Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия мастер-классы, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.
Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
|
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Глава V. Структура и основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:
I Смысловая сторона речи:
1. Развитие словаря
2. Формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка
3. Развитие связной речи и речевого общения
II Звуковая сторона речи:
1. Развитие просодической стороны речи
2. Коррекция произносительной стороны речи
3. Работа над слоговой структурой слова
4. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.
III Обучение элементам грамоты.
IV Развитие высших психических функций.
V Развитие общей и мелкой моторики.
Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
2-я половина апреля – диагностическое обследование по итогам учебного года.
Начиная с июня логопед проводит индивидуальную и подгрупповую работу.
Форма организации образовательной деятельности.
Фронтальная (подгрупповая по 5-6 детей) и индивидуальная. Занятия проводятся в первой половине дня. Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. И предусматривает проведение следующих видов занятий.
|
В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ
Для средней группы:
-формирование лексико-грамматических средств языка (3 занятия в неделю);
-формирование правильного звукопроизношения: развитие фонематического слуха и слоговой структуры речи (1 занятие в неделю);
-формирование связной речи (1 занятие в неделю);
Для старшей группы:
- формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи (2 занятия в неделю);
Для подготовительной группы:
- формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (3 занятия в неделю);
- формирование правильного звукопроизношения (2 занятия в неделю);
ВО ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДАХ ОБУЧЕНИЯ
Для средней группы:
- формирование лексико-грамматических средств языка (2 занятия в неделю);
-формирование правильного звукопроизношения (1 занятие в неделю);
-формирование связной речи (2 занятия в неделю);
Для старшей группы:
- формирование лексико-грамматических представлений и развития связной речи (3 занятия в неделю);
- формирование правильного звукопроизношения (2 занятия в неделю);
Для подготовительной группы:
-формирование лексико-грамматических представлений и связной речи (2 занятия в неделю);
-формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (2 занятия в неделю во втором периоде, 1 занятие в неделю в третьем периоде);
-Обучение элементам грамоты (1 занятие в неделю во втором периоде, 2 занятия в неделю в третьем периоде).
|
Продолжительность занятий:
Фронтальные логопедические занятия проводятся в утренние часы (9.00-10.00).
В средней группе 20 минут, в старшей группе 25-30 минут, в подготовительной группе 30 - 35 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут.
Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с детьми во время дневной прогулки.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Программа предусматривает утренние и вечерние консультации родителей в течение всего учебного года.
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
Глава VI. План программа коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда
Средняя группа