В международной практике бухгалтерский учет рассматривается как важный инструмент успешного предпринимательства. Данные бухгалтерского учета служат базой для принятия многих экономических решений как внутри организации, так и за ее пределами многочисленными пользователями рынка учетной финансовой информации.
Полноправными участниками экономической жизни страны являются и организации, относящиеся к сфере общественного питания. Перемены, происходящие в экономике, затрачивают в полной мере и эту сферу: рестораны, кафе, столовые, закусочные и т.д.
Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны.
Законодательство о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета
Проблема обеспечения населения продуктами питания всегда являлась первоочередной для всех стран мира. Усилившийся в последние годы рост населения земного шара, увеличение его потребностей и истощение естественных ресурсов земли вызывают необходимость совершенствования методов хозяйствования, стандартизации показателей качества продукции, методов ее испытания и т.д., направленных на более разумное и эффективное использование ресурсов растительного и животного мира.
Развитие методов управления предприятием в условиях рынка вызывает необходимость постоянного совершенствования бухгалтерского учета - как финансового, так и управленческого. Эту же цель преследует и реформирование бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
|
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это правила, применяемые при составлении финансовых отчетов во многих странах мира. Они обеспечивают ответственность при представлении финансовой отчетности, а также её прозрачность, понятность и сопоставимость - необходимые атрибуты современной глобальной рыночной экономики. Это снижает риски инвестиций, так как инвестор получает понятную ему информацию о финансовом положении объекта инвестиций.
В условиях централизованной плановой экономики теоретические разработки и инструкции по вопросам организации системы оперативного учета и контроля и прежде всего контроля над затратами внедрялись в практику работы организаций лишь частично и, в большинстве случаев, формально. Это в полной мере можно отнести и к организациям общественного питания.
Переход на рыночные отношения изменил подходы к построению информационных систем, обеспечивающих организацию оперативной, полной и надежной информацией для принятия оптимальных управленческих решений по распределению и эффективному использованию имеющихся ресурсов.
Интенсивное развитие экономических процессов, происходящих сегодня в организациях общественного питания в зарубежных странах, все больше требует аналитической информации по различным ее признакам.
Работа в международных организациях по стандартизации позволяет странам получать большие экономические выгоды за счет сокращения затрат и времени на разработку национальных стандартов, внедрения в международные стандарты требований национальных стандартов, получения информации на ранних стадиях развития научных исследований в каждой отдельной области техники и др.
|
За рубежом (в ФРГ, США, Франции, Англии и др.) наиболее популярными являются такие типы предприятий быстрого обслуживания как:
столовые и кафе полуавтоматизированные и полностью автоматизированные;
кафетерии типа "снек" и типа "фаст-фуд";
гриль-бары;
кафе "шоп";
рестораны с буфетом типа "шведский стол" и прочие предприятия, работающие на основе использования готовых блюд или полуфабрикатов с высоким коэффициентом готовности.
Промышленные методы приготовления пищи, высокая техническая оснащенность указанных предприятий специальным секционным малогабаритным модулированным оборудованием, механизация и автоматизация процессов комплектации и раздачи блюд - все это в конечном счете позволяет за рубежом по-новому подойти к вопросам организация сети массового питания.
Государственные органы и общественные организации разрабатывают стандарты бухгалтерского учета, обязательные для всех предприятий. Например, в России такими стандартами являются Положения по бухгалтерскому учету <https://www.2buh.ru/pbu/>.
Если предприятие стремится выйти на мировой рынок инвестиций, оно вынуждено составлять свою отчетность и по правилам IAS (международные стандарты бухучета) или GAAP (общепринятые принципы бухучета, действующие в США).
З арубежный учетно-аналитический опыт показывает, что информация управленческого учета является тем фундаментом, на основе которого принимаются управленческие решения как для текущей, так и перспективной деятельности организации. В связи с этим развивающаяся в современных условиях сфера услуг организаций общественного питания нуждается в информационном обеспечении процесса управления путем реализации комплексного подхода, который обеспечивает управленческий учет.
|
Сведем общие результаты сравнительного анализа системы учета общественного питания различных государств в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа системы учета общественного питания
Страна | Принципы учета общественного питания |
США | Концепция экономической единицы учета общественного питания, концепция продолжающейся деятельности, концепция денежной оценки, концепция периодичности, принцип стоимости, принцип объективного доказательства, принцип регистрации дохода, принцип соответствия, принцип существенности, принцип полного раскрытия всех операций, принцип постоянства, принцип осмотрительности |
Великобритания | Допущение непрерывности деятельности, принцип начисления, принцип последовательности, принцип осторожности |
Франция | Принцип осмотрительности, принцип соответствия, принцип последовательности |
Германия | Требование полноты, требование правильности содержания, требование временных разграничений, ясность, наглядность, возможность контроля, правильность формы, хронологический порядок записей |
Испания | Разумная осторожность, функциональность, документирование, первоначальная стоимость, начисление, сопоставимость, отсутствие взаимопогашения, неизменность методов учета общественного питания, материальность |
Китай | Принцип преемственности в учете общественного питания, принцип своевременности, принцип объективности, принцип учета общественного питания по стоимости, принцип соответствия, принцип документальности |
Италия | Принципы учета общественного питания требуют, чтобы бухгалтерский учет в отношении общественного питания был правдивым и верным, точным и ясным |
Таким образом, целесообразно отметить, что на содержание учета общественного питания как системы влияют: правовое регулирование, финансовая и налоговая система, общая экономическая ситуация в стране, влияние других стран и другие факторы.
Важной частью учетных принципов являются качественные характеристики информации, поэтому рекомендуется перед началом разработки учетной политики общественного питания изучить качественные характеристики, которые определят ее структуру и содержание.
2. Учет в организациях общественного питания на примере ТОО "Адмира"
2.1 Краткая характеристика деятельности ТОО "Адмира"
Анализируемый ресторан ТОО "Адмира" был открыт в городе Павлодар в 2005 году, по адресу г. Павлодар, улица Лермонтова 1.
Ресторан был создан в форме Товарищества с ограниченной ответственностью. Товарищество является юридическим лицом в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Основные виды деятельности ТОО "Адмира":
ТОО создается с целью извлечения прибыли, а также для развития производства;
Предметом деятельности ТОО "Адмира" является:
оказание услуг общественного питания на территории собственного ресторана;
производство и реализации полуфабрикатов продовольственной продукции;
производство и реализация разливного пива;
иная деятельность, не запрещенная действующим законодательством Республики Казахстан.
В своей деятельности общество регулируется Конституцией Республики Казахстан и иным законодательством Республики Казахстан, а также Устав товарищества с ограниченной ответственностью ТОО "Адмира".
В настоящее время ресторан представляет собой отдельное 3-этажное здание, где обслуживание производится в 2 залах и на множестве летних площадок. Одновременно все обслуживающее площади ресторана способны принять 400 посетителей в летнее время, 350-в зимнее. Система расчётов в ресторане отвечает мировым стандартам и включает в себя использование карточек VISA, Maestro, MasterCard.
Интерьер ресторана уникален и оригинален, он выгодно отличается от интерьеров всех аналогичных предприятий питания города Павлодара, что делает его высококонкурентным и престижным.
Главное в направлении деятельности ресторана - организация питания. Основные компоненты и составляющие блюд, предлагаемых в ресторане: горячие, холодные закуски, салаты, десерты, полуфабрикаты овощных и мясных блюд и гарниров производятся непосредственно в специализированных цехах самой компании. Из более чем 150 наименований блюд, представленных в меню ресторана ТОО "Адмира", 80 процентов является технологическим ноу-хау предприятия.
Организационная структура управления ресторана ТОО "Адмира" представляет собой совокупность производственных цехов и подразделений, функциональных и производственных отделов и служб с упорядоченной системой взаимосвязи и взаимозависимости.
Организационная структура ресторана ТОО "Адмира", рассмотренная на рисунке 1, является линейно-функциональной.
Рисунок 1. Организационная структура ресторана ТОО "Адмира"
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель (директор), возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (отдел снабжения, бухгалтерия, отдел кадров и т.д.). Функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они приводят в жизнь через главного руководителя (директора), либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
На директора возложена ответственность за организацию всей торгово-производственной деятельностью предприятия. Он осуществляет хозяйственно-финансовую деятельность, контролирует культуру обслуживания посетителей в торговых залах ресторана, качество выпускаемой продукции, состояние учета, контроля и сохранность материальных ценностей, подбор и расстановку кадров; соблюдение трудового законодательства, приказов и инструкций.
В связи с этим директор имеет право распоряжаться материально-денежными средствами, приобретать имущество и инвентарь, заключать договоры и соглашения, перемещать, увольнять (в соответствии с трудовым законодательством), поощрять работников, налагать дисциплинарные взыскания. Директор должен обеспечить выполнение четкого снабжения предприятия сырьем, продуктами, полуфабрикатами, предметами материально-технического оснащения; создать необходимые условия для сохранности товарно-материальных ценностей; контролировать работу всех участников предприятия. Заместитель директора имеет те же права, что и руководитель предприятия, несет такую же ответственность за решение тех вопросов и за те участки производства, которые поручены ему директором. Так же является управляющим по качеству.
Шеф-повар, выполняет функцию заведующего производством и несет полную ответственность за производственную деятельность предприятия, под руководством которого осуществляется контроль за соблюдение рецептур блюд, технологии их приготовления, проверка готовой продукции, разработка рецептур новых блюд. Шеф-повар должен обеспечивать соблюдение на производстве правил санитарии и личной гигиены, охраны труда и техники безопасности, своевременно предоставлять отчеты об использовании товарно-материальных ценностей.
Метрдотель руководит всей работой официантов, барменов, гардеробщиков, уборщиков. Метрдотель обязан: контролировать персонал в соблюдении правил обслуживания ресторана, внутреннего распорядка, личной гигиены, ношения форменной одежды и т.д. Метрдотель организует труд официантов, формирует из них бригады; составляет графики выхода официантов, других работников зала на работу.
К структурным производственным подразделениям относятся цеха, участки, в которых изготавливается и проходит технологический процесс обработки и приготовления пищи. В основных цехах выполняются операции по основной обработке полуфабрикатов блюд подаваемых в ресторане ТОО "Адмира". Участок сервировки готовых блюд осуществляет фасовку и окончательное оформление готовых перед непосредственной подачей на стол клиента.
Таким образом, следует заключить, что производственные подразделения ресторана ТОО "Адмира" - цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы, связи между ними составляют организационную структуру, которая предопределяет уровень производительности труда, эффективность эксплуатации технологического оборудования.
2.2 Учетная политика в организации общественного питания ТОО "Адмира"
Для анализа хозяйственно-финансовой деятельности и государственного контроля за доходами ТОО "Адмира" осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет финансовую и статистическую отчетность в установленном порядке. ТОО "Адмира" ведет делопроизводство в установленном порядке. В случае ликвидации товарищества, все документы, в том числе и по личному составу должны быть сданы в упорядоченном виде и в установленном порядке в государственный архив. Годовая финансовая отчетность утверждается общим собранием участников товариществ.
Бухгалтерия ресторана ТОО "Адмира" обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах. На их основе составляет отчетность. Своевременное получение учетной информации о производственно-хозяйственной деятельности предприятия позволяет оперативно воздействовать на ход производства, применять соответствующие меры для повышения экономических показателей работы предприятия (производительность труда, прибыли). Бухгалтерией учет имущества, обязательств хозяйственных операций ведется в тенге и тиынах с применением компьютерной программы 1С. В бухгалтерии ресторана ТОО "Адмира" имеется:
бухгалтерия расчетов, работники которой на основании первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удерживаниям из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда и фонда потребления, ведут учет расчетов по отчислениям на социальное страхование и обеспечение по отчислениям в пенсионный фонд;
бухгалтерия материалов, работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов, их хранения и использования и т.д.;
бухгалтерия сырья, работники которой ведут учет затрат на все виды производств, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство;
общая бухгалтерия, работники которой осуществляют учет остальных операций, ведут главную книгу и составляют бухгалтерскую отчетность;
бухгалтерия сбыта, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с предприятиями, организациями и отдельными лицами.
Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем цехам и отделам предприятия. Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета. Учетная политика ТОО "Адмира" разработана в соответствии с:
Законом Республики Казахстан О бухгалтерском учете и финансовой отчетности от 28 февраля 2007 года, № 234-III ЗРК;
Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО);
Методическими рекомендациями по применению международных стандартов бухгалтерского учета (МСФО), разработанными Министерством финансов Республики Казахстан.
Бухгалтерский учет в ТОО "Адмира" осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. Учетная политика является единой для всех подразделений Предприятия в целях достижения сопоставимости показателей финансовой отчетности и единства отражения аналогичных операций финансово-хозяйственной деятельности ТОО "Адмира" и его филиалов при составлении консолидированной финансовой отчетности. Нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность бухгалтерии, является Положение о бухгалтерии ТОО "Адмира". Должностные обязанности работников бухгалтерии регламентируются должностными инструкциями. Общая система учета Предприятия подразделяется на:
финансовый учет, который отражается на счетах Плана счетов по МСФО, на которых формируются доходы и расходы от деятельности Предприятия;
I статистический учет, который базируется на данных финансового учета;
II налоговый учет, который формируется на базе результатов финансового учета в соответствии с налоговым законодательством и не предусматривает альтернативных методов учета;
III управленческий учет сводная информация, составляемая по заданию руководства Предприятия, исходящая из финансового, производственного, статистического и налогового учета, необходимая для анализа текущих и перспективных ситуаций и принятия эффективных управленческих решений.
Внутренний контроль за совершаемыми хозяйственными операциями осуществляется бухгалтерией в момент принятия первичных документов к учету и включает в себя контрольные процедуры, реализующие следующие направления:
IV контроль санкционирования (каждая хозяйственная операция должна быть соответствующим образом разрешена);
V контроль законности (каждая хозяйственная операция должна быть проверена на предмет соответствия действующему законодательству);
VI контроль полномочий;
VII контроль обработки данных (контроль за документированием и системными записями).
Документами учетной политики ТОО "Адмира" являются учетная политики, рабочий план счетов бухгалтерского учета и график (правила) документооборота, утверждаемые соответствующими распорядительными документами ТОО "Адмира". Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета. Ведение аналитического учета операций и событий установлено исходя из потребностей.
Таким образом, следует придти к выводу, что согласно положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности бухгалтер несет ответственность за неправильное ведение бухгалтерского учета и составление недостоверной отчетности, за принятые к исполнению неправильно оформленные, незаконные документы. Он отвечает за соблюдение установленного штатного расписания. Бухгалтер назначен на должность руководителем предприятия в административном порядке он подчиняется руководителю предприятия.
Продолжая и завершая контрольные функции учета, используя данные бухгалтерии, статистики, материалы других источников, экономический анализ бухгалтер:
характеризует выполнение заказов и планов, как в текущем порядке, так и по завершению отчетного периода;
выявляет отклонения от плановых показателей их причины и следствия.