Глава IV. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями




Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия мастер-классы, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.

Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут по­буждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать твор­ческие игровые ситуации.

В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни стро­ится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

Глава V. Структура и основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:

I Смысловая сторона речи:

1. Развитие словаря

2. Формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка

3. Развитие связной речи и речевого общения

II Звуковая сторона речи:

1. Развитие просодической стороны речи

2. Коррекция произносительной стороны речи

3. Работа над слоговой структурой слова

4. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.

III Обучение элементам грамоты.

IV Развитие высших психических функций.

V Развитие общей и мелкой моторики.

Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

2-я половина апреля – диагностическое обследование по итогам учебного года.

Начиная с июня логопед проводит индивидуальную и подгрупповую работу.

Форма организации образовательной деятельности.

Фронтальная (подгрупповая по 5-6 детей) и индивидуальная. Занятия проводятся в первой половине дня. Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. И предусматривает проведение следующих видов занятий.

В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ

Для средней группы:

-формирование лексико-грамматических средств языка (3 занятия в неделю);

-формирование правильного звукопроизношения: развитие фонематического слуха и слоговой структуры речи (1 занятие в неделю);

-формирование связной речи (1 занятие в неделю);

Для старшей группы:

- формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи (2 занятия в неделю);

Для подготовительной группы:

- формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (3 занятия в неделю);

- формирование правильного звукопроизношения (2 занятия в неделю);

ВО ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДАХ ОБУЧЕНИЯ

Для средней группы:

- формирование лексико-грамматических средств языка (2 занятия в неделю);

-формирование правильного звукопроизношения (1 занятие в неделю);

-формирование связной речи (2 занятия в неделю);

Для старшей группы:

- формирование лексико-грамматических представлений и развития связной речи (3 занятия в неделю);

- формирование правильного звукопроизношения (2 занятия в неделю);

Для подготовительной группы:

-формирование лексико-грамматических представлений и связной речи (2 занятия в неделю);

-формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (2 занятия в неделю во втором периоде, 1 занятие в неделю в третьем периоде);

-Обучение элементам грамоты (1 занятие в неделю во втором периоде, 2 занятия в неделю в третьем периоде).

Продолжительность занятий:

Фронтальные логопедические занятия проводятся в утренние часы (9.00-10.00).

В средней группе 20 минут, в старшей группе 25-30 минут, в подготовительной группе 30 - 35 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут.

Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с детьми во время дневной прогулки.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Программа предусматривает утренние и ве­черние консультации родителей в течение всего учебного года.

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Глава VI. План программа коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда

Средняя группа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: