ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.




Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Мы уже говорили о том, что наличие в струк­туре философского знания так называемых вечных вопросов, зат­рагивающих существование человека и общества, специфическим образом характеризует философское знание.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки не­смотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовав­ших философских учений признать единый предмет исследова­ния, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Какие же это основные философские про­блемы, философские темы?

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Первый вопрос, с которого начи­налось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь - что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различный вид. Опи­раясь на различные науки, синтезируя знания из разных облас­тей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, прин­ципов его устройства, первоосновы всего существующего. Фило­софия - дочь своего времени, как писал Фейербах, и в соответ­ствии с этим формировались различные философские модели мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устрем­ленности к познанию тайн мира.

Вторая философская тема - проблема человека, смысла суще­ствования человека в мире. Проблема человека - в центре многих древневосточных философских школ. Антропологический пово­рот, совершившийся в древнегреческой философии в лице софис­тов, а затем Сократа, зафиксировал еще одну "вечную" философс­кую тему. Человек - мера всех вещей, с точки зрения Протагора. Софисты отказываются от рассмотрения космологической про­блематики и поворачиваются к человеку. Космос, с точки зрения Сократа, непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Имея это в виду, Гегель говорил о Сократе: "Субъект взял на себя акт приня­тия решения". В последующем развитии в средневековой филосо­фии человек рассматривается как существо, тяготеющее к злу вследствие своей природы, первородного греха и т.д. В эпоху ран­них буржуазных революций Декарт провозглашает человеческий разум непогрешимым судьей в вопросах истины: "Мыслю, следо­вательно, существую". Человек - венец природы, с точки зрения Фейербаха, и в этом смысл его философской антропологии. С мар­ксистской точки зрения, человек - совокупность общественных от­ношений, а в рамках западной философии XX века анализируют­ся различные феномены человеческого бытия - страх, отчаяние, воля, любовь, одиночество и т.п. До сих пор проблема человека - самая трепетная философская тема.

Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм во все времена, начиная от античного стихийного материализма и древневосточных мате­риалистических философских школ, решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объек­тивного, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализ­му, принимающему за первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п. Тема отношения человека и мира на протяжении всей истории философской мысли инициировала постановку и специфическое решение проблемы познаваемости человеком мира, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, проникая в механизмы и тайны познавательной деятель­ности человека, поиска критерия истинности наших знаний и т.п.

И, наконец, четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей". В рамках решения самых разнооб­разных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания тек­стов, диалога автора того или иного произведения с читателем, адресатом, который порою через века проникает в сокровенный смысл произведений и благодаря этому "творит" свои личност­ные смыслы и тайны восприятия. Поиск согласия, взаимопонима­ния, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного реше­ния всех возникающих конфликтов становятся ведущими фило­софскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полно­стью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: