Ценообразование и калькуляция в общественном питании




 

Цена, по которой продается и покупается товар, есть форма проявления его стоимости, определяемой величиной общественно необходимых затрат труда, воплощенных в том или ином товаре.

Экономическая политика нашего государства направлена на то, чтобы цены все в большей степени отражали общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, ее потребительские свойства, качество и платежеспособный спрос.

Одной из основных контрольных функций бухгалтерского учета является строжайшее соблюдение политики цен, которая направлена на совершенствование ценообразования во всех отраслях хозяйства, снижение себестоимости продукции.

В общественном питании применяются следующие виды цен: оптовые, розничные, средневзвешенные и расчетные.

Следует различать два вида оптовых цен: оптовая цена предприятий и оптовая цена промышленности. Оптовая цена предприятия состоит из следующих элементов: себестоимости продукции и дохода (прибыли) предприятия.

В себестоимость продукции включаются плановые затраты по производству продукции (сырье, материалы, электроэнергия, заработная плата и др.).

Доход (прибыль) предприятия - это разность между стоимостью реализованной продукции в оптовых ценах и ее себестоимостью. По этой цене одни предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям, а также сбытовым и оптовым базам.

Оптовая цена промышленности - это цена, по которой предприятия и оптовые базы реализуют товары предприятиям торговли и общественного питания. Она состоит из следующих элементов: оптовой цены предприятия, налога.

Налог с оборота вносится в доход государственного бюджета, а оптово-сбытовая скидка предназначена для покрытия расходов и образования доходов оптово-сбытовых баз.

На продукцию сельского хозяйства также устанавливают оптовые цены. Они включают закупочную цену, уплачиваемую производителю продукции, и наценку в пользу заготовительной организации, предназначенную на покрытие расходов и получение доходов (прибыли).

Сельскохозяйственные предприятия имеют право самостоятельно устанавливать цены на часть плановой и всю сверхплановую продукцию, продаваемую через свою торговую сеть.

Предприятия пищевой промышленности и оптовые базы при отпуске продуктов по розничным ценам предоставляют предприятиям - покупателям торговые скидки, и тогда оптовая цена промышленности определяется как разница между розничной ценой и торговой скидкой.

Торговые скидки установлены в процентах к розничной цене и предназначены на покрытие издержек обращения и получение плановых доходов предприятиями торговли и общественного питания. Торговые скидки дифференцируются по отдельным товарам, что вызвано различным уровнем издержек, с которыми связана их реализация. Размер скидок зависит от места нахождения торгующих организаций (город, село, отдаленные и горные районы), кроме того, учитывается их подчиненность.

Торговые скидки для предприятий общественного питания выше, чем для торговых предприятий, что объясняется более высокими издержками ресторанов, кафе, столовых.

Предприятия общественного питания, как правило, не оплачивают расходы по доставке товара назначения, а все расходы относят за счет поставщика.

Стоимость тары оплачивает покупатель по ценам, предусмотренным прейскурантами, Стоимость бумажной тары и упаковочных материалов включается в оптовую цену товара и отдельно товарополучателями не оплачивается

Прейскуранты розничных цен необходимы для контроля за соблюдением розничных цен, размерами торговых скидок, правильностью расчетов с поставщиками за вар, тару и транспортные услуги.

В общественном питании широкое распространение получили средневзвешенные цены. Они установлены для того, чтобы избежать ежедневного изменения цен на одни и те же блюда, сократить объем работы по их исчислению, а также для разработки прейскурантов постоянно действующих цен на готовые изделия. Рассчитываются средневзвешенные цены на одноименные продовольственные товары различных сортов, кондиций и расфасовок, а также на продукты, сходные по кулинарному назначению независимо от источника поступления, наименования, сорта. Например, одна средневзвешенная цена применяется на мясо (говядина, свинина, баранина), на макаронные изделия (вермишель, макароны и др.) и другие продукты.

Средневзвешенные цены рассчитываются едиными для области, края, города и утверждаются управлениями общественного питания.

При применении средневзвешенных цен на сырье необходимо добиваться от поставщиков поступления продуктов в том соотношении по сортам и кондициям, которое предусмотрено при расчете средневзвешенных цен, иначе образуются отклонения от стоимости продуктов по розничным и средневзвешенным ценам.

Если на предприятие общественного питания, в основном работающее на полуфабрикатах, поступает необработанное сырье, то расчетные цены на это сырье определяются на основе средневзвешенной цены полуфабриката. Например, на картофель и овощи в этом случае расчетная цена исчисляется путем умножения средневзвешенной цены на выход полуфабриката из 1 кг сырья.

Применение расчетных цен упрощает учет сырья, так как отпадает необходимость при отпуске сырья неосновных кондиций на производство предоставлять материально ответственным лицам скидки (накидки), а также обеспечивает равенство в оценке сырья и полуфабрикатов.

При снабжении предприятий общественного питания только полуфабрикатами расчетные цены не применяются, в этом случае действуют розничные цены на полуфабрикаты.

На основании розничных, средневзвешенных или расчетных цен путем добавления соответствующих наценок определяются розничные цены общественного питания.

Розничные цены с добавлением наценки используются при исчислении цен на готовую продукцию, при продаже некоторых покупных товаров, а также при учете сырья на производстве на предприятиях.

Наценки общественного питания наряду с торговыми скидками предназначены для покрытия расходов, связанных с производством и реализацией продукции собственного производства и покупных товаров, и обеспечения хозрасчетного дохода.

Размеры наценок устанавливаются министерствами торговли союзных республик и зависят от наценочной категории предприятия, вида (группы) сырья и способа обработки готовой продукции (общие или заказные блюда)

На предприятиях общественного питания всех типов по розничным ценам без наценки реализуются такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, мороженое в расфасованном виде (в брикетах, стаканчиках), газированная вода, табачные изделия и спички. Кроме того, в школьных буфетах и столовых продаются без наценки молоко, молочнокислые продукты, фрукты, цитрусовые плоды, покупные котлеты, сосиски, сардельки.

Для оплаты отпущенных товаров и тары поставщик выписывает предприятию-покупателю платежное требование по унифицированной форме, в которой указывает наименование, количество, цену товаров, их общую стоимость, стоимость тары, размер торговых и дополнительных скидок и другие необходимые для расчетов реквизиты.

Если перечень товаров невозможно поместить на бланке платежного требования, дополнительно выписывают счет-фактуру или товарно-транспортную накладную, и в платежном требовании вместо перечня конкретных товаров указывают номера прилагаемых сопроводительных документов и общую стоимость отпущенных товаров. Сумма, которую оплачивает покупатель, складывается из покупной стоимости товара и тары.

Если товары отпускаются оптовыми базами, которые не получают сбытовых скидок, то они берут в свою пользу на покрытие расходов по отпуску товаров часть торговых скидок.

Местные поставщики, доставляя своим транспортом товар, включают в платежное требование сумму транспортных расходов, которую также оплачивает покупатель продуктов.

При получении платежных требований бухгалтерия предприятия (организации) обязана их зарегистрировать и подвергнуть тщательной проверке, т.е. проверить в них цены на товары и тару, торговые скидки, транспортные расходы, а также правильность арифметических подсчетов. Руководствоваться при этом необходимо прейскурантами розничных цен на товары и тару, договорами, заключенными между поставщиками и покупателями. Для возможности проверки цен поставщик обязан указывать в платежных требованиях, счетах-фактурах или товарно-транспортных накладных номер товара и тары по прейскуранту. На сопроводительном документе поставщика проверяющий делает отметку за своей подписью, после чего платежные требования передаются руководителю предприятия для акцепта или отказа от акцепта. Акцентом называется согласие предприятия общественного питания на оплату счета поставщика.

Основная масса сырья и продуктов поступает на предприятия общественного питания. При составлении калькуляции на продукцию собственного производства это сырье включается с наценкой, установленной соответственно на розничные цены.

Цены на продукцию собственного производства и покупные товары определяются путём калькуляции.

Калькулирование продажной цены происходит на основании данных сборника рецептур блюд, который является нормативным документом. В сборнике рецептур предприятия общественного питания делятся на три наценочных категории:

высшая наценочная категория (ресторан, кафе, бар, закусочные категории "люкс", "высшая" и "первая");

вторая наценочная категория (ресторан, кафе, бар, закусочные);

третья наценочная категория (для предприятий общественного питания всех типов при производственных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях).

В общественном питании в отличии от промышленных предприятий объектом калькуляции является не себестоимость выпускаемой продукции, а цена.

Калькуляция цен на каждое блюдо (изделие) оформляется в карточках типовой формы.

Составление калькуляционной карточки и определение продажной цены блюда производится в следующем порядке:

по плану - меню определяется ассортимент блюд, на которые необходимо составить калькуляционный расчёт;

на основании сборников рецептур устанавливаются нормы вложения сырья на каждое отдельное блюдо;

определяются подлежащие включению в калькуляцию продажные цены на сырьё;

исчисляется стоимость сырьевого набора блюд путём умножения количества сырья каждого наименования на продажную цену и суммирования полученного результата (сырьевой набор конкретного блюда берётся из сборника рецептур);

устанавливается продажная цена одного блюда делением продажной стоимости сырьевого набора блюд на 100.

Калькуляционные карточки регистрируют в специальном реестре после подписи их лицами, которые несут ответственность за правильность установления продажных цен.

Исчисленные продажные цены на блюда и изделия необходимо сопоставить с ранее действующими ценами на такие же блюда и тщательно проанализировать причины возможных отклонений.

Цены на гарниры и соусы также исчисляются на отдельной карточке, а цены на полуфабрикаты и кулинарные изделия исчисляются методом калькуляции, исходя из стоимости сырьевого набора продукции по продажным ценам. Покупные товары в буфетах реализуются по розничным ценам (покупная цена с учётом наценки).

Таким образом, следует заключить, что Специфика хозяйственной деятельности предприятий общественного питания определяет особенности ведения бухгалтерского учета.

С одной стороны, он призван отражать процессы производства, а с другой процессы торговли (реализации). Продукция, изготовляемая на предприятиях общественного питания, реализуется по ценам, которые складываются из стоимости расходуемого сырья и торговой наценки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: