Существенно изменяется порядок исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование.
Во-первых, в отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года все застрахованные лица подразделяются не на три, как сейчас, а на две возрастные категории независимо от пола:
· лица 1966 года рождения и старше;
· лица 1967 года рождения и моложе.
Во-вторых, для лиц 1966 года рождения и старше не предусмотрено начисление взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Для этой категории застрахованных лиц взносы начисляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Для лиц 1967 года рождения и моложе сохранен действующий порядок: взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии. При этом следует учитывать, что на период 2005-2007 годы действуют переходные положения: взносы в "обычных" организациях начисляются исходя из базового тарифа 10 процентов и 4 процента на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии соответственно. Таким образом, действие переходных положений продлено (в действующей редакции переходные положения действовали по 2005 год включительно).
В-третьих, по аналогии с ЕСН изменены интервалы базы шкалы регрессии: до 280000 руб., от 280001 руб. до 600000 руб. и свыше 600000 руб., а также установлены новые тарифы для базы, превышающей 280000 руб. Заметим, что в отличие от существующего порядка, в общем случае сумма взносов на обязательное пенсионное страхование теперь будет превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), начисленную в федеральный бюджет.
Действующим порядком (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ) предусмотрено, что при исчислении взносов на обязательное пенсионное страхование регрессивная шкала применяется на тех же условиях, что и при исчислении ЕСН. Таким образом, с 1 января 2005 года страхователям не требуется как ранее подтверждать расчетом право на применение пониженных тарифов, если база для исчисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года превысит 280 000 руб., независимо от размера базы в среднем на одного работника и численности работников.
|
В четвертых, законодатель уточнил, что к лицам, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Российской Федерации как постоянно, так и временно. Таким образом, с 1 января 2005 года на выплаты указанным лицам по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предусматривающим выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору, организациям необходимо начислять взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом не имеет значения, сколько дней указанные лица проживали в Российской Федерации на момент выплаты.
Рассмотрим, как изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, отразятся на налоговой нагрузке на предприятие ООО «Ирис»
Все работники организации относятся к лицам 1967 года рождения и моложе.
Рассчитаем сумму авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из действующего порядка и порядка, вводимого с 1 января 2005 года (см. таблицу 2). Обращаем ваше внимание, что целью настоящей статьи является аналитический обзор изменений налогового законодательства, поэтому переходные положения не учитываются при расчете.
|
Таблица 2. Расчет авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование (с 2008 года)
Работник | Налоговая база за январь | Суммы авансовых платежей, исчисленные исходя из действующего порядка | Всего | Суммы авансовых платежей, исчисленные исходя из порядка, вводимого с 1 января 2005г. | Всего | ||
На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | ||||
Иванов И.И. | 100 000 | 8 000 | 6 000 | 14 000 | 8 000 | 6 000 | 14 000 |
Петров П.П. | 200 000 | 12 500 | 9 400 | 21 900 | 16 000 | 12 000 | 28 000 |
Иванова И.И | 300 000 | 17 000 | 12 800 | 29 800 | 23 020 | 17 280 | 40 300 |
Петрова П.П. | 400 000 | 19 260 | 14 490 | 33 750 | 26 120 | 19 680 | 45 800 |
Сидоров С.С. | 500 000 | 21 520 | 16 180 | 37 700 | 29 220 | 22 080 | 51 300 |
Сидорова С.С. | 600 000 | 23 780 | 17 870 | 41 650 | 32 320 | 24 480 | 56 800 |
Итого | 2 100 000 | 102 060 | 76 740 | 178 800 | 134 680 | 101 520 | 236 200 |
Приведенные данные показывают, что в 2005 году с базы, превышающей 100 000 руб., организации придется платить большую сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, в среднем на 30 процентов. Вместе с тем, с учетом нормы, предусмотренной пунктом 2 статьи 243 НК РФ, это увеличение будет компенсировано уменьшением суммы налога (авансовых платежей по налогу), зачисляемой в федеральный бюджет. Расчет налога приведен в таблице 3.
Таблица 3. Расчет авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование (с 2008 года)
Работник | Налоговая база за январь | Действующий порядок | Порядок, вводимый с 1 января 2005 г. | ||||
Исчислено налога в федеральный бюджет | Налоговый вычет (взносы в ПФР) | К уплате в федеральный бюджет | Исчислено налога в федеральный бюджет | Налоговый вычет (взносы в ПФР) | К уплате в федеральный бюджет | ||
Иванов И.И. | 100 000 | 28 000 | 14 000 | 14 000 | 20 000 | 14 000 | 6 000 |
Петров П.П. | 200 000 | 43 800 | 21 900 | 21 900 | 40 000 | 28 000 | 12 000 |
Иванова И.И | 300 000 | 59 600 | 29 800 | 29 800 | 57 580 | 40 300 | 17 280 |
Петрова П.П. | 400 000 | 67 500 | 33 750 | 33 750 | 65 480 | 45 800 | 19 680 |
Сидоров С.С. | 500 000 | 75 400 | 37 700 | 37 700 | 73 380 | 51 300 | 22 080 |
Сидорова С.С. | 600 000 | 83 300 | 41 650 | 41 650 | 81 280 | 56 800 | 24 480 |
Итого | 2 100 000 | 357 600 | 178 800 | 178 800 | 337 720 | 236 200 | 101 520 |
Таким образом, фактически увеличение суммы взносов в ПФР не приведет к повышению налоговой нагрузки на организацию.
|
Прочие изменения
В настоящее время при определении налоговой базы учитываются выплаты и вознаграждения как в пользу физических лиц - работников организации, так и членов их семей. С 1 января 2005 года полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных и иных прав), предназначенных для членов семьи работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, не будет облагаться единым социальным налогом.
В отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года единым социальным налогом будут облагаться:
· суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;
· выплаты членам профсоюзов, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов;
· выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц;
· суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
· суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту, инвалидам), а также членам их семей стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
Вместе с тем, для организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, необлагаемая единым социальным налогом совокупная сумма материальной помощи, выплачиваемая физическому лицу за счет бюджетных источников, повышена с 2000 руб. до 3000 руб.
В отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года в налоговую базу в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, включаются также вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по лицензионным договорам. Федеральным законом от 20.07.2004 № 70-ФЗ установлено, что льготы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ (освобождение от налогообложения выплат и иных вознаграждений льготным категориям граждан, не превышающих 100 000 руб. в течение календарного года), с 1 января 2005 года. распространяются на всех физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, независимо от того, работают они в организации по трудовому договору или состоят с организацией в гражданско-правовых отношениях.
Аналогичный порядок предусмотрен в отношении налоговых льгот для организаций, поименованных в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, с 1 января 2005 года российские фонды поддержки образования и науки не смогут больше воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ.
Теперь суммы выплат гражданам России в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам, аспирантам государственных, муниципальных образовательных учреждений, подлежат налогообложению единым социальным налогом.
В 2005 году при уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование используются ставки налога и тарифы, установленные Федеральным законом от 20.07.04 № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».