[1] Пропущу только предисловiе самого Наума о томъ, какъ его отецъ Аввакумъ, сделавшись после многихъ несчастiй нищимъ калекой, прослылъ потомъ богатейшимъ «княземъ - пчеловодомъ», благодаря его страстной любви къ пчеламъ, зародившейся после того, какъ Господь послалъ ему въ суму его, соломенную корзину, случайного роя, и благодаря точнейшему исполненiю наставленiй преп. Отца Савватiя; какъ потомъ у самого-то Наума, вследствiе достатковъ отцовскихъ неохотно засматривавшего въ хозяйство при жизни отца доброго, - унаследованные имъ три пчельника по 200 съ лишкомъ ульевъ изводятся наемными стариками - пчелинцами и все хозяйство идетъ къ упадку; какъ наконецъ опять все возраждается, благодаря тому, что преп. Отецъ Савватiй, посетивъ опять те места, изъ любви къ «другу своему», пчеловоду, покойному Аввакуму, написалъ поученiя для сына его, Наума. Свое Прсдисловiе Наумъ оканчиваетъ такъ: «Все, что далее следуетъ, есть именно эти «Поученiя», написанныя преподобнымъ О. Савватiемь. Читалъ я, рабъ Божiй Наумъ, эти «Поученiя» и все перечитываю, чтобъ не пропустить ни одного наставленiя, и чемъ чаще я прочитывалъ, темъ больше нахожу: пользовался я и свято исполнялъ все и теперь свято исполняю все: - и Господь благословить послушанiе, старанiе мое и любовь къ дивной мушке Его. И не только я, рабъ Божiй Наумъ, слыву княземъ-пчеловодомъ, но и все соседи мои, весь уездъ, даже вся губернiя Черниговская прослыла пчеловодствомъ своимъ по всей св. Руси.Чего желаю всякому праведному человеку! Аминь».
[2] Что у другихъ животныхъ детеныши унаследуютъ свои свойства отъ родителей своихъ, - это удобопонятно для всякого, даже и поверхностно вникающего въ законы природы, Богомъ предопределенные; - но какъ объяснишь ты себе этотъ общiй въ природе законъ - у пчелокъ-то нашихъ, сообразивъ, что у нихъ дети (рабочiе пчелы да трутни) выказываютъ совершенно другiе наклонности, ведутъ совершенно другой образъ жизни, какъ ихъ родители (- рабочiе напр., - эти резвые птички солнечные, примерные гражданки, воительницы ярые, кормилицы и хозяюшки неутомимые, да архитекторши - умницы, - что они могутъ унаследовать отъ маменьки своей, которая, на подобiе совы пугается света, весь почти векъ свой наслаждается мракомъ, ничего не знаетъ о внешнемъ мiре - откуда что берется и какъ, зная одну только заботу - работу - рождать да рождать яички; что - отъ папаши дородного, знающего одно только - веселье да осушенiе светлыхъ ароматныхъ бокаловъ? Такъ неужели жъ пчелки наши составляютъ исключенiе въ природе? - Много, много вековъ трудились глубокомыслящiе люди, чтобъ исследовать, делать понятными для себя тайны природы, свидетельницы беспредельного величiя Всемогущего Творца; черту за чертой накладывали они, чтобъ изобразить хотя туманные, но удобопонятные для нашего ума-разума картины то о техъ, то о другихъ явленiяхъ. Такъ и данная картина о преемничестве родителъскихъ свойствъ слагалась постепенно веками. Хотя мне прiйдется отступить немного, но я ужъ опишу тебе, хотя коротко, и ее по своему уразуменiю. - Богомъ вдохновенный Моисей, въ книге своей о сотворении мiра пояснилъ намъ въ главныхъ чертахъ, какъ произошла, по веленiю Творца Всемогущего, вся вселенная; но что было ясно для светлого духа Моисея, и передано имъ намъ въ основныхъ чертахъ, то потребовало продолжительной еще разработки въ частностяхъ, чтобъ очерченная Моисеемъ картина сделалась понятной и для простыхъ смертныхъ.
|
|
Одни ученые пытались постичь, какъ это, по воле Всемогущего Творца, образовались неисчислимые звезды небесные, видимые и невидимые въ бесконечной вселенной, какъ это по премудрымъ законамъ все стало и кружится другъ вокругъ дружки не сталкиваясь. Додумались вотъ какъ: - сотворилъ Всемогущiй, Бесконечный Творецъ непостижимо огромный шаръ, въ которомъ все было раскаленнымъ до степени пара (- вспомни, какъ вода выкипаетъ, уносясь отъ жары въ виде пара), и бросилъ Онъ этотъ шаръ, зная во всеведенiи Своемъ, что будетъ, въ холодное эфирное т. е. тончайшимъ невесомымъ воздухообразнымъ веществомъ наполненное пространство, заставивъ быстро кружиться, придавъ ему свойство тяжести, т е. все малейшiе частички его (т. н. атомы) стремились какъ можно ближе находиться возле середины шара, устремлялись вовнутрь его, къ центру, и давъ ему свойство видоизменятъся до бесконечности. Отъ быстрого вращанiя сталъ расширяться шаръ экваторiальной, т. е. средней полосой: - не вмоготу стало этой наружной полосе следовать за всей массой въ быстромъ ходу: - и какъ комокъ грязи отскакиваетъ подъ косымъ угломъ отъ быстро катящегося колеса, - такъ отлетела та частица шара на непостижимо для насъ далекое пространство; какъ частица воды, падая принимаетъ видъ шарика, капли, - такъ округлилась та частица; какъ брошенный колесомъ комокъ грязи вследствiе притяженiя земли останавливается и опять стремится къ земле, - такъ и та частица не могла удаляться на веки; какъ камень на веревочке, коль станешь кружить его надъ головой, хотелъ-бы отлететь, натягиваетъ веревочку, но веревка не пускаетъ, - и кружится онъ вокругъ тебя на равномъ расстоянiи, - такъ и та частица хотелабъ отлетать, но сила притяженiя родительского шара держитъ, - вотъ и кружится она вокругъ него, точно тотъ камень вокругъ руки твоей. Такъ образовалось второе тело на небе. Такъ же точно образовались со временемъ и бесчисленные другiе тела, - первые дети того шара родительского; а такъ какъ отъ этого объемъ первого-то шара все уменьшался, - то чемъ моложе дитя и чемъ меньше, темъ ближе оно и стало, кружась вокругъ матери. Дети, въ свою очередь, сохраняя все свойства родительскiе, значить, имея также свой центръ тяжести, притяженiя и пр., по темъ-же законамъ отбрасывали своихъ ужъ детей, которые, кружась вокругъ матери, вместе съ нею вращаются вокругъ бабушки (какъ ходящiй по скамейкамъ вокругъ корабля матросъ мчится впередъ вместе съ кораблемъ). Отъ внуковъ, по темъ-же законамъ, пошли правнуки и т. д. до бесконечности. А попало иное дитя въ кругъ силы притяженiя и другихъ соседнихъ телъ, - вотъ и блуждаетъ оно подъ именемъ кометы; маленькiе осколки-кометки часто падаютъ и на нашу землю, - это метеоры (народъ говорить - «звезда падаетъ, счищается»). Родитель земли нашей - солнце наше (во вселенной бесчисленное множество солнецъ, т. е. техъ светящихъ на небе звездъ, которые для нашего ничтожного века будто и не движутся вовсе; гляди хотя бы на солнца въ большой да малой медведицахъ), у нашего солнца насчитали ужъ (и поименовали) 114 детей (планетъ), которые кружатся вокругъ него и пользуются его светомъ, тепломъ; самое младшее дитя назвали Меркурiй (онъ обходитъ вокругъ солнца въ 88 дней), потомъ, старше его прекрасная наша заря-то Венера (въ 225 дней), а потомъ наша земля (въ 365 дней, 5 часовъ, 48 минутъ, 48 секундъ). Какъ некоторые другiе планеты, такъ и наша земля имеетъ дочь свою луну- то(у другихъ и по нескольку лун), которая вращается (въ 27 дней, 7 час, 43 мин.) вокругъ матери - землицы, а вместе съ нею вокругъ солнца. Чемъ дальше отлетитъ отъ насъ птица, темъ меньше она кажется: чемъ дальше отъ насъ звезда, темъ меньше она кажется: - луна къ намъ ближе всехъ (около 357 тыс. верстъ), - она и больше всехъ на небе для насъ; хотя солнце гораздо дальше отъ насъ (около 140 миллiоновь верстъ, - пуля целый годъ летела-бъ туда), чемъ некоторые планеты, но оно далеко-далеко превосходить ихъ величиною и потому кажется намъ больше ихъ.
|
Холодный эфиръ охлаждалъ паръ мiровыхъ телъ, - паръ делался жидкостью (какъ на крышке надъ водой кипящей, или роса на стеклахъ); жидкость стала твердеть (сохнуть), отъ остыванiя наружная оболочка съеживалась, внутренняя жижа прорывала ее, а выступивъ наружу засыхала: - образовались горы и долины (- налей для примера, простой пузырь масломъ топленнымъ или воскомъ, поделай дырочки и пожимай слегка все более да более); что легче, осталось сверху, - воздухъ вокругъ земли верстъ на 84 вверхъ, жидкая вода заняла низменности: - образовались твердь, моря и реки. Окаменели ужъ многiе планеты; ссыхаясь все более и более, окаменела лунушка наша; верстъ на 50 отвердела ужъ и земля наша, а тамъ далее въ ней огненная еще жидкость, а въ середке еще и ныне огненный паръ (- вспомни огнедышащiе горы, землетрясенiя). - Покрылось тело небесное корой-то сверху, не светитъ ужъ оно раскаленнымъ огнемъ, - его освещаетъ раскаленная еще середка, солнце - отецъ его: - настали на земли нашей день и ночь, появились для нее солнце, звезды, луна: - какъ друтiе планеты съ ихъ лунами, такъ и нашу землю съ луной ее освещаетъ не остывшее еще огненное солнышко (но и на немъ ужъ видны въ далъневидные стекла (телескопъ) туманные пятна). Станетъ въ ходу своемъ лунушка наша между землею и солнцемъ, - у насъ затменiе солнца; станетъ луна позади земли, закроетъ ей земля собою светъ солнца, - у насъ затменiе луны, полное или частное. Двигаясь вокругъ земли, станетъ луна къ солнцу такъ, что освещена противоположная сторона ее, - она намъ не видна, - новолунiе; подвинется далее, слева вправо, освещена одна только сторона её, сперва маленькимъ серпомъ (1-я четверть), а тамъ все больше да больше, пока не дойдетъ на противоположную сторону, когда вся ее къ намъ обращенная сторона освещена (полнолунiе), а тамъ опять освещенная сторона все далее да далее уходитъ, наконецъ мы видимъ опять одинъ обратный серпикъ (последняя четверть), - и такъ каждый месяцъ. Вся эта наука (астрономiя и пр.) ныне такъ разработана, что для ученого астронома предсказать (даже по секундамъ) то или другое затменiе и т. п., не составляетъ никакой трудности. - Лишь остыла кора небесного тела на столько, что могла начаться и жизнь органическая (т.е. растущая и развивающаяся чрезъ принятiе внутрь пищи посредствомъ соответственно приспособленныхъ частей тела, органов), - то по предопределению Творца Всемогущего, изъ соединенiя различныхъ частицъ неорганическихъ появились чудесные, Божественные, пузыречки, клеточки, - зародыши растительной жизни. Клеточки эти снабжены Творцомъ способностью втягигать въ себя извне пищу подходящую, расти, развиваться, питаясь, жить жизнью матери да совершенствоваться мало по малу, другiе принимать мало по малу виды, применяясь къ новымъ, случайнымъ обстоятельствамъ жизни. Закипала жизнь: - развились былиночки изъ техъ клеточекъ; внуки, правнуки и т. д. все далее да далее ширились, и всякому по немножку приходилось применяться къ обстоятельствамъ нового места, и мало по малу, веками, вся земля наша покрылась растенiями въ бесконечно разныхъ видахъ неизменявшихся прежнихъ на почве своей и изменявшееся потомство ихъ все далее и далее, смотря по условiямъ своихъ новыхъ местъ. - Не хватало на месте пищи, нашлись растенiя, что запускали отъ былинки своей наружной новые корни и поползли все далее да далее за пищей; инымъ оказалось мало пищи на одномъ месте и они пустились плавать по воде; иные развели въ себе даже и способность местоперемещенiя въ известное время своего развитiя (такъ напр, водоросли - вошерiя, нитчатка, лучицы), - и те чудесныя ячейки ступили ужъ на путь развитiя животных, одаренныхъ свободнымъ движенiемъ и чувствованiемъ; и ныне еще есть такiя растенiя, которые совершенно ничемъ не отличаются отъ низшихъ животныхъ, изъ которыхъ многiе живутъ даже прикрепленными къ одному месту (губки, корненожки, инфузорiи и пр.) ився ихъ жизнь, даже и расплаживанiе (напр, деленiемъ своего тела) ничемъ не отличается отъ некоторыхъ растенiй, изъ которыхъ некоторые одарены даже и чувствомъ и памятью (такъ напр., мужскiе цветки растенiя валлисъ мерiя, созревъ и достигнувъ поверхности воды, плывутъ сами къ женскимъ). Живя жизнью родителей, да въ свою очередь применяясь исподоволь къ новымъ обстоятельствамъ, пошли и различные виды животныхъ все такъ-же беспрерывной цепью, пока не выработались обезьяны, между которыми т. н. орангутангъ (т. е. лесной человекъ по нашему) очень мало отличается отъ дикихъ людей въ земле, называемой Австралiей, тело которыхъ, на подобiе той обезьяны, обезображено длинными тонкими конечностями, кожа черна, везде покрыта густыми волосами, сырымъ мясомъ да плодами питаются они, не знаютъ законовъ и веры въ Бога не знаютъ еще (- это т. н. бушмены); развитiе человека (т. е. существа, соображающего не только видимый мiръ умомъ своимъ, но постигающего и стремящегося и къ невидимому мiру разумомъ своимъ) по темъ-же законамъ пошло далее: появились черные негры, чернобурые малайцы, меднокрасные американсте индейцы, желтобурые монголы (калмыки, китайцы); - все выше да выше является у нихъ смышленность, общественное развитiе и хотя смутная, но все более и более определенная мысль о Творце Всемогущемъ (все они еще идолопоклонники), о грехе и законности; выработался наконецъ и человекъ съ белой кожей, т. н. кавказское племя, занимающее между всеми творенiями земными первое место, какъ по совершенству своего телесного устройства, такъ и по своему духовному развитiю.
Вотъ, такъ-то вся природа (все сущее на земле) представляетъ звена цепи беспрерывной съ постепеннымъ, медленнымъ развитiемъ; одно зависитъ отъ другого: - неорганическiе тела (почва, воздухъ, вода и пр.) - въ различныхъ видахъ питаютъ, растятъ растенiя, а эти опять питаютъ, растятъ животныхъ). Вследствiе такого происхожденiя все сущее наследуетъ отъ родителей своихъ ихъ свойства, но вместе съ темъ и ту, предопределеннуюТворцомъ, способность, - применяться до некоторой степени къ новымъ обстоятельствамъ жизни. Вотъ почему, мы находимъ кости и закаменелые остатки такихъ тварей, которые ужъ не живутъ ныне: - они развились, жили, но потомъ вымерли, будь отъ того, что земля, постоянно изменявшаяся въ те далекiе времена, ставила ихъ внезапно въ другiе условiя жизни (когда внутренняя огненная жижа, выжимаемая и остывая, образовала новые горы, при чемъ западались другiе места, давая доступъ водамъ океана, занявшего 2/3 земной поверхности); будь отъ того, что другiе животные, со временемъ лучше применившiеся къ условiямъ ихъ страны, лишали ихъ корму, мешали плодиться; будь наконецъ потому, что занесенные въ новую местность или ветромъ (семена разныхъ растенiй разносятся ветромъ на далекiе растоянiя, - вспомни растенiя на старыхъ крышахъ и пр.), или животными, или человекомъ, а животные, и забежавъ сами въ новую местность: - они жили известное время, но потомъ не устояли въ борьбе за существованiе съ туземцами, применившимися уже къ земле своей. Вотъ почему, наконецъ, ныне, когда для насъ -то, для человеческого века, вся природа является завершенною, когда окончены для насъ дни сотворенiя мiра (но дни - Божественные, дни неисчислимыми веками, - дни Бога Вечного), - вотъ почему, все твари являются на своемъ месте, въ томъ месте, где они по свойствамъ своимъ, къ этому месту приноровленнымъ, лучше всего могутъ и ныне обеспечиватъ жизнь свою, и, безъ помощи человека, или гибнутъ, или чахнуть, если попадутъ въ другой климатъ (т. е. страну, где иначе падаютъ лучи солнца на шаръ земной, где другая теплота вследствiе этого, а потомъ и отъ теплыхъ волнъ, экваторiалъныхъ (для нашего полушарiя, значитъ, южныхъ) теченiй океана, нагреваемого на средней полосе земли (вокругъ экватора) почти прямыми, густыми лучами солнца).
Но не довольствовался Всемогущiй Творецъ одной вещественной жизнью (доступной нашимъ глазамъ и другимъ чувствамъ); Онъ вдохновилъ всему сущему вместе съ темъ совершенствованiе иное, умственное - душевное, ради которого именно созданъ видимый мiръ, развитiе и постепенное совершенствованiе ума, потомъ и разума, стремленiе постичь истину, совершенствованiе нравственное, стремленiе къ счастiю, блаженству, стремленiе къ началу премудрости, святости и блаженства, къ последней причине всего бытiя, къ постиженiю Творца Всевышнего: - вечно ненасытна, неудовлетворена душа, пока не дойдетъ до этого источника блаженства. На путь этотъ, на необходимость дальнейшего, духовного совершенствования, Всеблагiй Творецъ Самъ направлялъ и направляетъ совершеннейшее (у насъ-то), землею вскормленное существо, ее последнее видимое творенiе, итогъ производительных силъ ее, - ее самопознанiе и представителя ее дальнейшей жизни и стремленiя къ источнику своему, устами которого она, сознавая, славословитъ Творца своего, - т. е, человека, - устами пророковъ, святителей, а даже и устами Своего Единородного, Спасителя нашего Господа Iисуса Христа. Бессмертные души (— представительниы земле Богомъ вдохновенныхъ высшихъ духовных стремленiй), совершенствуясь тутъ, - и унаследуя отъ матери землицы способность и стремленiе къ дальнейшему совершенствованiю, продолжаютъ свое постепенное совершенствованiе и въ внеземной жизни, въ жизни будущего века, пока не будутъ причтены къ ликамъ Ангеловъ, и, постепенно, не постигнутъ Творца. Освободившись отъ телесныхъ помехъ и яснее понимая ложность направленiя своего, печальна, полна мученiй, терзанiй совести, загробная жизнь души, поддавшейся наущенiямъ духа отрицанiя, сатаны, пока (рано или поздно) отъ горького, мучительного раскаянiя, не получитъ возможности вступить опять на путь совершенствованiя, на путь къ истине. - Такимъ-то образомъ, вся вселенная представляетъ одну неразрывную цепь: - все отъ Бога, все, совершенствуясь, стремится къ Нему, все - мысль Его, все звено Его непостижимого Величiя!
Согласно съ этимъ ученiемъ, съ ученiемъ о постепенномъ совершенствованiи всего сущего вследствiе унаследованiя свойствъ, выработанныхъ родителями, а чрезъ нихъ, - и всеми предками, иные ученые пчеловоды и говорятъ: - значитъ, было время, когда нынешняя матка пчелиная вела одинокую жизнь (какъ и по ныне живутъ многiе пчелы, ее родственницы изъ разряда перепончатокрылых насекомыхъ, строящихъ и ныне еще свои въ дырочкахъ, ямкахъ самодельныхъ, листьяхъ и пр.); потомъ совершенствуясь мало по малу, уже и такую жизнь, какую и ныне еще ведутъ более развитые ее родственники (шмели, осы, шерстни, строящiе уже семейные гнезда и живущiе общинами); т.е. она некогда исполняла сама все работы, необходимые для существованiя ее рода (устраивала гнезда, собирала запасы, заготовляла пищу для детенышей и пр.). На степени совершенствованiя нынешнихъ шмелей напримеръ, - она унаследовала и влеченiе выработанное исподоволь веками ее предками, не допускать большинства самокь до полного развития, а главное до развитiя половыхъ органовъ (недостаточной пищей и малой ячейкой), чтобы они, свободные отъ половыхъ влеченiй, обратили материнское свое чувство, свою любовь исключительно на уходъ за детенышами, чтобъ такимъ образомъ усилить расплодъ и более обеспечить свой родъ въ борьбе за существованiе. Выплодивши себе сотрудницъ, сама она заботилась лишь о томъ, чтобъ побольше плодить яичекъ, - ей ужъ незачемъ, да и некогда было заниматься и другими работами; теже самки (будто скопцы), любя детенышей, лелеяли мать, раждавшую ихъ. Съ наступленiемъ холодного времени, съ наступленiемъ голода, погибали сперва самцы безоружные въ борьбе за существованiе (за пищу) съ вооруженными самками; но когда незначительные запасы (какъ и ныне у шмелей и пр.) иссякли, то рабочiе въ тщетныхъ поискахъ за пищей тоже исподволь терялись, а самки оплодотворенные, принужденные холодомъ и голодомъ, бросивъ гнезда, искали, какъ бывало и тогда, когда ее родъ велъ одинокую жизнь убежища въ укромныхъ, теплыхъ дуплахъ, въ земныхъ углубленiяхъ и т. п., можетъ быть, и цепенели отъ холода, замирали, пока, по дивному промыслу Творца, весеннее солнышко не отогревало ихъ, не воскрешало для новой жизни. Привычка и выгода - обзаводиться рабочими пчелами, укореняясь по наследству все более и более въ памяти матокъ и совершенствуясь веками въ потомстве изъ рода въ родъ, да воспоминания о голоде, развивали въ нихъ стремленiе делать семьи свои - все многочисленнее да, - по унаследованiи и рабочими техъ-же стремленiй отъ матокъ, - все жаднее къ собиранiю запасовъ и къ сбереженiю ихъ; эти-то стремленiя, совершенствуясь веками, и довели матокъ до изумительного ихъ искусства въ строенiи гнездь своихъ (§ 3), чемъ они далеко опередили техъ свохъ родственниковъ, и что именно дало имъ возможность - иметь более многочисленные семьи: - естественно, что при такихъ усилiяхъ настало наконецъ время, что иные матки, успевали такъ умножить свою рабочую силу, а эта успела столько собрать запасовъ, что, боясь за собственную жизнь, хотя она и сгоняла, попрежнему, бесполезныхъ трутней съ запасовъ, - но, не гонимая голодомъ изъ дому, не погибала ужъ вне гнезда съ наступленiемъ холода, и, благодаря многочисленности своей, не погибала и въ гнезде отъ холода: - следовательно уютность нового положенiя - не принуждала ужъ и матки искать лучшего места для спасенiя жизни своей въ холодное время, - и она тутъ осталась. Удалось одной продержаться такимъ образомъ, настало опять теплое время, - матке ужъ нечего хлопотать о гнезде, - оно готово, нечего самой трудиться, - рабочихъ вдоволь: - тут-то началась ужъ та жизнь нашей матки и общины ее, какую мы видимъ ныне. - Какая самка впуститъ добровольно другую самку распоряжаться гнездомъ ее, стоившимъ ей столькихъ трудовъ?! Вражда между самками - обща: - естественно, что и нынешнiе пчелиные матки, унаследовавъ, - по Божественному всеобщему закону, - все способности родителей своихъ, - ревниво охраняютъ свои гнезда отъ другихъ матокъ, враждебны имъ. Завелись въ улье, - по общему закону природы - жить самому и производить себе подобныхъ, - по ее собственному любовному влеченiю несколько настоящихъ-то дочерей, охранительницъ рода ее, - чуетъ она по себе вражду дочерей къ себе, видитъ, что ихъ много, а она одна, - борьба неравна: - боязнь овладваетъ ею, она бросаетъ гнездо, спасая (дорогую всему живущему) жизнь свою изъ среды многочисленныхъ враговъ. Заставить дочерей уходить - нельзя ужъ, не пойдутъ: - по себе чуетъ, что въ крови ихъ запечатлено стремленiе, - не покидать уже гнезда (на подобiе молодыхъ самокъ шмелей и др.), - станутъ бороться за готовое. Первородная дочь, всосавъ съ кровью матери вражду къ другимъ маткамъ, - ужъ изъ колыбельки угрожаетъ другимъ; уничтожила-бъ она сестеръ въ колыбелькахъ, но, ведь, рабочiе тожъ пошли по матушке: - привыкнувъ, приставь къ молодкамъ, нянюшки ихъ враждебны ужъ къ другимъ маткамъ, не допустятъ обидеть своихъ любимиць, пока со временемъ то-же не привыкнутъ къ сопернице, свободно бегающей по улью. - Запечатлелось въ головке матки: прекрасное дело иметъ - ужъ съ самого начала и рабочихъ, чтобъ скорее размножиться, побольше собрать запасовъ, получше обеспечитъ жизнь свою; съ кровью матери унаследовали и рабочiе то-же влеченiе: - улетаетъ изъ улья матка, - съ ней летятъ и свободные отъ занятiй пчелы, привыкшiе къ ней. Сознанiе выгодъ такого образа действiя укоренилось издревле такъ, что теперь ни одна пчела не считаетъ нужнымъ вести жизнь одинокую, хотя бы на время. - Вотъ такъ-то, мало по малу совершенствуясь веками, укоренились все влеченiя и способности въ пчелиной общине: - все унаследованное отъ первейшихъ предковъ, врожденное ей (по научному инстинктъ), матка передаетъ по наследству детямъ своимъ, какъ сыновьямъ - трутнямъ, такъ и дочерямъ - маткамъ да рабочимъ; а деятельность детей предопределяется ихъ телосложенiемъ. У трутней - сыновей она ограничивается, естественно, только темъ, къ чему способны они телосложенiемъ своимъ, т. е. однимъ лишь оплодотворенiемъ самокъ; но кровью своею, семенемъ, - они целиком передаютъ свойства матери своей, своему потомству, своимъ дочерямъ. Дочери съ вполне развитыми половыми органами, матки, побуждаемые половымъ влеченiемъ, предаются уже исключительно этому влеченiю и оно заглушило, при техъ изменившихся обстоятельствахъ, все остальныя наклонности; но съ кровью своего, отъ матери и отца, - они унаследуютъ и въ свою очередь передаютъ потомству все свойства, выработанные и переданные ей предками. Наконецъ, рабочiе унаследуютъ отъ матери и отца все те-же свойства, какъ и матка и трутни, но, не чувствуя въ себе никакой прихоти, никакого влеченiя (за неразвитостью органовъ) быть матерями - родительницами, они и не предаются ему, пока у нихъ есть настоящая родительница; но когда нетъ матки, то они берутся и за это дело, выказывая те-же прiемы и образъ жизни, какъ и матки; получивъ по наследству представленiе объ удобствахъ и необходимости одной хозяйки дома-родительницы и множества рабочихъ, они не возмущаются своей участью, не воспитываютъ иначе сестеръ своихъ (за исключенiемъ родоначальницъ), а предаются остальнымъ влеченiямъ самки (заботамъ о потомства и пр.). Коротко все влеченiя, представленiя, даже и покорность трутней при ихъ изгнанiи, его необходимость для пользы ихъ рода, - все запечатлено въ потомстве по наследству отъ техъ предковъ; а унаследованною ими отъ предковъ способностью, применяться къ случайнымъ обстоятельствамъ пчелы бесспорно и ныне превосходятъ всехъ животныхъ, и ныне нередко поражаютъ насъ своей удивительной сообразительностью (вотъ, для прим., хотя следующее. Какъ они отлично знаютъ, когда разводить ту или другую детку; начала матка разводить въ большой общине трутней, возьми ее тутъ, посади въ улеекъ съ фунт. 2-мя пчелы на смешанные соты, - она и не обратитъ вниманiя на трутневые ячейка (хотя-бъ они были и полированные), а станетъ засевать одни пчелиные ячейки; а заполнишь улеекъ одними трутневыми сотами, то матка будетъ ронять яички на полъ, потомь все слетятъ вонъ; а снесешь на время въ теплое темное место и будешь кормить хорошей сытой, то матка станетъ класть въ трутневые ячейки - пчелиныя яички: - очевидно соображаетъ она, что если-бы засеять такiе ячейки подобающими имъ яичками, то вышли-бы трутни, а въ такой семейке трутни, роенiе - нелепость. Упала мать внизъ съ заноса и отъ старости не можетъ вскарабкаться вверхъ, - тотчасъ ищутъ её везде и нашедши опускаются цепью къ ней или густо обседаютъ стенку, чтобъ поднялась она по нимъ. Переставишь ты улей и новый улей имъ вовсе не понравился, то они нередко отыщутъ на пчельнике старый свой улей и остаются тутъ. Заставятъ ихъ (на юге) поселиться на сучьяхъ въ густой листве, они весь заносъ покроютъ и снаружи оболочкой изъ воску и клею. Дуетъ ветеръ сильно въ летокъ, они преумно устраняютъ его напоръ, замазывая летокъ трубковидно; согнали внизъ трутней, возьми матку, - они тотчасъ опять начнутъ кормить ихъ и пр. и пр. разнообразiя, которые на каждомъ шагу бросаются намъ въ глаза и благодаря которымъ пчелы издревле приковывали къ себе вниманiе и любовь людей, разъ ознакомившихся съ ними. Своей общинной, многообразной жизнью они выработали себе и языкъ, довольно многообразный: какой пчелякъ невосхищался пенiемъ матокъ? Приближается къ улью подозрительный предметъ, тотчасъ караульные произноситъ ци - ци и на этотъ звукъ спешитъ толпа воиновъ къ летку на помощь караульнымъ; пустилъ ты роя въ улей, матку захватилъ, - вскоре начнется беготня, жалобный вой, а выпустишь матку внизъ, тотчасъ послышишь звукъ въ роде тутъ-тутъ-тутъ-тутъ, - тотчасъ затихнетъ плачъ и все хороводомъ спешатъ къ матке радостно жужжа; кто не знаетъ ихъ яростного шипенiя, когда вцепятся въ врага, вызывая подругъ на помощь; кто не знаетъ ихъ громкого жужжанья, когда идутъ въ новый улей, подавая сигналъ отставшимъ? - и пр.). Между существами одного и того-же рода и ныне мы видимъ различные степени совершенства; одни, благодаря обстоятельствамъ жизни, искони лучше применились къ даннымъ условiямъ, превосходять тутъ другихъ: - естественно, что и въ роде нашей пчелы бываютъ общины съ различными оттенками совершенства (применительно къ условiямъ известной страны). Все свойства передаются потомству по наследству; совершенство известного существа можетъ быть опять помрачено въ потомстве примесью крови другого менее совершенного существа того-же вида (вследствiе взаимного скрещиванiя самокъ и самцовъ): - но этому-то, при разумномъ, сознательномъ веденiи дела, какъ везде, такъ и въ пчеловодстве, не должно забывать о подборе племянныхъ животныхъ. - Вотъ,до чего пока додумался слабый разумъ человека, желая пояснить себе это, одно изъ бесчисленныхъ чудесъ, которыми преисполнена вселенная, свидетельница непостижимого величiя Творца Всемогущего!
[3] О правосудiи пчеловодномъ. У насъ нетъ пока особыхъ Правительственныхъ узаконенiй по пчеловодству, а дела его подведены подъ общiе правила о праве собственности; но въ пчеловодстве бываютъ случаи, которые не всегда могутъ быть решены судебнымъ порядкомъ; - поэтому мне необходимо поговорить съ тобою, хотя коротко, еще и объ этомъ вопросе.
Въбылые времена, когда Русь славилась еще своимъ пчеловодствомъ, у насъ было целое сословiе пчеловодовъ по призванiю, на подобiе другихъ мастеровыхъ. Правительство, какъ и ныне, брало подъ свою защиту только нарушенiе правъ собственности (карало обманщиковъ, воровъ и т п.), а все частные дела, присущiе пчеловодству, оно предоставляло веденiю самихъ пчеловодовъ, - они и избирали себе изъ своей среды судей, старосту и писаря, которые и следили, судили, а въ случае надобности предавали виновного въ руки правосудiя. По причине чрезмерной роскоши землевладельцевъ, истребленiя лесовъ, чрезмерныхъ запашекъ, появленiя заграничныхъ винъ, сахару, водокъ и пр, пчеловодство пало, исчезли пчеловоды, заменены стариками-дедами. Но ныне требованiя на воскъ и медъ опять развились, цены стали сравнительно высоки и доходъ отъ пчелъ при толковом уходе сравнительно превышаетъ опять доходность другихъ отраслей сельского хозяйства (хлебопашество даетъ ныне неболее 8% чист. барыша, а пчеловодство редкiй годъ даетъ меньше 30%). Этимъ-то и объясняется то отрадное явленiе, что уже находятся разумные хозяева, которые уже нанимаютъ на пчельники свои дедовъ лишь сторожами, а собственно ухаживаютъ за пчелой сами и дети ихъ (даже и девушки въ подходящемъ платье); и ныне редко ужъ найдется селенiе, где-бы не было пчеляка—хозяина. - Правительство защищаетъ права всякого гражданина, по его заявленiю, но вместе съ темъ, какъ и прежде, оно охотно передаетъ заботу объ общемъ благе и веденiю общества (общины, волости, земства, городскiе думы, ремесленные управы и пр.). Какъ ныне ремесленные Управы, такъ вели свои дела прежде и пчеловодные Управы; Правительство никогда не закрывало пчеловодскихъ Управъ, а напротивъ всегда оказывало имъ свое особенное покровительство, такъ какъ истые пчеловоды, какъ и ихъ любимицы - пчелки, издревле отличались своимъ трудолюбiемъ, трезвостью и честностью; - эти Управы сами по себе заглохли, пропали. Возраждается пчеловодство, пора воскреснуть и пчеловодскимъ Управамъ! Прекрасно ведали свои дела наши деды—пчеловоды: - не будемъ лукаво мудрствовать, - пойдемъ-те и мы по ихъ следамъ; какъ у нихъ было заведено, заведемъ-те и мы такъ, а именно:
Когда соберетесь на Волостную сходку, соберитесь все честные пчеловоды, прикладывайтесь къ кресту Спасителя и поклянитесь другъ другу клятвой дедовъ нашихъ: «Во имя Пресвятой Троицы клянусь вамъ, братья, что буду беспрекословно и свято исполнять все приговоры судей нашихъ въ тяжбахъ моихъ по пчеловодству, по мере силъ своихъ заботиться о благополучiи мушки Божьей и радеть о доброй славе нашего дружства такъ-же, какъ и она самоотверженно радеетъ о благе общины своей, и какъ она не поколебима въ своемъ благоговенiи и преданности матушке—царице, быть такъ-же неподкупнымъ для враговъ родины святой, возлюбленного Государя нашего». Потомъ выберите изъ среды своей четверыхъ самыхъ почтенныхъ пчеловодовъ въ судьи на три года, по возможности изъ разныхъ местъ Волости, а они пусть выберутъ изъ своей среды пчеловодного старосту. Тутъ-же обяжитесь честнымъ словомъ, вносить изъ чистого дохода отъ пчелъ по 7-ми коп. съ рубля въ общую вашу запасную кассу, чтобы въ случае нечастiя съ пчельникомъ одного товарища помочь ему общими силами, чтобъ выписывать полезные книги по сельскому хозяйству и т. п.; касса и книги (библiотека) хранятся у старосты и поверяются судьями время отъ времени по усмотренiю. Книги выдаются на срокъ самимъ старостой, а денежные ссуды или пособiя по решенiю всехъ судей. - Каждому члену дружства выдать (на четвертушке) свидетельство за подписью всехъ судей, въ которомъ написать: Сей пчельникъ принадлежитъ такому - то (имя, отчество, фамилiя), члену пчеловодской общины такой-то Волости. Да хранить его Господь отъ всякой напасти! Свидетельство это хранить за стекломъ подъ иконами. - Все члены общины, а преимущественно судьи, должны, на подобiе общины мушки Божьей, стараться умножать свою общину, привлекая трезвыхъ и честныхъ молодыхъ людей въ свою среду; кто изъ нихъ пожелаетъ заняться пчеловодствомъ, то пригласить его на свой пчельникъ, поучать его и заставлять работать въ теченiи одного лета, а потомъ продать ему, сколько пожелаетъ, ульевъ, записать въ члены и помогать впредь и словомъ и деломъ; беднымъ а благонадежнымъ охотникамъ подарить улья 3 на средства общинной кассы, если не найдется великодушный жертвователь. Все члены должны заботиться объ разведенiи медоносныхъ растенiй (см. § 1). - Судьи имеютъ право следить за товарищами и ихъ пчельниками, давать наставленiя, делать выговоры, а въ случае крайности предлагать Управе, исключить недостойного члена изъ своей общины. Староста имеетъ такое-же право и надъ судьями. - Въ случае тяжбы пчеловода съ пчеловодомъ или другими лицами, обращаться къ ближайшему судье, а если-бы тяжущiеся не помирились по его решенiю, то обратиться къ Пчеловодской Управе, где для пчеловода дело решается окончательно (при разногласiи судей вопросъ решается темъ мненiемъ, которое приметъ хотя одинъ судья и староста); а если-бы третье лицо, не пчеловодъ, не приняло мирного решенiя Управы, то она обязана искать защиты пчеловодного дела у Правительственного Начальства. Въ решенiяхъ своихъ пчеловодскiе судьи пусть руководствуются, по обычаю предковъ нашихъ, следующими положенiями:
1) О местахъ подъ пчельники (посевы). а) Кто раньше занялъ известное место, тотъ имеетъ главное право, оставаться тутъ по желанiю; если его пчельникъ былъ или сделался потомъ такъ великъ, что большее количество ульевъ, поставленное вблизи, наносило-бы ему вредъ (см. § 1), то Пчеловодская Управа, ссылаясь на ту статью Наставленiй сихъ, съ которой согласны все ученые пчеловоды и здравомыслящiе люди, должны запрещать ставить вблизи новый пчельникъ, предлагать пчелаводамъ, разместившимся вблизи но позже, - отодвинуться подальше (по § 1), а въ случае безумного упрямства, обращаться къ Правительственнымъ Властямъ. Временная подвозка пчелъ къ обширнымъ липовымъ лесамъ, къ обширнымъ посевамъ (на сотняхъ десятинъ) рапсу, эспарцету, гречихи и вереску - составляютъ исключенiе; но Управа должна следить за темъ, чтобъ пчельники расставлялись вокругъ такъ, чтобъ пчеламъ одного пчельника не приходилось летать надъ другимъ пчельникомъ. Где есть еще борти, тамъ каждый бортникъ долженъ иметь свое Управой засвидетельствованное клеймо и клеймить имъ свои борти и снаружи и внутри и внизу на стенке дупла. б) Управа должна запрещать расставлять пчельники вблизи проезжихъ дорогъ и выгоновъ, а именно, въ открытыхъ местахъ ближе 100 саж., а въ рощахъ в садахъ ближе 25-ти саж. Если пчеловодъ находитъ такое место на своей усадьбе, хотя-бы и въ селенiяхъ, то соседи не имеютъ права претить ему, такъ какъ пчелы и на близшемъ указанного расстоянiи никогда не нападаютъ, а случайно улетевшiе рои могутъ залетать и за десятки верстъ. в) При сахарныхъ заводахъ и базарныхъ лавкахъ съ медомъ судьи пусть не советуютъ расставлять пчельники ближе 3-хъ верстъ, а то въ нихъ гибнетъ множество пчелы, разве если ему удастся уговорить сахаро-заводчика покрыть окна сетками. Владельцы виноградниковъ не въ праве претить пчеловодамъ, такъ какъ пчелы бессильны разгрызать даже и самые зрелые ягоды, а подбираютъ иногда только сокъ ягодъ, лопнувшихъ или поврежденныхъ птицами, осами и т. п. Хлебопашцы, лесничiе, садовники и огородники не только не въ праве претить пчеловодамъ, но на оборотъ, для своей собственной выгоды они должны привлекать къ себе пчельники (см § 3). г) Если несколько небольшихъ пчельниковъ вблизи, то они должны быть расставлены по крайней мере на 50 саж. другъ отъ друга, чтобъ другъ другу не мешать, не вред