Характеристика основных компонентов речи детей 4 — 5-го года жизни с общим недоразвитием речи.




Уровень речевого развития определяется как начатки общеупотребительной речи.

Фразовая речь

Используют в речи двух-, трех-, а иногда и четырехсловные фразы. В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты.

Понимание речи

Трудности понимания слов, выраженных приставками, суффиксами.

Словарный запас

Меняется не только количественно, но и качественно: расширяется объем употребляемых существительных, прилагательных, глаголов, появляются некоторые числительные, наречия.

В речи детей наблюдаются существенные затруднения в употреблении обобщающих и отвлеченных понятий, антонимов и синонимов, По-прежнему встречается многозначное употребление слов, множественные семантические замены.

Грамматический строй речи.

Присутствует неверное грамматическое оформление слов, но тем не менее могут правильно согласовать члены предложения по грамматическим категориям.

Связная речь

Характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению названий увиденных событий и предметов.

Слоговая структура слова

Выраженные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости делают речь детей малопонятной. Наиболее типичным является сокращение количества слогов и звуков внутри слога, перестановки, уподобление, повтор и сокращение слогов и звуков.

Звукопроизношение

Фонетические возможности детей значительно отстают от нормы: наблюдаются нарушения в произношении 16-20 звуков.

Содержание коррекционно- воспитательной работы с детьми 5-го года жизни (средняя группа) с ОНР.

Содержание коррекционного обучения детей 4 - 5 лет с ОНР определяются с учетом потенциальных возможностей детей и соотносятся с общеобразовательными требованиями.

Логопедические занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме. Занятия планируются в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе.

I ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Обследование речи детей (первая половина сентября)

1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.

2. Сбор анамнестических данных.

3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций осуществляется во всех видах деятельности с детьми.

Развитие словаря.

1. Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных на основе ознакомления с окружающим.

2. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов-названий предметов ближайшего окружения, их частей, слов-названий природных явлений, названий действий, признаков предметов.

3. Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (игрушки, овощи, фрукты, ягоды, деревья,одежда, обувь, мебель, посуда).

4. Обучение правильному употреблению личных местоимений (я, мы, вы, ты, он, она, оно, они), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин), определительных местоимений, наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (один, два, три, четыре, пять), порядковых числительных (первый, второй, третий, четв ёртый, пятый).

5. Формирование понятия «слово».

Формирование грамматического строя речи.

1. Обучение дифференциации и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша0груши, сапог-сапоги).

2. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (кого?, что?,чего?,кому?,чему?) и употребление существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлогов (куклу, мишке).

3. Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи предлогов (в, на, у.)

4. Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, неси, пой, слушай, смотри), в инфинитиве (бросать, ловить, сидеть), в настоящем времени (иду, идёт, идём).

5. Обучение согласованию притяжательных местоимений (мой, моя) с существительными мужского и женского рода (моя рубашка).

6. Формирование навыка согласования прилагательных с именительном падеже (красный мяч, красная груша, красное яблоко).

7. Формирование навыков составления простого двусловного предложения и обучение согласованию подлежащего и сказуемого (Мишка сидит).

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: