор участн в гр(кого брать\не бр, какой отбор.2выбор-1\котерапевт 3.спос подгот уч к груп раб,общ продолж раб,частот,откр\закр,место раб,оплат.4 возможн ли сочет раб в гр с индив+медикам+вопр об участ в др гр;5.какие спос оц результ раб гр; Успех раб гр:взаимодов,самораскр,участие в ней людей с разн жизн опыт;общ цели гр;чув общн,сплоч,квалиф терап;поддерж опр правил.При составл гр:"поддерж+ конфронт",необх:не вкл разн по возр участн;поддерж равновес меж конфл\способностью участников к приспособл;отбир разн люд,кот им разнообр повед и спос реш Л пробл. 2. Правила работы группы-1 Доверит стиль общ.2Общение«здесь и теперь.3Персонификац высказ«Я счит»,«Я дум».4Искрен.только то,что переживается.откр выраж св чув по отнош к действ др.5Конфиденц.6Опред сильн стор Л.7.Недопустим непоср оц чел.8. Прин на себя ответств за гр-не зависеть от терап.9.Оказ пост психотерапев поддерж др участ гр.10. чувства\раскрыт,а не интеллект обсужд.11.Регулярн посещ гр

3.Цели гр:1Выясн пробл кажд участн\пом в поним\измен сост.2Постеп увелич ур адекватн соц адаптац.3Предоставл инф о закономерн межЛ\груп проц-как основе эфф\гармонич общ с др.4Поддерж проц"созрев"Л,пом в проявл дух потенц.+(концепц-окно Johari).Цель груп психотерап-расшир границ "Известн Я" за счет областей "Я скрытого","бел пятен","Я неизв".

4. Цель –опр,как пробл ему хотел бы проанализ,что и как изм в св Л и повед.он мож доп\ изм на неск 1 встр по мере выясн\конкретиз Л цел участников гр.Возмож более обширн конт.утвержд лишь реал цели.В конверт склад цели инд-по оконч распечатыв.рез=цели?

5. Разъясн след вопр:Кто такой психотерап\Суть пробл пац\Действ психотерап\Действ пац\Предполаг рез-т\Где прох психотерап\Продолжит встреч\Частот встреч\их общ колич\Отмена встреч\Велич гонор\Санкц при невып обяз сторон.

6. зад:1Обсужд чув,вызв расстав;2Оц результ раб гр;3консолидац достигн рез;4Подгот к жиз без гр;5Обмен участников оценками групп опыт.Тер-т побужд участн открыто гов о страх,связ с оконч гр.У нек возобновл симпт–они"протест"прот оконч гр.\возвр к ранним темам.возвр к сам эмоц момент.как буд использ в жиз.+ Контрольн встреч гр (оц раб)

7. Обратная связь и рефлексия.

реагир др на др явл форм взаимн пом,тк помог челов оц,наск его повед соотв намер. Реакц др люд помог установ св идентич,отв на важн вопр"кто я?". Виды:1 Выраж полож ч-в,2Сов-(не genial но вним это хорошо),3Интерпрет.(следить,соотв ли реал-ти).4Конфронт(выраж отриц.5раскрыт.(продуктивн). ОС д\б:1 дается пост\всем участн груп.2Конкр(не глоб\не обобщ.3Прям-обращ на "ты",а не говоря"о нек люд в гр".3Всякой\разной-говорится всё что нрав\ненрав.4.учёт св\др потребн.5Практичн-то что чел мож изменить.6Своеврем.7Ясн\понятн чел, на кот направл.8Точн.

Рефлексия - обращ вним субъ на сам себя,на св активность,их переосмысл.+внутр честн\ рефлексируемая собств конгруэнтн\инконгр,поиски «подлин Я».базов св-во субъ,помог осозн\регуляц св жизнедеят.Рефл Спос измен содерж созн.

8. Процед теор обобщ,организ оп,матер,отраж сам существ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: