1. Совершенствования навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном числе и множественном числе в именительном падеже (муха-мухи, луг-луга).
2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах.
3. Совершенствование употребления в речи простых предлогов (в, на, у, под, по).
4. Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения (сидел-сидела, ходил-ходила).
6. Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными (мой мяч, новая кукла).
7. Формирование умения согласовывать числительные (один, два, три, четыре, пять) с существительными мужского и женского рода (один кот, пять рыбок).
8. Обучение различению и выделению в словосочетаниях, названий признаков предметов по вопросам: какой?, какая?, какое?.
9. Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми (Мальчик и девочка пьют сок, На ветке сидят маленькие, серые птички).
10. Совершенствование умения оставлять предложения из нескольких слов по картинкам и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами (Мама дала Кате…-Мама дала Кате куклу).
Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи.
1. Развитие речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
|
2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения.
3. Воспитание умеренного темпа речи.
4. Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
1. Закрепление правильного произношения свистящих согласных в игровой и свободной речевой деятельности.
2. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.
3. Формирование правильного уклада шипящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слов
1.Совершенствование умения передавать ритмический рисунок односложных слов и двух-, трёхсложных слов из открытых слогов.
2.Формирование умения делить на слоги двухсложные слова с закрытым слогом (вагон) и двухсложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, окно).
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
1. Закрепление понятия звук, гласный звук и умение оперировать ими. Формирование понятия согласный звук.
2. Формирование умения выделять согласные звуки Т, П, Н, М,К из ряда звуков, в конце и начале слов.
3. Формирование навыков анализа и синтеза обратных, затем прямых слогов с пройденными звуками.
4. Формирование умения подбирать слова на заданный звук.
Развитие связной речи и речевого общения
|
1. Совершенствование умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них.
2. Совершенствовать навык повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений.
3. Формировать умение составлять рассказ из 2-3 предложений о предмете и по сюжетной картинке.
4. Формирование навыка пересказа (с помощью взрослого, со зрительной опорой).
Сенсорное развитие
1. Совершенствование умения воспринимать предметы, их свойства, отношения, сравнивать предметы между собой и группировать их.
2. Совершенствовать умения обследовать предметы разными способами.
3. Совершенствовать глазомер в специальных упражнениях.
Старшая группа
Характеристика основных компонентов речи детей 6-го года жизни
с ОНР III уровня
Фразовая речь
Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.
Понимание речи
Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас
Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.