По познавательному развитию




Для детей старшего дошкольного возраста.

 

Виртуальное путешествие «Мой край».

 

НОД в рамках реализации программного содержания темы «Мой город, мой край».

 

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, музыка.

 

Форма организации коллективной деятельности:

Ø совместная деятельность взрослых и детей.

 

Форма проведения. Виртуальное путешествие.

 

Материалы к деятельности. А удиозаписи «Сказочный Урал» (группа «Карамель»), картины и фотографии о природе Урала или презентация «Мой край – Челябинская область».

 

Планируемые результаты.

Ø Возникновение интереса детей к истории, природе родного края.

 

Программное содержание.

Обучающие задачи.

Ø Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине». Знакомить с легендами и сказаниями Уральского края.

Ø Познакомить детей с гербом и флагом Челябинской области.

Ø Обогащать представления детей о многообразии окружающего мира.

Ø Расширять представления детей о животном мире Челябинской области.

Ø Формировать у детей предпосылки экологического сознания, напомнить правила поведения в лесу.

 

Развивающие задачи.

Ø Продолжать развивать речь как средство общения.

Ø Развивать восприятие, слуховое внимание, память детей.

 

Воспитательные задачи.

Ø Воспитывать любовь к родному краю.

Ø Воспитывать чуткость детей к музыке.

 

 

Ход деятельности.

Вводная часть.

Звучит первый куплет песни «Сказочный Урал», в исполнении группы «Карамель»

В сказочном Урале мы живём, Так привольно нам в краю родном. Горы и вершины, реки и долины, Нам всегда ласкают взор. Сосны исполины, кедры и рябины, Манит нас лесной шатёр. Зеленей, расцветай мой родимый край, Зеленей, расцветай мой родимый край. Светлана Алёшина

— Дети, вы хотели бы увидеть наш сказочный Урал? (ответы детей).

— Как нам осуществить свою мечту? Дети предлагают свои варианты

— Дети, мы можем отправиться в виртуальное путешествие. Как вы думаете, что для этого необходимо? (ответы детей).

— Дети, вы не возражаете, если я буду экскурсоводом? (ответы детей).

Основная часть.

Презентация «Мой край – Челябинская область».

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой!

— Наше виртуальное путешествие начинается. По реке времени в прошлое уплываем, легенды нашего края узнаем. Послушайте «Сказ об Урале». (Н. Агапова)

Давно это было. Жил в городе Санкт-Петербурге царь-государь. Звали его Пётр I. Умный был царь, много читал, много учился и много работал. Слуги Петра I поехали по России-матушке в солдаты мужиков звать, да и в наш Уральский край заглянули. Едут полем, едут лесом, едут мимо рек быстрых, озёр глубоких да гор высоких. Вдруг лошади встали и не могут идти дальше, будто к земле приросли. В это время ехал мимо на лошади уральский мужик. Спрашивает он у солдат, кованые ли у коней копыта. Копыта лошадей защищают железные подковы. Глянули слуги на лошадь мужика, а она не кована. Идёт себе лошадь по дороге, а лошади слуг Петра I стоят на месте и не могут идти дальше. Испугались слуги, вернулись к царю и рассказали, что горы на Урале чудные, волшебные. Коней, кованных к себе, притягивают, идти дальше не дают. Понял царь, чем богаты Уральские горы. И послал он людей учёных в наш волшебный край. Вот они ему ответ шлют: много на Урале лесов, рек, озёр, руды железной, золота, а каменьев самоцветных видимо-невидимо.

— Но самое главное богатство уральской земли – это люди, уральцы-труженики. Уральцы добывают железные руды, золото, самоцветы из Уральских гор. Уральцы создают прочные и красивые изделия. И мы с вами счастливы, что живём в таком удивительном крае, гордимся его историей, достижениями наших земляков: златоустовской гравюрой, каслинским литьём.

— Дети, кто нарисован на гербе и флаге Челябинской области? (ответы детей).

— Белый двугорбый верблюд с золотой поклажей символизирует мудрость, долголетие,

верность традициям родного края. Красный цвет – это цвет жизни, любви, здоровья, символ мужества уральцев, огонь наших заводов. Золотая полоса об Уральских горах напоминает, красоту, величие, богатство природы восхваляет. Но не только золотом да самоцветами богат наш край. Богата природа нашего края, есть у нас горы и степи, леса и поля, реки и озёра.

Дети, посмотрите, сколько животных и птиц живёт в нашем краю!

Дети рассматривают зоогеографическую карту Челябинской области, называют знакомых животных.

 

— Дети, продолжаем наше виртуальное путешествие. Я предлагаю вам, словно птицы полететь над нашим Уральским краем. Летим на север нашей Челябинской области. Здесь горы и леса, озёра и реки, много заповедников. Заповедники – это заповедное место, место, где люди только гости, а хозяйка этого места природа, и её дети – растения, животные, птицы.

В сказочном Урале мы живём,

Так привольно нам в краю родном,

Горы и вершины, реки и долины

Нам всегда ласкают взор.

Сосны-исполины, кедры и рябины,

Манит нас лесной шатёр.

— А эти высокие горы – Таганай, что по-башкирски означает «подставка для луны». Легенда гласит, что жил в этих местах Таганай и три его сына. Владел Таганай секретом долгой жизни. Подговорил леший Шурале старших сыновей украсть секрет у Таганая, пообещал им несметные богатства. Только Таганай догадался о предательстве сыновей и прогнал их. Со стыда провалились они под землю. А Таганай от обиды на неблагодарных сыновей окаменел, в гору превратился. Младший сын Селямбай, не знал о предательстве братьев. Когда отец его в гору превратился, ушёл он жить на реку Миасс. Был он добрым, приветливым. Потянулись к нему люди. А место это Селябой прозвали, а позже стали Челябой называть.

Много чудес в таганайских горах. Вот Долина сказок. Кажется, что какой-то волшебник превратил жителей гор в каменные статуи. А это Каменная река. Бежит она вдаль, а воды нет, одни камни. Озеро Зюраткуль находится высоко в горах. Легенда гласит, что гордая красавица Юрма, нечаянно разбила волшебное зеркало. Один осколок зеркала улетел высоко в горы и превратился в прекрасное озеро. Оно стало сердцем гор и его назвали Зюраткуль, что по-башкирски означает сердце – озеро.

Мы видим Ильменский заповедник. Слово «ильмень» означает небольшие озёра. В Ильменском заповеднике 30 озёр. Отдохнём и мы на берегу озера.

Физкультминутка «Уральский край».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Раз, два, три, четыре, пять Я хочу вам рассказать. Дети маршируют на месте.
Как богат Уральский край Руки в стороны.
Ты о том не забывай Руки к сердцу.
Наши реки широки, Руки в стороны.
А озёра – глубоки, Наклон, руки вниз до полу.
Горы наши высоки, Руки вверх, встать на носочки.
Есть пещеры у реки, Присесть, встать.
И леса, и поля – Руки в сторону.
Это Родина моя! Руки к сердцу.

 

— Это владения Хозяйки Медной горы – владычицы всех потаённых сокровищ Урала.

Неспроста в народе говорят

Что Урал наш сказочно богат

Много самоцветов самых разноцветных

Горы бережно хранят.

— Кажется, минералы всего света собраны в этом удивительном месте – в Ильменском заповеднике. Ильменит, топаз, миаскит, сапфир, корунд, амазонит, канкринит, родонит и многие другие.

— Дети, каких зверей и птиц можно увидеть в наших лесах? (ответы детей).

(Белка, медведь, лиса, волк, лось, заяц, ёж, глухарь, дятел, поползень, снегирь, свиристель). Педагог называет животных и птиц, которых не назвали дети.

— Путешествие по Челябинской области продолжаем, на юг мысленно улетаем. Под нами степи, необъятные просторы. В степях растут разные травы. Здесь на юге, мы увидим загадочный Аркаим. Это страна древних городов Урала. Города эти спрятаны в толще земли. Археологи разгадывают загадки прошлого, астрологи пытаются увидеть будущее.

— Дети, какие удивительные звери и птицы живут в степях Урала. Вы узнали этих животных? (Заяц-русак, полевая мышь, перепел, сурок, тушканчик, суслик, дрофа, серая куропатка, стрепет, журавль-красавка, степной орёл, сапсан).

Педагог называет животных и птиц, которых не назвали дети.

Зеленей расцветай,

мой родимый край.

Зеленей расцветай,

мой любимый край.

— Дети, красива Уральская природа! Край уральский люби, красоту природы береги. Вспомним с вами правила поведения в лесу (ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

В лесу гуляем по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

Не шумим в лесу!

Не срываем полевые и лесные цветы! Не уничтожаем редкие цветы!

Не разоряем птичьи гнёзда и муравейники!

Не забираем из леса домой животных!

Не обижаем насекомых! Не ловим бабочек и стрекоз!

Не подходим к змеям!

Не вырываем растения с корнем!

Не портим несъедобные грибы.

Не ломаем ветки деревьев!

Не повреждаем кору на деревьях!

Не разжигаем костёр в лесу!

Не бьём стекло в лесу! Не оставляем мусор!

— Дети, помните, каждый человек должен стремиться сохранить красоту родного края.

Заключительная часть.

— Дети, что вы нового интересного узнали о нашем крае? (ответы детей).

— Что бы хотели ещё узнать? (ответы детей).

— Замечательно! Спасибо, дети! Мне было приятно с вами путешествовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.

 

Речевая игра «Богатства нашего края»

(Индивидуально или подгруппа детей до 8 человек).

Задачи. Поддерживать интерес детей к родному краю. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, вы знаете, как богат наш уральский край! Богатство края считаем, слова правильно изменяем.

Игровые правила.

Ø Цветок даю, богатство назову.

Ø Богатства называй, один, два, много считай.

Ø Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя богатство родного края, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

Гора – … (одна гора, две горы, много гор).

Озеро – … (одно озеро, два озера, много озёр).

Река – … (одна река, две реки, много рек).

Поле – … (одно поле, два поля, много полей).

Лес – … (один лес, два леса, много лесов).

Город – … (один город, два города, много городов).

Деревня – … (одна деревня, две деревни, много деревень).

Село – … (одно село, два села, много сёл).

Как богат Уральский край

Ты о том не забывай

Наши реки широки,

А озёра – глубоки,

Горы наши высоки,

Есть пещеры у реки,

И леса, и поля –

Это Родина моя!

— Богат наш уральский край. Много в нашем краю гор, озёр и рек, лесов и полей, городов, деревней и сёл. Но главное богатство уральского края – это его жители, уральцы. Прелестно, дети! Богатство Урала считали, слова правильно изменяли.

 

 

Игровая ситуация «Путешествие по карте».

Задачи. Расширять знания детей о животных и птицах родного края. Развивать воображение, зрительное восприятие, память детей.

Игровой материал. Зоогеографическая карта Челябинской области.

Игра.

— Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по карте Челябинской области. А вы умеете путешествовать по карте? (Ответы детей).

— Вот перед нами карта Челябинской области, но не простая, а Зоогеографическая. Она рассказывает, какие природные зоны есть в нашем краю, какие птицы и звери живут в этих природных зонах. Есть четыре стороны света: север, юг, запад, восток. На картах всегда рисуют: сверху – север, внизу – юг, слева – запад, справа – восток. Вы готовы к путешествию? (Ответы детей).

— Начинается игра, в путешествие пора. На карту внимательно смотрите, что увидите, расскажите. Летим на север нашей Челябинской области. На севере и западе нашей области горы и тайга, зелёная полоса. Дети, расскажите, кто живёт в тайге? Дети называют, а педагог показывает на карте птиц и зверей. Педагог контролирует, чтобы дети называли тех животных, кто живёт в тайге (зелёная полоса). Затем педагог называет и показывает зверей и птиц тайги, которых не назвали дети.

— Многих зверей и птиц закон охраняет, убивать их запрещает. В Красную книгу они занесены, знать вы их, друзья, должны. На карте в красный круг животные заключены, быстро мне их назови. Дети, каких птиц и зверей тайги нужно беречь? (Ответы детей).

— Глаза закрываем, немного отдыхаем. На юг мысленно летим, степной край посетим.

Открываем мы глаза, игру продолжаем. Степь – это ровная поверхность, покрытая травой. На карте степь светло – коричневая. Дети, кто живёт в степях нашей Челябинской области? (Ответы детей).

Дети называют, а педагог показывает на карте птиц и зверей. Педагог контролирует, чтобы дети называли тех животных, кто живёт в степи. Затем педагог называет и показывает зверей и птиц степи, которых не назвали дети.

— Дети, каких птиц и зверей степи нужно беречь? (Ответы детей).

— Глаза закрываем, немного отдыхаем. В лесостепи мысленно летим, центр Челябинской области посетим. Открываем мы глаза, продолжается игра. Лесостепь – здесь есть и лес, и степь. На карте лесостепь светло-зелёная. Дети, кто живёт в лесостепной зоне нашей Челябинской области? (Ответы детей).

Дети называют, а педагог показывает на карте птиц и зверей. Педагог контролирует, чтобы дети называли тех животных, кто живёт в лесостепной зоне. Затем педагог называет и показывает зверей и птиц, которых не назвали дети.

— Дети, каких птиц и зверей нужно беречь? (Ответы детей).

— Закончилось наше путешествие. Челябинск – город наш на карте, пожалуйста, найдите. (Педагог показывает на карте город Челябинск).

— Глаза закрываем, мысленно путь продолжаем. Вот Челябинск, вот наш дом. Глаза открываем, игру завершаем. Спасибо, дети, мне было приятно с вами путешествовать.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: